Дело № 2-1505/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2014 года Клинцовский городской суд Брянской области в составе: председательствующего - судьи Мироненко С.И.,
истца–помощника прокурора г. Клинцы Брянской области Бутрим Н.А.,
соистца Шелобод И.Д.,
представителя ответчика Клинцовской городской администрации Брянской области по доверенности Лугового И.В.,
представителя третьего лица органа опеки и попечительства Клинцовской городской администрации Брянской области Моисеенко С.В.,
при секретаре Кисловой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Клинцы Брянской области в защиту интересов Шелобод И. Д. к Клинцовской городской администрации <адрес> о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор <адрес> в защиту интересов ФИО8 обратился в Клинцовский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Клинцовской городской администрации <адрес> о понуждении к совершению действий. В обоснование исковых требований прокурор <адрес> указывает, что в прокуратуру <адрес> от Шелобод И. Д. поступило заявление о том, что он относится к категории детей-сирот и до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. По данному заявлению прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что Шелобод И.Д. родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>. Как следует из свидетельства о рождении, его родителями являются ФИО2 и ФИО3. Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, над несовершеннолетним Шелобод И.Д. установлена опека. Опекуном назначена ФИО9 При установлении опеки за несовершеннолетним Шелобод И.Д закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Согласно справке, выданной ООО «Управляющая компания Управдом», по вышеуказанному адресу зарегистрированы Шелобод И.Д. и ФИО3<адрес> жилого дома составляет 12, 0 кв.метров. Согласно информации, полученной в ходе проверки из Клинцовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, сведения о правах Шелобод И.Д. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в «Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - отсутствуют. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Защиту семьи, материнства, отцовств и детства, также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничений полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации». Исходя из требований его статьи 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункт. 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 и ст. 98.1 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначенные для проживания указанных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Названные положения жилищного законодательства конкретизируются в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), имеющим цель конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В частности, Федеральный закон предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам на специализированных жилых помещений (часть 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и дет оставшихся без попечении родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Положения ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона так же закреплены в ч. 1 ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах по обеспечению дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>». Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, ст. <адрес> полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 124-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" (далее -Закон № 124-3) наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Согласно ст. 2 Закона № органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Статьей 4 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе получать средства из областного бюджета, предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий и обязаны использовать выделенные для осуществления отдельных государственных полномочий финансовые средства и материальные ресурсы по целевому назначению. Согласно ч. 4 ст. <адрес> № предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления. Из вышеприведенных законоположений следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъект Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на органы местного самоуправления за счет выделенных субъектом Российской Федерации средств. В силу п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ проживание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельства, когда общая площадь жилого помещения приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N3-1/12 "Об установлении на территории <адрес> учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилья", на территории <адрес> установлена учетная норма общей площади жилого помещения при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере менее 14 квадратных метров на одного человека. Таким образом, Шелобод И.Д. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В областном сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья, Шелобод И.Д. состоит под № 409. Частью 2 ст. <адрес> № установлено, что лица определенные в части 1 указанной статьи однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа) по договорам найма специализированных жилых помещений, а жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просит обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> предоставить Шелобод И. Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления в черте территории муниципального образования «<адрес>».
В судебном заседании истец - помощник прокурора <адрес> Бутрим Н.А. поддержала заявленные исковые требования и просила обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> предоставить Шелобод И. Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления в черте территории муниципального образования «<адрес>».
Соистец Шелобод И.Д. в судебном заседании поддержала доводы истца и пояснил, что она до настоящего времени не имеет собственного жилья.
Ответчик – представитель Клинцовской городской администрации Луговой И.В. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признал и пояснил, что Шелобод И.Д. неоспоримо имеет право на получение жилья и его требования обоснованы, однако, вопрос о внеочередном получения квартиры может быть разрешен только при наличии финансирования Клинцовской городской администрации.
Представитель третьего лица - отдела по делам семьи, охране материнства и детства, демографии Клинцовской городской администрации <адрес> ФИО6 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признала и пояснила, что Шелобод И.Д. неоспоримо имеет право на получение жилья и его требования обоснованы, однако, вопрос о внеочередном получения квартиры может быть разрешен только при наличии финансирования Клинцовской городской администрации.
Представитель третьего лица – Департамента семьи, социальной и демографической политики <адрес> в судебном заседании не явился, но предоставил письменное ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором представитель по доверенности ФИО11 просит принять решение на усмотрение суда и рассмотреть гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов Шелобод И.Д. без участия их представителя.
Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по <адрес> ФИО12 в судебное заседании не явился, хотя о месте и времени судебного заседания был своевременно извещен судебной повесткой, причины не явки не известны. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия третьего лица.
Представитель Финансового управления <адрес> в судебное заседании не явился, хотя о месте и времени судебного заседания был своевременно извещен судебной повесткой, причины не явки не известны. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия третьего лица.
Суд, выслушав доводы и мнения участников процесса, изучив имеющиеся в гражданском деле документы, приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими проведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу п.п. «ж» п.1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
В силу статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 8 (абзац второй п. 1) указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Кроме того, ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в <адрес>» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Положениями ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлю что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам их числа по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договор социального найма предоставляются вне очереди.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №58-П «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа» утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа (далее — Порядок).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шелобод И.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет в собственности жилого помещения и не является нанимателем помещения по договору социального найма. Указанные обстоятельства участниками судебного заседания не оспариваются.
На заседании жилищной комиссии Клинцовской городской администрации ДД.ММ.ГГГГ Шелобод И.Д. принят в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ года, как сирота.
Таким образом, Шелобод И.Д., имея статус социальной сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ, поставлен на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако, в нарушении норм законодательства, ему до настоящего времени не предоставлено вне очереди жилое помещение, установленное для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Справкой комитетом по управлению имуществом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Шелобод И.Д. земельные участки на территории <адрес> с 2001г. для индивидуального строительства не предоставлялись. Из уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Росреестра следует, что в ЕГРП сведения о правах на недвижимое имущество у Шелобод И.Д. отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой выданной Клинцовским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с чем, нарушены конституционные права Шелобод И.Д. по обеспечению дополнительными социальными гарантиями указанной категории детей.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора <адрес> в защиту интересов Шелобод И.Д. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Шелобод И. Д. к Клинцовской городской администрации <адрес> о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> предоставить Шелобод И. Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления в черте территории муниципального образования «<адрес>»
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Брянский областной суд, с подачей апелляционной жалобы через Клинцовский городской суд.
Судья Мироненко С.И.