Дело № 2-200/2014
 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    п. Ивня Белгородской области                                              27 августа 2014 года
 

    Ивнянский районный суд Белгородской области в составе:
 

    председательствующего судьи Шапилова А.Ф.,
 

    при секретаре                              Игнатенко И.В.,
 

    с участием: истца Фурсова С.А. и его представителя адвоката Голевой И.А.,
 

    представителя ответчика Горлова Н.С.,
 

    представителя третьего лица - управления социальной защиты населения администрации Ивнянского района Белгородской области Могильного В.М.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фурсова С.А. к администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области об обеспечении жилым помещением вне очереди,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    В обоснование заявленных требований истец сослался на те обстоятельства, что с 10 декабря 2012 года он признан нуждающимся в жилом помещении по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на внеочередное получение жилого помещения. Однако до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением, что нарушает его права.
 

    Дело инициировано иском Фурсова С.А. Истец просит суд обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
 

    В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в полном объеме. В обоснование заявленных требований они сослались на факт постановки истца на жилищный учет с 10 декабря 2012 года, то есть до 01 января 2013 года, и на положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.ст. 2 и 3 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории лиц.
 

    Представители ответчика и третьего лица полагают иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В обоснование своих возражений они сослались на то, что решением межведомственной комиссии по решению вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, созданной при администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области, истец включен в общерайонный список на получение социального жилья с 10 июня 2013 года. Вступившими в силу изменениями в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который изменил порядок обеспечения жильем лиц указанной категории путем обязания органов государственной власти субъектов РФ предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма. Нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) устанавливают иные по сравнению с прежней редакцией Федерального закона меры, направленные на реальное обеспечение жильем и его сохранение за лицами из числа детей-сирот и иных приравненных к ним лиц, в связи с чем предоставление жилья Фурсову С.А. из муниципального жилищного фонда по договору социального найма является неправомерным, поскольку противоречит изменившемуся порядку предоставления жилых помещений лицам указанной категории, действующему с 01 января 2013 года. Полагают, что включение администрацией Новенского сельского поселения Ивнянского района Белгородской области Фурсова С.А. с 10 декабря 2012 года в список на получение жилого помещения не может быть расценено как реализация им права на обеспечение жилым помещением, а также указанное право возникло у него только с момента вынесения решения межведомственной комиссии от 10 июня 2013 года, поэтому возникшие правоотношения подпадают под действие части 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающей, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Также не предусматривают предоставление жилья вне очереди и положения ст. 3.5 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» (в редакции Закона от 05 апреля 2013 года № 190). Они считают, что в связи с увеличением в Белгородской области количества лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма по достижению ими возраста 18 лет, увеличивается нагрузка на областной бюджет, что, в свою очередь, приведет к невозможности обеспечить всех желающих необходимым количеством денежных средств. Решением межведомственной комиссии администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области от 27 декабря 2012 года определен порядок предоставления жилых помещений лицам указанной категории строго по списку по дате постановки их на жилищный учет.
 

    Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Судом установлено, что истец Фурсов С.А. родился (указано) года в с. Новенькое Ивнянского района Белгородской области у одинокой матери Фурсовой В.В. Сведения об отце ребенка внесены запись акта о его рождении по заявлению матери (л.д. 2).
 

    Решением Ивнянского районного суда Белгородской области от 11 апреля 2001 года Фурсова В.В. лишена родительских прав в отношении истца (л.д. 3).
 

    На основании постановлений главы Ивнянского района Белгородской области от 13 января 1999 года № 9 и от 14 марта 2001 года № 92 истец был передан под опеку своего дедушки Фурсова В.Н., а после его смерти - под попечительство своей тёти Фурсовой Т.В. (л.д. 3-4).
 

    Постановлением администрации Новенского сельского поселения Ивнянского района Белгородской области от 10 декабря 2012 года № 22 Фурсов С.А. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющего собственного жилья (л.д. 13-14).
 

    Решением межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа от 10 июня 2013 года Фурсов С.А. включен в общерайонный список на получение социального жилья (л.д. 11).
 

    Из объяснений истца в судебном заседании следует, что несвоевременная постановка его на жилищный учет в возрасте 26 лет вызвана тем, что ни его опекуны, ни органы опеки и попечительства в лице органов местного самоуправления не предпринимали никаких мер для защиты его жилищных прав в тот период, когда он являлся несовершеннолетним, а также введением его в заблуждение относительно принадлежащих ему жилищных прав со стороны должностных лиц органов местного самоуправления по достижении им совершеннолетнего возраста, когда он в устной форме обращался в 2007 году в администрацию Новенского сельского поселения, а в 2008 году - к специалисту по защите и охране прав детства администрации Ивнянского района Могильному В.М. за разъяснением своих жилищных прав, где ему также устно было разъяснено, что он не имеет права на получение льготного жилья, поскольку за ним, якобы имеется закрепленное жилье.
 

    Факт обращения Фурсова С.А. в органы местного самоуправления в 2007 и 2008 году подтверждаются письмом начальника отдела социальной защиты населения администрации Ивнянского района Белгородской области от 24 мая 2012 года на имя заместителя главы администрации района по отраслевому развитию, (л.д. 9), а также свидетельскими показаниями Иванисова А.В.
 

