Дело № 2-316/2014
 

    РЕШЕНИЕ
 

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    ДД.ММ.ГГГГ         <адрес>                                                                                                                                    
 

    <адрес> районный суд <адрес> в составе:
 

    Председательствующего судьи ФИО7.,
 

    с участием:
 

    помощника прокурора <адрес> ФИО3,
 

    представителя заинтересованного лица администрации <адрес>», по доверенности ФИО4
 

    при секретаре ФИО2,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <адрес> <адрес> о признании незаконным бездействия,
 

у с т а н о в и л :
 

    <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в районный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействия администрации <адрес>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по созданию системы централизованного оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

    В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 просила приобщить к материалам дела уточненные прокурором заявленные требования и просила обязать администрацию <адрес>» <адрес>, в срок до 31 декабря 2014 года, создать систему централизованного оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: разработать и утвердить план оповещения и информирования населения муниципального образования <адрес> «Верхнехотемльский сельсовет»; разработать и утвердить схему расстановки оконечных устройств системы оповещения муниципального образования «<адрес>»; установить на территории муниципального образовать сеть электросиренного оповещения и громкоговорящего вещания.
 

    Отсутствие системы централизованного оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера было выявлено прокуратурой <адрес> 01 июля 2014 года в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности <адрес> <адрес>.
 

    Проведенная проверка показала, что специализированные средства оповещения населения в муниципальном образовании отсутствуют, схема расстановки устройств системы оповещения <адрес> <адрес> не разработана и не утверждена.
 

    В результате бездействия органа местного самоуправления по созданию системы централизованного оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушаются права неопределенного круга лиц на защиту граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации (отдельных его частей), объектов
производственного и социального назначения, а также окружающей среды от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

    Названные обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией <адрес> положений Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ, ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.6, ст.11 Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
 

    В связи с чем, прошу признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>» <адрес>области, выразившееся в непринятии мер к созданию системы централизованного оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
 

    На основании изложенного, прошу обязать администрацию       муниципального       образования <адрес>» <адрес> в срок до 31 декабря 2014 года создать систему централизованного     оповещения     населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

    Представитель заинтересованного лица администрации <адрес>» <адрес>, по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснил, что заявленные прокурором требования признает и не возражает против их удовлетворения.
 

    Представитель заинтересованного лица - начальник отдела надзорной деятельности по <адрес> по пожарному надзору ФИО5, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл, о причинах своей неявки суд не уведомил, предоставил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
 

    В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
 

    Заслушав мнение помощника прокурора <адрес> ФИО3, полагавшей удовлетворить заявленные требования и, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в суд
с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации,
муниципальных образований.
 

    В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации органы
государственной власти, органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы.
 

    В силу положений ч.2 ст.8 Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ на органы местного самоуправления возложены полномочия самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе, создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивать своевременное оповещение населения об указанных опасностях и угрозах чрезвычайных ситуаций.
 

    Согласно ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
 

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
 

    Исходя из положений ст. 6, ч. 2 ст. 11 Закона N 68-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
 

    Само по себе оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, исходя из содержания вышеупомянутых норм, включает в себя комплекс мероприятий по оперативному доведению до населения информации о возникших или прогнозируемых ситуациях доступным для населения способом.
 

    В силу положений ч. 3 ст. 18 Закона N 28-ФЗ «О гражданской обороне» установлено, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
 

    Положением о системах оповещения, утвержденного Приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 376 от 25.07.2006 года, предусмотрено создание систем оповещения на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться (п. 4).
 

    Основной задачей муниципальной системы оповещения, является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС (государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования (п. 10). Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания (п. 12).
 

    В судебном заседании установлено, что в <адрес>» <адрес> отсутствует система централизованного оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем необходимо: разработать и утвердить план оповещения и информирования населения муниципального образования <адрес>»; разработать и утвердить схему оповещения и информирования населения муниципального образования <адрес>»; разработать и утвердить схему расстановки оконечных устройств системы оповещения муниципального образования <адрес>»; установить на территории муниципального образовать сеть электросиренного оповещения и громкоговорящего вещания.
 

    Установленные обстоятельства подтверждаются предоставленным суду актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора <адрес> в присутствии главы администрации МО «Верхнехотемльский сельсовет».
 

    При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет заявленные прокурором <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц требования, в полном объеме.
 

    На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
 

 

           Р Е Ш И Л :
 

    Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>» <адрес>, выразившееся в отсутствии системы централизованного оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении       чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

    Обязать администрацию муниципального образования <адрес>» <адрес>, в срок до 31 декабря 2014 года, создать систему централизованного оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: разработать и утвердить план оповещения и информирования населения муниципального образования <адрес> разработать и утвердить схему оповещения и информирования населения муниципального образования <адрес> разработать и утвердить схему расстановки оконечных устройств системы оповещения муниципального образования <адрес>»; установить на территории муниципального образовать сеть электросиренного оповещения и громкоговорящего вещания.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд, через <адрес> районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента вынесения.
 

    Решение подлежит направлению главе администрации <адрес> в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу.
 

    Сообщение об исполнении решения подлежит направлению в суд в течение месяца со дня получения решения.
 

    Председательствующий судья                                       ФИО8