Дело № 2-169/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск 19 августа 2014 г.
Гремячинский городской суд Пермского края в составе судьи Козель Н.Ю.
при секретаре Котовой Е.В.
с участием зам. прокурора Юнусовой Ф.Г.
истицы Трухиной Я.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гремячинске гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска в интересах Трухиной Я. С. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метров.
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Гремячинска обратился в суд с иском в интересах Трухиной Я.С. к ответчикам о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв. метров, мотивируя свои требования тем, что Трухина Я.С. дд.мм.гггг г.р. обратилась в прокуратуру города Гремячинска с заявлением о защите её жилищных прав, как лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По ее заявлению прокуратурой города проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что Трухина Я. С. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением Гремячинского городского суда родители Трухиной Я.С. – М. и Т. лишены родительских прав. Трухина Я.С. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно постановлению главы администрации Шумихинского сельского поселения № 2 от 10.01.2012г. «О признании жилых помещений непригодными для проживания» дом по <адрес> признан непригодным для проживания. Согласно заключению межведомственной комиссии Шумихинского сельского поселения от 24.06.2013г. дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно информации ТУ Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам от 14.07.2014г. № 2290, Трухина Я. С., дд.мм.гггг. действительно состоит на регистрационном учете детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения по Гремячинскому муниципальному району с 15.08.2012г. Трухина Я.С. обращалась 18.07.2013г. в ТУ с заявлением о включении в список на получение жилья из специализированного жилищного фонда. Решением комиссии ТУ МСР Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам от 26.08.2013г. Трухина Я.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В настоящее время Трухиной Я.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда не предоставлено.
В соответствии со ст. 1 закона Пермского края «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 107-ПК исполнительная власть в Пермском крае осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
В судебном заседании зам. прокурора Юнусова Ф.Г. исковые требования прокурора г. Гремячинска поддержала в полном объеме, изложив доводы аналогичные доводам искового заявления.
Истица Трухина Я.С. так же поддержала требования прокурора г. Гремячинска в полном объеме.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, письменный отзыв представлен.
Представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам просит рассмотреть дело без его участия.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав документы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от дд.мм.гггг N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от дд.мм.гггг № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от дд.мм.гггг № 185-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Как указано в частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Судом установлено, что Трухина Я. С. относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители: мать – М. и отец-Т. решением Гремячинского городского суда от 23.12.2009г. лишены родительских прав.
Трухина Я.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно постановлению главы администрации Шумихинского сельского поселения № 2 от 10.01.2012г. «О признании жилых помещений непригодными для проживания» дом по <адрес> признан непригодным для проживания. Согласно заключению межведомственной комиссии Шумихинского сельского поселения от 24.06.2013г. дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ГУП ЦТИ Пермского края Трухина Я.С. и её малолетняя дочь Г. не являются собственниками жилых помещений.
19.06.2014г. Трухина Я.С. окончила Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский государственный профессионально-педагогический колледж» г. Пермь ( л.д. 10-12).
Трухина Я.С. обратилась 18.07.2013г. в Территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам с заявлением о включении в список на получение жилья из специализированного жилищного фонда. Решением комиссии ТУ МСР Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам от 26.08.2013г. Трухина Я.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В настоящее время Трухиной Я.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда не предоставлено, она вынуждена снимать квартиру с малолетней дочерью в г. Перми.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. № 1194-п утвержден порядок предоставления детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, который фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление специализированных жилых помещений. КГБУ « Дирекция по капитальному строительству» на которое в своем отзыве ссылается Правительство Пермского края как на учреждение, уполномоченное в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых, помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения, в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции от 02.07.2013г) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения должна быть возложена на Правительство Пермского края как на исполнительный орган Пермского края.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Гремячинска удовлетворить.
Обязать Правительство Пермского края предоставить Трухиной Я. С., дд.мм.гггг, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метров.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гремячинский городской суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Н.Ю. Козель