Дело № 2-181/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск «06» августа 2014 года
Гремячинский городской суд Пермского края в составе:
судьи Козель Н.Ю.
с участием представителяя Ш городского поселения Ф, на основании доверенности
при секретаре Котовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузьминой Марии Михайловны о признании незаконным решения Ш городского поселения, изложенное в письме от 19.03.2014г. № 49-К 01\24 об отказе в проведении оценки соответствия одноэтажного бревенчатого одноэтажного жилого дома общей площадью 34,4 кв.м., расположенного по адресу:<адрес>, установленным для жилых помещений требованиям и признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания граждан
у с т а н о в и л:
Заявитель Д обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Ш городского поселения, изложенное в письме от 19.03.2014г. № 49-К 01\24 об отказе в проведении оценки соответствия одноэтажного бревенчатого одноэтажного жилого дома общей площадью 34,4 кв.м., расположенного по адресу:<адрес>, установленным для жилых помещений требованиям и признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания граждан, мотивируя свои требования тем, что дд.мм.гггг она обратилась в Ш городского поселения с заявлением о проведении межведомственной комиссией оценки (обследования) соответствия одноэтажного бревенчатого жилого дома общей площадью 34,4 кв.м. (жилая площадь 25,4 кв.м., баня с п/банником, конюшня, навес, уборная, колодец, тротуар, забор), расположенного по адресу:<адрес> установленным для жилых помещений требованиям и признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания граждан. дд.мм.гггг в письме № 49-К 01/24 Ш просит её представить дополнительные документы, предусмотренные в пункте 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг № (далее - Положение), и тем самым, отказывая ей в проведении оценки соответствия жилого дома. С данным решением Ш она не согласна. Считает, что решение Ш является незаконным, необоснованным по следующим основаниям.
На основании пункта 45 Положения, Ш посчитала, что заявителю необходимо представить следующие дополнительные документы: копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В заявлении заявитель указывает на то, что Ш не были учтены следующие обстоятельства.
Копии правоустанавливающих документов должны быть представлены только на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном случае право на жилой дом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в установленном порядке, собственником жилого дома является С, который перешел ей в собственность по договору купли-продажи от дд.мм.гггг года. Согласно пункту 45(2) Положения, сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение запрашиваются межведомственной комиссией самостоятельно. Она является нанимателем жилого дома (проживает в жилом доме с дд.мм.гггг года), на праве собственности жилой дом ей никогда не принадлежал. В связи с чем, она не обязана представлять Ш копии правоустанавливающих документов на жилое помещение. Кроме того, документы, подтверждающие её права как нанимателя жилого помещения ранее уже были представлены Ш. Заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, представляется в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Отсюда следует, что такое заключение представляется только в отношении многоквартирного дома. В данном случае предметом оценки является индивидуальный жилой дом, а не многоквартирный. Следовательно, она не должна представлять Ш заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения представляется в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям. Исходя из этого, данное заключение должно быть представлено не во всех случаях, а только когда это необходимо. В настоящий момент нет такой необходимости, и соответственно, у неё не имеется оснований для представления Ш заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания по усмотрению заявителя. В данном случае заявитель не усмотрел оснований для представления Ш заявлений, писем, жалоб граждан на неудовлетворительные условия проживания. дд.мм.гггг в адрес Ш ею был нарочным подан ответ на письмо от дд.мм.гггг № 49-К 01/24, содержащий вышеназванные обстоятельства, а также просьбу повторно рассмотреть заявление о проведении оценки соответствия жилого дома установленным для жилых помещений требованиям и признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания граждан. Ответ на письмо от дд.мм.гггг № 49-К 01/24 был надлежащим образом принят и зарегистрирован Ш, что подтверждается отметкой в штемпеле входящей документации, однако Ш на поданный ею ответ никак не отреагировала. В соответствии с пунктом 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. Согласно пункту 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
До настоящего времени оценка соответствия жилого дома Ш не проведена, жилой дом пригодным либо непригодным для проживания не признан, Кузьмина М.М. полагает, что тем самым существенно нарушаются её права и свободы, как нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также свидетельствует о бездействии Ш. Кроме того, решение Ш, изложенное в письме от дд.мм.гггг № 49-К 01/24, расценивается ею как отказ в удовлетворении заявления, в частности в проведении оценки соответствия жилого дома, так как незаконно возлагает на неё обязанность представить дополнительные документы.
