Дело № 2-230/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ....... ДД.ДД.ДД
 

    Озерский районный суд ....... в составе:
 

    председательствующего судьи Карницкой А.В.,
 

    при секретаре Сотниковой Е.А.,
 

    с участием пом. прокурора ....... Закировой Е.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зинкевич А.П. об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ДД.ДД «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Зинкевич А.П.» и возложении обязанности на Озерскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Зинкевич А.П. в качестве кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № на выборах от ДД.ДД.ДД,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Зинкевич А.П. обратилась в Озерский районный ....... суд с заявлением, просит отменить решение Озерской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ДД.ДД «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Зинкевич А.П.» и обязать Озерскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № на выборах от ДД.ДД.ДД.
 

    В заявлении Зинкевич А.П. ссылается, что на ДД.ДД.ДД назначены выборы депутатов ....... Совета депутатов. ДД.ДД.ДД в Озерскую ТИК она сдала пакет документов для регистрации кандидатом в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №. ДД.ДД.ДД решением ТИК ей было отказано в регистрации на основании подп. «и» п. 10 ст. 27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах .......», согласно которому все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением №8 к Федеральному закону №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», признаются недействительными. Несоответствие формы ее подписных листов закону состоит в том, что часть текста в подстрочнике первой строки сданных ей подписных листов изложена в следующей редакции: «наименование выборного органа местного самоуправления...», в то время как в приложении №8 к Федеральному закону №67-ФЗ указанная часть текста подстрочника изложена следующим образом: «наименование представительного органа муниципального образования...». Использование бланка подписного листа, ранее являвшегося приложением к Закону ....... №231 «О муниципальных выборах .......», не является существенным нарушением требований избирательного законодательства. Подстрочник в подписном листе воспроизводится исключительно для лиц, вносящих в него информацию о кандидате, но не для избирателей, ставящих свою подпись в поддержку кандидата. Кроме того, согласно примечанию в приложении 8 к Федеральному закону №67-ФЗ текст подстрочников в изготовленном подписном листе может не воспроизводиться. В соответствии с п.1 ст. 24 Устава МО «.......» структуру органов местного самоуправления составляют: районный Совет депутатов; глава муниципального района; администрация муниципального района, а согласно п.п. 1, 2 ст. 25 Устава районный Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоящим из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Таким образом, районный Совет депутатов является представительным выборным органом муниципального образования. Первая строка подписного листа начинается словами «Выборы депутатов», а это означает, что речь идет именно о представительном органе муниципального образования и ни о каком другом выборном органе местного самоуправления. Ограничение ее права быть избранной депутатом полагает несоразмерным с допущенным нарушением при изготовлении бланков подписных листов. Это обстоятельство никак не повлияло на волеизъявление избирателей, подписавшихся в ее поддержку, не нарушило их законных интересов и равенства прав кандидатов. В подписных листах о ней изложена полная достоверная информация в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
 

    Заявитель Зинкевич А.П. в судебном заседании требования заявления поддержала по изложенным в нем доводам. Дополнительно пояснила, что она использовал при сборе подписей форму подписного листа, которую она ранее использовала на выборах ДД.ДД.ДД. Подстрочники в подписном листе могут как воспроизводиться, так и не воспроизводиться, имеющееся нарушение в подписных листах несущественно. Нарушение в тексте подстрочника является незначительным нарушением, которое не препятствовало регистрации ее в качестве кандидата, так как районный Совет депутатов является представительным выборным органом муниципального образования, кроме того, первая строка подписного листа начинается словами «Выборы депутатов», что означает, что речь идет именно о представительном органе муниципального образования, и ни о каком другом выборном органе местного самоуправления. Отказ в регистрации ее кандидатом приводит к нарушению ее конституционного права быть избранной и является несоразмерным с допущенным при изготовлении бланков подписных листов нарушением.
 

    Представитель заинтересованного лица – председатель Озерской территориальной избирательной комиссии Демина Д.Ю. требования заявления не признала, полагает решение ТИК об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Зинкевич А.П. законным, заявление– не подлежащим удовлетворению, пояснив, что все <данные изъяты> подписей в подписных листах, представленных Зинкевич А.П., признаны недействительными на основании п.п. «и» пункта 6.4 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п «и» пункта 10 ст. 27 Закона ....... №231 « О муниципальных выборах .......», так как форма подписного листа не соответствует приложению 8 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Озерская ТИК решением от ДД.ДД.ДД № отказала кандидату Зинкевич А.П. в регистрации в кандидаты в депутаты по одномандатному округу №.
 

