Дело №2-241/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

 

    11 сентября 2014 года с. Аскино Республика Башкортостан
 

    Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2014 года.
 

    Решение в окончательной форме составлено судом 15 сентября 2014 года.
 

    Аскинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гиндуллиной Г.Ш., при секретаре Гайнановой Н.З., при участии представителя истца Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан ФИО, действующей по доверенности от 03 июня 2014 года, ответчика Талибуллиной М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан к Талибуллиной М.Г. о расторжении договора о субсидировании и возврате денежных средств,
 

у с т а н о в и л:
 

    Администрация муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к Талибуллиной М.Г., указывая, что 23 ноября 2011 г. между истцом и ответчиком, руководствуясь районной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Аскинском районе Республики Башкортостан на 2011 год, утвержденной с изменениями и дополнениями решением Совета муниципального района № от 24.05.2011 года (далее Программа), на основании протокола заседания комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при Администрации Аскинского района от 22.11.2011 г. № 2, распоряжения Администрации района №494/р от 23.11.2011 года был заключен договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № 21. по данному договору истец перечислил средства местного бюджета в размере <данные изъяты> руб. на расчетный счет ответчицы, что подтверждается платежным поручением № от 06.12.2011 г.
 

    Талибуллина М.Г. была ознакомлена с условиями договора, однако нарушила условия договора, и прекратила сою деятельность и снялась с учета в налоговом органе до истечения 12 месяцев, а именно 15.03.2013 г., тем самым, нарушив условия п.п. 2.2.4 и 2.2.5 договора.
 

    07 мая 2013 года ответчице было направлено письмо с требованием о возврате бюджетных средств на основании невыполнения условий договора. Ответчик возврат денежных средств не совершила.
 

    Администрация муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан просит суд расторгнуть договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от 23.11.2011 г., заключенный между Администрацией муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан и Талибуллиной М.Г., взыскать с ответчицы в пользу истца сумму средств местного бюджета предоставленных ей по договору в качестве субсидирования ее затрат, в размере <данные изъяты> руб. за невыполнение обязательств получателя.
 

    В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в иске, просил удовлетворить.
 

    Ответчица Талибуллина М.Г. исковые требования администрации не признала, суду пояснила, что, заключив договор о субсидировании, она потратила полученные средства по целевому назначению, а именно построила зимник для пчел, приобрела пчелосемьи. Считает, что пункт договора о целевом использовании денежных средств является главенствующим. Она ликвидировалась как индивидуальный предприниматель, чтобы не нести убытки. Истца о ликвидации она уведомила устно, приходила к ответчику и сказала об этом специалисту ФИО Считает требования о возврате бюджетных средств необоснованной, поскольку о ликвидации сообщила истцу устно, а обязанность вести предпринимательскую деятельность в течение 12 месяцев второстепенным условием заключения договора. Договор предусматривает возврат субсидии только в случае нецелевого использования денежных средств. По ее мнению она сохраняет рабочее место, т.к. как содержала пчел, так и их и содержит в зимнике, который построила на средства от субсидии, производит мед и его продает, также при необходимости нанимает работников в хозяйстве. Налоги не платит, т.к. не является индивидуальным предпринимателем.
 

    Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Пунктом 1 ст. 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
 

    В силу статьи 28 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
 

    В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
 

    Согласно ч. 1. ст.78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
 

    Согласно ч.3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления, субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
 

    В соответствие с Программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Аскинском районе на 2011 год, утвержденной решением Совета муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан № от 14 декабря 2010 года 23 ноября 2011 года между Администрацией муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан и Талибуллиной М.Г. заключен договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № за счет республиканского бюджета в соответствии со сметой расходов согласно Приложению № 1.
 

    Согласно п. 2.2.1 заключенного между сторонами договора ответчица обязалась использовать выделенные субсидии в соответствии со сметой расходов согласно Приложению 1 по целевому назначению.
 

    Пунктом 2.2.4 заключенного между сторонами договора предусмотрено, что ИП Талибуллина М.Г. обязуется сохранять или увеличивать общее количество созданных рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения поддержки; пунктом 2.2.5 – уведомлять Администрацию о проведении реорганизации, ликвидации, а также введении процедур банкротства в отношении Получателя.
 

