Дело № 5-239/14 Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Кола 14 июля 2014 года
Мировой судья судебного участка №3 Кольского судебного района Мурманской области (г. Кола Мурманской области, ул. Андрусенко д. 10/2) Костылева А.Д.,
рассмотрев протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> и материалы дела в отношении юридического лица
Администрации городского поселения <АДРЕС> района <АДРЕС> области, расположенного по адресу: пос. <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица <ДАТА4>, <ДАТА5> привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
о совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении: <ДАТА3> в 10 час. 20 мин. в ходе проверки, установлено, что на <ДАТА6> 00 час. 00 мин. Администрация городского поселения <АДРЕС> район <АДРЕС> области, расположенная по адресу: пос. <АДРЕС>, не выполнила ранее выданное предписание от <ДАТА7> <НОМЕР> в области гражданской обороны, а именно в муниципальном образовании отсутствует профессиональное АСФ, не созданы НАСФ (ст. 8 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «О гражданской обороне», п. 24 статьи 14 Федерального закона РФ от <ДАТА9> <НОМЕР> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказ МЧС России от <ДАТА10> <НОМЕР> «Об утверждении порядка создания НАСФ»), что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель юридического лица - Администрации городского поселения <АДРЕС> надлежаще извещен о дате, времени и рассмотрения протокола, просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что мероприятия не выполнены в срок в связи с необходимостью значительных финансовых затрат. Создание АСФ в отдельном взятом муниципальном образовании не подъемно для бюджета поселения. Прорабатывается вопрос организации АСФ в нескольких муниципальных образованиях.
Исследовав протокол и материалы по делу, суд находит производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об АП в отношении Администрации городского поселения <АДРЕС> подлежащим прекращению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об АП невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п.24 ст.14 Федерального закона от 0<ДАТА9> <НОМЕР> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования в том числе создаются в органах местного самоуправления по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из ст. 8 указанного закона следует, что состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их органы местного самоуправления.
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «О гражданской обороне» спасательные службы относятся к силам гражданской обороны.
Согласно п. 2 ст. 8 указанного закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.
Из п. 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА13> <НОМЕР>, следует, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 12 Положения одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий.
В соответствии с п. 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от <ДАТА14> <НОМЕР>, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Пунктом 8 Положения МЧС определено, что по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.
Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления.
Согласно Приказу МЧС РФ от <ДАТА10> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА15>) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.
Из представленных суду материалов следует, что заместителем начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природоохранного и техногенного характера УНД ГУ МЧС России по <АДРЕС> области проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от <ДАТА16> в области гражданкой обороны. В целях устранения выявленных нарушений установленных требований ГО выдано предписание <НОМЕР> от <ДАТА7>, в соответствии с которым в муниципальном образовании отсутствует профессиональное АСФ, не созданы НАСФ и Администрация городского поселения <АДРЕС> в срок до <ДАТА17> обязана была устранить указанное нарушение.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом объективно установлено, что вышеперечисленные нормы права не устанавливают безусловную обязанность органа местного самоуправления по созданию профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) формирования. В действительности органы местного самоуправления на своей территории должны обеспечить защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, но самостоятельно должны решить, как именно и за счет каких средств осуществить данную функцию.
Исполнение обязанностей по гражданской обороне, в том числе в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ, не обязательно должно осуществляться в рамках создания спасательных служб, так как создание таких служб является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
Решение вопроса о законности привлечения юридического лица к административной ответственности разрешается судом, исходя из содержания выданного предписания.
С учетом изложенного у Администрации городского поселения <АДРЕС> не имелось обязанности исполнить предписание, вследствие чего оно не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об АП и нести ответственность за правонарушение.
Наличие предписания и протокола об административном правонарушении, в отсутствие других бесспорных доказательств вины юридического лица, не может объективно свидетельствовать о его вине в совершении вменяемого правонарушения.
Действующим законодательством РФ на суд не возлагается обязанность по доказыванию вины лица в совершении правонарушения. Виновность этого лица должна быть бесспорно подтверждена представленными суду на рассмотрение материалами дела и иными объективными и допустимыми доказательствами.
При таких обстоятельствах суд считает производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - Администрация городского поселения <АДРЕС> подлежащим прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об АП,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об АП в отношении Администрации городского поселения <АДРЕС> района <АДРЕС> области прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об АП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кольский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья подпись А.Д. Костылева