дд.мм.гггг Гремячинским городским судом<адрес> по делу № было принято решение признать Д нуждающейся в жилом помещении и принять Кузьмину М.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что занимаемое ею жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. В последующем данное решение было обжаловано в<адрес>вой суд, однако кассационная жалоба Ш была оставлена без удовлетворения. дд.мм.гггг жилой дом был обследован межведомственной комиссией, назначенной постановлением Ш городского поселения от дд.мм.гггг № 97. В ходе обследования было выявлено ухудшение эксплуатационных характеристик строительных конструкций здания вследствие физического износа в процессе эксплуатации. В связи с этим, межведомственной комиссией было принято решение (в виде заключения) от дд.мм.гггг года, из которого следует, что имеется необходимость и возможность проведения капитального ремонта жилого дома, однако межведомственной комиссией не был учтен и установлен процент физического износа жилого дома, что существенно повлияло на результат выводов межведомственной комиссии. Согласно справке Ш отдела Губахинского филиала ГУП «ЦТИ» от дд.мм.гггг № 591, жилой дом имеет физический износ 66% по состоянию на дд.мм.гггг года.
На основании пункта 2.2. «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от дд.мм.гггг № 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. Согласно техническому заключению Губахинского филиала ГУП «ЦТИ» от 22.02.2011года, жилой дом был построен в 1950 году, фундамент дома имеет массовые
повреждения и разрушения, прогрессивные сквозные трещины, с восточной стороны
отклонение от вертикали; наружные стены бревенчатые, имеют искривление
горизонтальных линий фасада, следы увлажнения и гнили нижних венцов, у карниза и под
подоконными проемами, имеет место продуваемость и промерзание стен, нарушение
жесткости сруба; перекрытие деревянное, по балкам, утепленное, при обследовании
перекрытия установлено: ощутимая зыбкость, диагональные, продольные и поперечные
трещины, заметный прогиб, в местах у стен и в пролете имеется обнажение древесины,
поражение гнилью и жучком; в полах наблюдаются повреждения досок гнилью, прогибы,
просадки, изломы, вздутие ДВП, разрушение пола; оконные коробки и подоконные доски полностью поражены гнилью и жучком, все сопряжения разрушены. Техническое состояние фундаментов, стен и полов - недопустимое, техническое состояние перекрытия - ограниченно работоспособное. Техническое состояние в целом оценивается непригодное для дальнейшей эксплуатации вследствие ограниченно работоспособного и недопустимого технического состояния основных несущих строительных конструкций, угрожающих безопасности находящихся в нем людей.
В соответствии с пунктом 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Заявитель обращает внимание суда, на то, что капитальный ремонт жилого дома Ш так и не был проведен, по истечении времени техническое состояние жилого дома ухудшилось.
Она является пенсионером (на сегодняшний день 87 лет), и материально не имеет возможности привести жилой дом в надлежащее состояние. К тому же, проведение ремонта однозначно приведет жилой дом в наиболее непригодное, ненадлежащее состояние и по стоимости будет превышать строительство нового дома.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 8 Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с пунктом 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из указанных норм, проведение оценки соответствия жилого дома, признание жилого дома пригодным (непригодным) для проживания по её заявлению возложено на Ш.
Согласно пунктам 48, 49 Положения, по окончании работы комиссия составляет в трех экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, либо в случае обследования помещения комиссия составляет в трех экземплярах акт обследования помещения.
Соответственно, надлежащим доказательством пригодности (непригодности) жилого помещения является Акт межведомственной комиссии, составленный в установленном порядке.
С учетом того, что межведомственная комиссия по вопросу признания жилого дома пригодным (непригодным) уполномоченным органом не собиралась -соответствующий акт не составлялся. Между тем, именно Акт межведомственной комиссии, а не иные документы, является надлежащим доказательством факта непригодности жилого помещения.