    Согласно пункта 5.1 заключенного между сторонами договора получатель несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса. Получатель несет ответственность за недостоверность представляемых в Администрацию сведений и документов, за соблюдение условий и порядка предоставления субсидий, предусмотренных Программой.
 

    Факт перечисления денежных средств истцом на счет ответчика сторонами не оспаривался и подтверждается платежным поручением № от 06.12.2011 года.
 

    Сторонами не оспаривалось, что в течение срока действия договора, заключенного с истцом, ответчица регулярно отчитывалась о своей предпринимательской деятельности и подписывала акты, подтверждающие ее ведение, однако не сообщила истцу о том, что прекратила предпринимательскую деятельность 15 марта 2013 года. При сверке документов с Межрайонной инспекцией № по Республике Башкортостан 18 апреля 2014 года выяснилось, что ответчица прекратила индивидуальную деятельность до истечения срока договора.
 

    07 мая 2014 года в адрес ответчицы было направлено уведомление о возврате субсидии, однако ответчица денежные средства не возвратила.
 

    Согласно свидетельству о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства 15 марта 2013 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Талибуллина М.Г.
 

    Поскольку Талибуллина М.Г. прекратила свою предпринимательскую деятельность до истечения 12-месячного периода действия договора в нарушение п.п. 2.2.4 заключенного между сторонами договора, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Талибуллина М.Г. была ознакомлена с условиями договора и согласилась с ними, подписав договор. Никаких доказательств, опровергающих доводы истца и установленные в суде обстоятельства, ответчицей не представлено.
 

    Доводы ответчика о том, что она должна быть освобождена от ответственности за частичное или неполное исполнение обязательств, в связи с тем, что уведомил в устной форме истца не является состоятельным. В силу п.1 ст. 451 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершаются в той же форме, что и договор. Из смысла названной нормы права следует, что письменный договор может быть изменен или расторгнут только в письменный форме. Талибуллина М.Г. не отрицала, что с письменным уведомлением, требованием о расторжении договора к Администрации не обращалась.
 

    Доводы ответчика о том, что прекращение ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателяносит вынужденный характер, в связи с гибелью пчелосемей, суд не принимает во внимание, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства Талибуллина М.Г. 15 марта 2013 года прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием ею решения о прекращении данной деятельности. Решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства Талибуллиной М.Г. несостоятельным (банкротом) суду не представлено.
 

    Довод ответчика о том, что она сохранила рабочее место не основано на законе. Так ст. 20 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодателем признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поскольку Талибуллина М.Г. прекратила свою предпринимательскую деятельность 15.03.2012 г., то с этой даты она не является работодателем в целях осуществления предпринимательской деятельности.
 

    В части, того, что средства были потрачены Талибуллиной М.Г. по целевому назначению также не подтверждаются материалами дела. Сторонами не оспаривалось, что денежные средства по договору о субсидировании потрачены Талибуллиной М.Г. на приобретение стройматериалов для строительства зимника для пчел. Вместе с тем, пунктом 8.1.1 Программы установлено, что на получение финансовой поддержки имеют право претендовать субъекты малого предпринимательства, занятые в приоритетных направлениях видов деятельности района. Утратив статус индивидуального предпринимателя, Талибуллина М.Г. перестала отвечать требованиям Программы, также не достигнуты цели заключения договора – поддержка индивидуального предпринимателя, который обязуется работать в течение не менее 12 месяцев со дня получения субсидии.
 

    В силу п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что вправе была рассчитывать при заключении договора.
 

    Поскольку суд пришел к выводу о том, что Талибуллиной М.Г. было нарушено условие договора, то требование истца о расторжении договора о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от 23 ноября 2011 года, заключенного между ним и ответчиком Талибуллиной М.Г. подлежит безусловному удовлетворению.
 

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    иск Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан к Талибуллиной М.Г. о расторжении договора о субсидировании и возврате денежных средств удовлетворить.
 

    Расторгнуть договор о субсидировании на начальной стадии становления бизнеса № от 23 ноября 2011 года, заключенный между Администрацией муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан и Талибуллиной М.Г..
 

    Взыскать с Талибуллиной М.Г. в пользу Администрации муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан денежные средства по договору № от 23 ноября 2011 года в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Аскинский районный суд Республики Башкортостан.
 

    Судья: Г.Ш.Гиндуллина