Дело № 2-284/14
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    г. Беслан 19 мая 2014 года
 

    Правобережный районный суд РСО – Алания в составе судьи Цаллаев А.Х., при секретаре судебного заседания Тогузовой З.З., с участием старшего помощника Владикавказского транспортного прокурора Перепелкиной Н.Б., представителя ответчика ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» - Дзадзиевой И.Д., действующей основании доверенности ........ от <дата> года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владикавказского транспортного прокурора Комаристого А.А. к ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» о признании незаконным бездействия и обязании устранения нарушений требований закона,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Владикавказский транспортный прокурор Комаристый А.А. обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском ОАО «Международный аэропорт Владикавказ», в котором просит: признать незаконным бездействие ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» выразившееся в неисполнении возложенных на работодателя Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации обязанностей по выплате компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, об обязании ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» установить и выплачивать работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, которым <дата> и <дата> по результатам аттестации рабочих мест по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса присвоена общая оценка условий труда – 1 степень 3 класса вредности, 2 степень 3 класса вредности компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времен – не более 36 часов в неделю; ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска – не менее 7 календарных дней; повышения оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
 

    В обоснование иска указано, что Владикавказской транспортной прокуратурой на основании анализа состояния законности в сфере охраны труда проведена проверка исполнения поднадзорными объектами железнодорожного и воздушного транспорта требований трудового законодательства и нормативных правовых актов, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
 

    Проверкой установлено, что ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, которым <дата> и <дата> по результатам аттестации рабочих местпо степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса присвоена общая оценка условий труда – 1 степень 3 класса вредности, 2 степень 3 класса вредности – всего 29 рабочих мест, в нарушение ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 21, 92, 219, 146, 147 Трудового Кодекса РФ, постановления Правительства России от <дата> ........ «Об установ?лении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными осо?быми условиями труда» предоставляются не в полном объеме.
 

    Так, инспектору досмотра САБ (класс 3.1., карта аттестации ........ от 30.07.2009), мастеру газодымозащиты СПАСОП (класс 3.1., карта аттестации ........ от 30.07.2009), начальнику караула ВПО (класс 3.1., карта аттестации ........ от 30.07.2009), водителю автомобиля ВПО (класс 3.2., карта аттестации №6), пожарному ВПО (класс 3.1., карта аттестации ........ от 30.07.2009), уборщикам производственных и служебных помещений (класс 3.1., карта аттестации ........ от 30.07.2009), в нарушение требований ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация в виде сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю не предоставляется.
 

    Повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотренная ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации, не установлена и не выплачивается ни одному работнику, осуществляющему свои трудовые функции на рабочих местах, по результатам аттестации которым <дата> и <дата> присвоен 3 класс условий труда и 1, 2 степень вредности (карты аттестации от <дата> №№7, 8, 9,10,11,12,38,39,40,41,42,43,44, 46-47, от <дата> №№ 3,5-17,37-40,42,46-50,52-56).
 

    Инспектору досмотра САБ, агенту по обслуживанию пассажирских перевозок, занятым на работах с вредными условиями труда, которым по результатам аттестации рабочих мест от <дата> по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса присвоена общая оценка условий труда – 1 степень 3 класса вредности, компенсация в виде дополнительного оплачиваемого отпуска не менее 7 календарных дней, предусмотренная ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации, также не предоставляется.
 

    СогласноКонституцииРоссийской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей(статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены(статья 37, часть 3); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск(статья 37, часть 5); каждый имеет право на охрану здоровья(статья 41, часть 1).
 

    В силу ст. 21, 219 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, а также на компенсации, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
 

    Согласност. 212 Трудового кодекса РФобязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
 

    В соответствии с п. 2, 3 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <дата> № 342н,аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются для установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, соответствующих компенсаций, в том числе сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда.
 

    Следовательно, принципиальное значение для предоставления компенсаций имеют именно результаты аттестации рабочего места, на котором работает работ?ник, так как только в случае обеспечения на рабочем месте безопасных условий труда, подтверждённых результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы, компенсации не устанавливаются.
 

    В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от <дата> ........ по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливаются компенсации в виде сокращенной продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - не менее 7 календарных дней; повышенной оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. При установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда3 классалюбой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность вСписке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от <дата> № 298/П-22, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных пунктом 1данного документа.
 

    По смыслу указанных нормативных положений, основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат оценки условий труда работника, осуществленной в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, которая проводится в соответствии сПорядкомпроведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> N 342н), в качестве вредных и (или) опасных.
 

