Гр. дело № 2-1191/14
 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
 

    «08» сентября 2014 года г. Аксай
 

    Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
 

    Председательствующего судьи: Барановой Н.В.
 

    при секретаре: Банниковой Е.Н.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Аксайского района в интересах Педенко Н.М. к Администрации Аксайского района, третье лицо Управление образования Администрации Аксайского района об обязании предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, взамен непригодного для проживания (аварийного),
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Аксайского района Ростовской области, действующий в интересах Педенко Н.М. (далее - истец) обратился в суд с иском к Администрации Аксайского района, Управлению образования Администрации Аксайского района (далее - ответчики) об обязании предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, взамен непригодного для проживания (аварийного). В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой Аксайского района проведена проверка соблюдения жилищных прав Педенко Н.М, относящейся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
 

    В ходе проверки установлено, что Распоряжением главы Администрации Аксайского района от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживает Педенко Н.М., признан непригодным (аварийным) для постоянного проживания. До настоящего времени иное жилое помещение Педенко Н.М. взамен непригодного не предоставлено.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, истец просил суд обязать Администрацию Аксайского района предоставить Педенко Н.М. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взамен непригодного для проживания (аварийного).
 

    В судебном заседании судом были приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просил суд исключить из числа ответчиков Администрацию Аксайского городского поселения, перевести Управление образования Администрации Аксйского района из числа третьих лиц в соответчики, обязав таким образом Администрацию Аксайского района и Управление образования Администрации Аксайского района предоставить Педенко Н.М. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взамен непригодного для проживания (аварийного).
 

    Представитель истца – помощник прокурора Аксайского района Дологодина Ю.А. поддержала уточненные исковые требования, просила удовлетворить иск в полном объеме.
 

    Представитель ответчика, Рыбалко И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, пояснила, что Педенко Н.М. грубо нарушались положения договора социального найма жилого помещения. В занимаемом помещении Педенко Н.М. проживала непостоянно, соответственно и содержанием имущества занималась непостоянно. Согласно актам обследования от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение находилось в удовлетворительном состоянии. Повреждение тепловодов и промерзание конструкций произошло по вине нанимателя, которая не обеспечила должное содержание и сохранность жилого помещения, и за пятилетний срок владения довела жилое помещение до аварийного состояния. Действиями Педенко Н.М. нанесен вред имуществу муниципального образования «Аксайский район».
 

    Представитель Управления образования Администрации Аксайского района, Иванова Е.В. в судебном заседании исковые требования также не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
 

    Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Аксайского района в интересах Педенко Н.М. по следующим основаниям.
 

    В ходе судебного заседания установлено, что Прокуратурой Аксайского района проведена проверка соблюдения жилищных прав Педенко Н.М, относящейся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
 

    В ходе проверки установлено, что Педенко Н.М. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
 

    Указанное жилое помещение было предоставлено Педенко Н.М. на основании постановления главы Администрации Аксайского района от ДД.ММ.ГГГГ № №. ДД.ММ.ГГГГ между Педенко Н.М. и Управлением образования Администрации Аксайского района был заключен типовой договор социального найма жилого помещения № №, согласно которого ей, как нанимателю, и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование была предоставлена изолированная квартира, находящаяся в оперативном управлении (муниципальная собственность).
 

    Согласно технического заключения по обследованию спорного жилого дома, проведенного ООО «Новочеркасская АПМ Ростоблжилпроект» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ с Управлением образования Администрации Аксайского района Ростовской области, указанный жилой дом для проживания не пригоден, поскольку конструктивные элементы жилого дома имеют повреждения, трещины, печное отопление демонтировано, внутренние тепловоды имеют повреждения, водопаровое и печное отопление, водоснабжение, канализация отсутствуют, следы промерзания и протекания на стенах и потолке, прогиб перекрытия, опорные балки, балки чердачного перекрытия, доски обшивки поражены гнилью, имеют трещины (л.д. 20-27).
 

    Главой Аксайского городского поселения была назначена межведомственная комиссия, которая приняла заключение о несоответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению и признании его непригодным для постоянного проживания (л.д. 31-32).
 

    Распоряжением главы Администрации Аксайского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан непригодным для проживания и подлежащим переводу в нежилое. Управлению образования Администрации Аксайского района было рекомендовано обеспечить выселение нанимателя и членов его семьи в другое благоустроенное помещение по договору социального найма.
 

    Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
 

    Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
 

    Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ).
 

    В силу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
 

    Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
 

    Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
 

    В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
 

    Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
 

    Исследовав материалы дела, суд считает установленным, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
 

    В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
 

    В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 указанного Кодекса гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
 

    Право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, поскольку указание на это свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
 

    Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
 

    В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
 

    В силу статьи 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
 

    Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
 

    Таким образом, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
 

    Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
 

    Действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Аксайский район», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, является Администрация Аксайского района.
 

    До настоящего времени истцы в установленном законом порядке из непригодного для проживания жилого помещения не отселены.
 

    Доказательств того, что вышеуказанный жилой дом в настоящее время отремонтирован и является пригодным для дальнейшего проживания, ответчиком не представлено.
 

    Таким образом, установив, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания, руководствуясь положениями вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования Прокурора Аксайского района в интересах Педенко Н.М. к Администрации Аксайского района, Управлению образования Администрации Аксайского района об обязании предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, взамен непригодного для проживания (аварийного) - удовлетворить.
 

    Обязать Администрацию Аксайского района и Управление образования Администрации Аксайского района предоставить Педенко Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен непригодного для проживания (аварийного).
 

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
 

    Решение в окончательной форме изготовлено 12.09.2014 года.
 

    Судья Аксайского районного суда
 

    Ростовской области Н.В. Баранова