    Так, из содержания письма следует, что в 2007 году заместителем главы администрации Новенского сельского поселения Ивнянского района Белгородской области Вошкиной В.В. было предложено попечителю Фурсовой Т.В. представить заявление и документы, необходимые для постановки подопечного Фурсова С.А. на жилищный учет. Однако ни попечитель Фурсова Т.В., ни сам подопечный Фурсов С.А. с заявлением не обращались и документов не представили (л.д. 9).
 

    Изложенные в письме доводы в части разъяснения жилищных прав подопечного попечителю Фурсовой Т.В. и ее с истцом бездействия, суд находит неубедительными, поскольку в силу п. 3 ст. 40 ГК РФ попечительство над истцом было прекращено в 2004 году по достижении им возраста восемнадцати лет, в связи с чем должностному лицу органа местного самоуправления следовало бы разъяснить указанные права непосредственно истцу, который очевидно был заинтересован в предоставлении ему жилого помещения и вряд ли бы проигнорировал предложение должностного лица, если бы оно в действительности к нему поступило.
 

    Из показаний свидетеля Иванисова А.В. в судебном заседании следует, что в 2008 году он лично присутствовал при разговоре Фурсова С.А. со специалистом по охране и защите прав детства органа опеки и попечительства районной администрации Могильным В.М., который пояснил истцу, что тот не имеет права на получение льготного жилья.
 

    Показания данного свидетеля суд расценивает как объективные и достоверные, поскольку они не противоречивы, последовательны и соответствуют другим доказательствам, имеющимся в материалах дела.
 

    Тот факт, что Фурсов С.А. не имеет в собственности закрепленного за ним жилья, подтверждается уведомлением Ивнянского отдела Росреестра по Белгородской области от 29 мая 2014 года, согласно которому в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах истца на недвижимое имущество, в том числе на жилые помещения (л.д. 16).
 

    Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
 

    Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
 

    Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) и ст.ст. 2 и 3 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
 

    Исходя из содержания указанных выше положений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
 

    Положения перечисленных норм не содержали указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
 

    В соответствии с п.п. «к» и «ж» ч. 1 ст. 72 и ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
 

    В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
 

    Следовательно, ссылка представителей ответчика и третьего лица на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Белгородской области осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
 

    То же касается и указания представителя третьего лица на предоставление жилого помещения в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Сам по себе факт такого учета означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
 

    Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
 

    Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
 

    Учитывая, что право на обеспечение жилым помещениям было реализовано Фурсовым С.А. путем обращения в 2012 году в администрацию Новенского сельского поселения Ивнянского района Белгородской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, принятием его в том же году на соответствующий учет до 01 января 2013 года, то есть до момента вступления в силу изменений в законодательстве, регулирующих отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, суд приходит к выводу о применении к возникшим правоотношениям положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст.ст. 2 и 3 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» в редакциях, действовавших на момент постановки истца на жилищный учет 10 декабря 2012 года.
 

    Право на обеспечение жилым помещениям было реализовано Фурсовым С.А. до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Белгородской области от 05 апреля 2013 года № 190 «О внесении изменений в Закон Белгородской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области», и не могло быть поставлено в зависимость от времени постановки истца на учет межведомственной комиссией.
 

    Ссылки представителей ответчика и третьего лица на необходимость применения положений указанного законодательства в редакции, действующей с 01 января 2013 года, неубедительны, и основаны на неверном толковании п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 2 ст. 2 Закона Белгородской области от 05 апреля 2013 года № 190 «О внесении изменений в Закон Белгородской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области», предусматривающих, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона), Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и положений Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» (в редакции настоящего Закона Белгородской области) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и Закона Белгородской области, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и Закона Белгородской области.
 

    Положения указанных норм права в силу своей конкретности, предметности и однозначности не допускают какого-либо другого толкования их содержания.
 

    В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, отсутствие истца на учете нуждающихся в жилых помещениях до достижения им возраста 23 лет без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его требования о предоставлении ему вне очереди жилого помещения, в связи с чем суд обязан выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
 

    Как установлено судом, несвоевременная постановка истца на жилищный учет вызвана ненадлежащим выполнением обязанностей по защите его прав в тот период, когда он бы несовершеннолетним, его опекуном и попечителем, в обязанности которых входило содействие в осуществлении подопечным своих прав и исполнения обязанностей (ст. 31-33, 36 ГК РФ), а также бездействием органов опеки и попечительства в лице органов местного самоуправления, в функции которых входит надзор за деятельностью опекунов и попечителей (п. 3 ст. 34 ГК РФ).
 

    Указанные причины признаются судом уважительными, в связи с чем требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.
 

    В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» (в редакции, действующей до 01 января 2013 года) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа производится посредством предоставления им жилых помещений в границах соответствующего муниципального района в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренных для одинокого гражданина - не менее 33 кв. м.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 204 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Иск Фурсова С.А. к администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области об обеспечении жилым помещением вне очереди признать обоснованным.
 

    Обязать администрацию муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области предоставить Фурсову С.А., (указано) года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ивнянский районный суд Белгородской области.
 

    Председательствующий - подпись - А.Ф. Шапилов
 

    Решение суда принято в окончательной форме 01 сентября 2014 года.
 

    Председательствующий - подпись - А.Ф. Шапилов