    ПостановлениемПравительства Российской Федерации от <дата> ........ Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций(пункт 2).
 

    До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций, в том числе ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно счастью первойстатьи 92,статьей 117,частью первой статьи 146истатьей 147, а также спунктом 1постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 870 всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотреныСпискомпроизводств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
 

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении Конституционного Суда РФ от <дата> № 135-О, которая носит общеобязательный характер и не может быть преодолена в правоприменительной практике, указанный в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> ........ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотреныСпискомпроизводств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
 

    Из анализа вышеприведенных норм следует, что если условия труда не отвечают требованиям безопасности здоровья работника, работодатель обязан предоставить работнику компенсации за работу во вредных условиях труда.
 

    Провозглашая право каждого на безопасные условия труда, на отдых и на охрану здоровья,КонституцияРоссийской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов. С учетом этого, в ТрудовомкодексеРоссийской Федерации для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени(часть первая статьи 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск(статья 117)и повышенная оплата труда (часть первая статьи 146истатья 147). Закрепление таких мер в законе обусловлено стремлением государства предоставить указанной категории работников дополнительные возможности по оздоровлению и восстановлению работоспособности, т.е. преследует конституционно значимую цель охраны здоровья граждан. <дата> принят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которым установлены правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда. Закон вступил в силу, за исключением некоторых положений, с 01.01.2014. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от <дата> ........ –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
 

    Доказательств изменения условий труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда после проведения аттестации, влекущими прекращение выплаты компенсации за работу с вредными условиями труда в ходе проверки не представлено.
 

    Поскольку по результатам проведенной <дата> и <дата> аттестации рабочих мест начальнику АТБ, начальнику смены АТБ, машинисту телескопических трапов, инженеру АиРЭО, комплектовщику, начальнику ОТК, авиационному технику по приборам и электрооборудованию АТБ, мойщику летательных аппаратов, заведующей складом ГСМ, кладовщику, инженеру по оборудованию, инженеру по ремонту, инженеру по качеству, монтеру пути, оператору заправочных станций, технику по учету, сливщику-разливщику, технику-лаборанту ГСМ, технику авиационному ГСМ, машинисту насосных установок, слесарю-ремонтнику ГСМ, инспектору досмотра САБ, мастеру газодымозащиты СПАСОП, начальнику караула ВПО, водителю автомобиля ВПО, пожарному ВПО, уборщикам производственных и служебных помещений ГСМ, агенту по обслуживанию пассажирских перевозок данные рабочие места по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса признаны вредными, в связи с чем, данным рабочим местам согласно картам аттестации рабочих мест присвоена общая оценка условий труда – 1 степень 3 класса вредности, 2 степень 3 класса вредности по факторам производственной среды и трудового процесса, у ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» отсутствуют предусмотренные законом право?вые основания для не выплаты предусмотренных законодательством компенсации указанной категории работников за работу с вредными условиями труда.
 

    Следовательно, указанными неправомерными действиями ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также трудовым законодательством права работников предприятия занятым на работах с вредными условиями труда на получение соответствующих компенсаций при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, как действующих, так и тех, которые будут приняты на работу на указанные должности в дальнейшем, то есть права неопределенного круга лиц.
 

    Прокурор Перепелкина Н.Б. в судебном заседании исковые требования по изложенным доводам поддержала, просила иск удовлетворить.
 

    Представитель ответчика ОАО «МАВ» - Дзадзиева И.Д. в судебном заседании иск признала. Право на признание иска и последствия признания иска, установленные ч.1 ст.39, ч.3 ст.173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны.
 

    Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в виду нижеследующего.
 

    В силу ч. 1ст. 3 ГПК РФзаинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
 

    Согласност. 12 ГК РФзащита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
 

    В порядкест. 45 ГПК РФпрокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В силу ч.1 и 2 ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
 

    Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
 

    При изложенных обстоятельствах, признание ответчиком иска подлежит принятию судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, следовательно, иск Владикавказского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

 

Р Е Ш И Л:
 

    Иск Владикавказского транспортного прокурора удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» выразившееся в неисполнении возложенных на работодателя Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации обязанностей по выплате компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
 

    Обязать ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» установить и выплачивать работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, которым <дата> и <дата> по результатам аттестации рабочих мест по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса присвоена общая оценка условий труда – 1 степень 3 класса вредности, 2 степень 3 класса вредности компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времен – не более 36 часов в неделю; ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска – не менее 7 календарных дней; повышения оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение месяца со дня его принятия.
 

 

    Судья Цаллаев А.Х.