Дело №12-50/14
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

по жалобе на постановление по делу об административном
 

правонарушении
 

    г. Константиновск                             24 июля 2014 года
 

    Судья Усть-Донецкого районного суда Ростовской области Камашин С.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Константиновского городского поселения <адрес> на постановление старшего государственного инспектора отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Администрации Константиновского городского поселения <адрес>,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Постановлением старшего государственного инспектора отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Константиновского городского поселения <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
 

    Не согласившись с указанным постановлением, глава Поселения <ФИО скрыты>1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения в действиях администрации. В судебном заседании, поддержав доводы жалобы представитель администрации по доверенности <ФИО скрыты>2 пояснила, что оснований для привлечения администрации к ответственности у инспектора не было, так как вопросы контроля отлова безнадзорных кошек и собак не относятся к вопросам местного значения. Администрация поселения не является субъектом административного правонарушения. Просила об отмене постановления, прекращении производства по делу.
 

    Представитель отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и <адрес>, извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыл, заявлений и ходатайств, возражений относительно доводов жалобы не представил.
 

    Выслушав представителя, проверив доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
 

    В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
 

    Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и <адрес> <ФИО скрыты>3 проведена проверка соблюдения законодательства в области ветеринарной безопасности. В ходе проверки осмотрены территория <адрес>, х. Ведерников, х. Хрящевский и х. Михайловский. Проверкой выявлены следующие нарушения правил содержания домашних животных и птицы: в <адрес> в районе рынка на <адрес> установлено присутствие собак без намордника и сопровождения (т.е. бродячих) и безнадзорных кошек, что говорит о слабом контроле со стороны администрации Константиновского городского поселения за отловом безнадзорных собак и кошек, а так же соблюдением содержания домашних животных, тем самым создавая угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного характера (Бешенство) на территории <адрес> городского полселения.
 

    Инспектором указано на нарушение п. 23. ст. 14 Федерального закона <номер скрыт> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, вступившими в силу ДД.ММ.ГГГГ г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»., и п. 26 ст. 30 устава муниципального образования «Константиновское городское поселение», ст. 23 Закона «О ветеринарии» <номер скрыт> от ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 4.8; и 4.9 п. 4 Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, Санитарных правил СП 3.1.096-96 3.1 Профилактика инфекционных болезней Профилактика и борьба с заразными болезнями общими для человека и животных. 13. Бешенство.
 

    Постановлением старшего государственного инспектора отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Константиновского городского поселения <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
 

    Диспозиция ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
 

    Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, является ветеринарная безопасность территории РФ, животный мир, здоровье людей. Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил либо уклоняющихся от их исполнения. Субъектами вменяемой статьи выступают лица, обязанные соблюдать приведенные правила. Субъективная сторона характеризуется виной.
 

    По мнению суда, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КРФ об АП Администрации Константиновского городского поселения, инспектором дана ненадлежащая оценка возникшим правоотношениям, сделан вывод о виновности юридического лица не являющегося субъектом правонарушения.
 

    Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
 

    Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ N 11, Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
 

    На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных судом обоснованно отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
 

    Пунктами "б", "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
 

    Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
 

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
 

    В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
 

    Статья 26.3 (пункт 1) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
 

    Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
 

    Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
 

    В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
 

    Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
 

    Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Анализ приведенного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ и, соответственно, к расходным обязательствам субъектов РФ.
 

    Прямая обязанность органа местного самоуправления отлову и содержанию безнадзорных животных действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем, в действиях администрации Константиновского городского поселения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КРФ об АП.
 

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отмены постановления старшего государственного инспектора отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ которым Администрация Константиновского городского поселения <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей и прекращении производства по делу по основанию пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
 

    Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Постановление старшего государственного инспектора отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ которым Администрация Константиновского городского поселения <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении администрации Константиновского городского поселения <адрес> прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
 

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный суд в течение 10 суток.
 

    Судья                                     С.В. Камашин