Кузьмина М.М. полагает, что Ш, не совершив требуемых действий по проведению оценки (обследования) соответствия жилого дома по её заявлению нарушила её права и свободы, создала препятствия для осуществления заявителем его прав и свобод, так как она нуждается в жилом помещении, поскольку не имеет своего жилья и проживает в жилом доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Заявитель, в связи с указанным, со ссылкой на положения правовых норм ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ просит признать незаконным решение Ш городского поселения, изложенное в письме от 19.03.2014г. № 49-К 01\24 и обязать Ш городского поселения устранить допущенные нарушения её прав и свобод, путем проведения оценки (обследования) соответствия одноэтажного бревенчатого жилого дома общей площадью 34, 4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание заявительница Кузьмина М.М. не явилась, просит рассмотреть дело без её участия.
3-е лицо С в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Ш городского поселения Ф с требованиями заявительницы не согласилась и пояснила, что решения, которое просит признать незаконным заявительница Ш городского поселения не принималось, на заявление Кузьминой М.М. о проведении обследования межведомственной комиссией жилого дома Ш городского поселения был дан ответ – рекомендация от 19.03.2014г. с просьбой предоставить необходимые документы. Кузьминой М.М. на письмо от 19.03.2014г. дан ответ о том, что она необходимости в предоставлении запрашиваемых документов не усматривает. Кроме того, жилой дом по указанному в заявлении адресу обследовался межведомственной комиссией 27.07.2010г., решением Ш городского суда от 29.04.2011г. семья Кузьминой Марии Михайловны признана нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что занимаемое жилое помещение не отвечает установленным для жилья помещений требованиям и Ш городского поселения по решению суда была обязана принять семью Кузьминой М.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данное решение суда исполнено, Кузьмина М.М. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Суд, заслушав представителя Ш Ф, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а так же не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту.
Судом установлено, что 06.03.2014г. Кузьмина М.М. обратилась с заявлением в Ш Гремячинсокго городского поселения о проведении межведомственной комиссией оценки (обследования) соответствия одноэтажного бревенчатого жилого дома общей площадью 34,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> край <адрес> установленным для жилых помещений требованиям и признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания граждан. дд.мм.гггг в ответе на обращение граждан № 49-К 01/24 Ш просит её представить дополнительные документы, предусмотренные в пункте 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг № 47.
Собственником дома по адресу: <адрес> край является С, на основании договора купли-продажи от 12.04.2013г., заключенного между К и С.
Решением Ш городского суда<адрес> от 29.04.2011г. Кузьмина Мария Михайловна признана нуждающейся в жилом помещении и в настоящее время она состоит на учете в Ш городского поселения в качестве нуждающийся в жилом помещении.
До 12.04.2013г. Кузьмина М.М. проживала в доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащим её сыну К. В настоящее время собственником указанного жилого дома является С Данные обстоятельства не оспариваются заявительницей, установлены решением суда от 29.04.2011г.
В заявлении Кузьмина М.М. указывает, что Ш городского поселения не совершила требуемых действий (обследование дома), тем самым нарушила её права и свободы, создала препятствие для осуществления заявителем его прав и свобод, так как Кузьмина М.М. нуждается в жилом помещении, поскольку не имеет своего жилья и проживает в жилом доме, не отвечающем требованиям установленным для жилых помещений.
Вместе с тем, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от дд.мм.гггг N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Также в п. 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции указывается, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от дд.мм.гггг "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязанность по предоставлению необходимых документов с целью проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, законодателем возлагается на заявителя.
Поскольку поданное Кузьминой М.М. заявление надлежащим образом оформлено не было, необходимые документы, указанные в п. 45 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в полном объеме, не представлены, Ш городского поселения Кузьминой М.М. было предложено представить необходимые документы.
Суд приходит к выводу, что действия органа местного самоуправления были совершены в соответствии с законом в пределах предоставленных полномочий, нарушения прав заявителя со стороны Ш городского поселения не имеется, возможность разрешения заявления Кузьминой М.М. о проведении обследования (оценки) межведомственной комиссией жилого дома по адресу: <адрес>. 99 не утрачена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Кузьминой М.М. о признании незаконным решения Ш городского поселения, изложенное в письме от 19.03.2014г. № 49-К 01\24 об отказе в проведении оценки (обследования) соответствия одноэтажного бревенчатого жилого дома общей площадью 34,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и понуждении провести оценку (обследование) бревенчатого жилого дома – отказать.
Судья Н.Ю. Козель