    Представитель заинтересованного лица Озерской ТИК – Гамзинов И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования заявления не признал, пояснив, что решение ТИК об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Зинкевич А.П. является законным. Согласно п.8 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к указанному Федеральному закону. Согласно требований п.3 ст. 77 Закона ....... №231 «О муниципальных выборах .......» подписные листы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 6 и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В подписных листах, представленных Зинкевич А.П., вместо правильного подстрочника «наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования» имеется подстрочник «Наименование выборного органа местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования». Форма подписных листов, предусмотренная приложением 8, в данном случае нарушена, что и повлекло отказ в регистрации заявителя в качестве кандидата.
 

    Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора ....... Закировой Е.С., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Решением ....... Совета депутатов ....... от ДД.ДД.ДД № на ДД.ДД.ДД назначены выборы депутатов ....... Совета депутатов.
 

    Согласно решению Озерской территориальной избирательной комиссии от ДД.ДД.ДД № количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на выборах депутатов ....... Совета депутатов по одномандатным округам № муниципального образования «.......», - <данные изъяты>, количество представляемых для регистрации подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на <данные изъяты> подписи.
 

    ДД.ДД.ДД в Озерскую территориальную избирательную комиссию поступило заявление Зинкевич А.П., которым дано согласие баллотироваться кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № на выборах в депутаты ....... Совета депутатов, назначенных на ДД.ДД.ДД.
 

    ДД.ДД.ДД Зинкевич А.П. представила в Озерскую территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> подписных листа, содержащих <данные изъяты> и <данные изъяты> подписей избирателей соответственно, собранных в поддержку ее выдвижения, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет.
 

    Согласно итоговому протоколу о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному округу № Зинкевич А.П. от ДД.ДД.ДД все заявленные <данные изъяты> подписей избирателей признаны недействительными на основании подп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. «и» п. 10 ст. 27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах .......», согласно которым признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным Приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
 

    Решением Озерской территориальной избирательной комиссии от ДД.ДД.ДД № кандидату Зинкевич А.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №.
 

    Согласно ст. 78 Закона ....... «О муниципальных выборах .......» от 18 марта 2008 года №231 кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 24 настоящего Закона (в случае их наличия); 3-1) при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; (пп. 3.1 введен Законом ....... от 29.10.2013 N 267); 5) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 46 настоящего Закона).
 

    Согласно п.2 ст. 79 указанного Закона ....... основаниями отказа в регистрации кандидата являются: 1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; 2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 75 настоящего Закона; 3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления и (или) регистрации кандидата; 4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона; 5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 4 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведения, предусмотренные пунктом 4-2) статьи 24 настоящего Закона; (в ред. Закона ....... от 29.10.2013 N 267); 6) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен; 6-1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки; (пп. 6-1 введен Законом ....... от 09.06.2014 N318); 7) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; (пп. 7 в ред. Закона ....... от 09.06.2014 N 318); 8)сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона; (в ред. Закона ....... от 09.06.2014 N 318); 9) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата; 10) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда; 11) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда; 12) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 44 настоящего Закона; 13) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; 14) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном избирательном округе и в составе муниципального списка кандидатов; (в ред. Закона ....... от 30.06.2008 N270); 16) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
 

    Согласно пункту 3 ст. 79 Закона ....... «О муниципальных выборах .......» перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный пунктом 2 ст. 79, является исчерпывающим.
 

    В силу требований подпункта «и» пункта 10 ст. 27 Закона ....... «О муниципальных выборах .......» от 18 марта 2008 года №231 недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 6, 7.1, 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные абзацем вторым пункта 3 статьи 77 настоящего Закона в соответствии с пунктом 9 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 настоящего Закона в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; (в ред. Законов ....... от 22.11.2012 N 159, от 09.06.2014 N318).
 

    В соответствии с п. 3 ст. 77 Закона ....... «О муниципальных выборах .......» подписные листы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 6 и 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
 

    Согласно п.8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к указанному Федеральному закону.
 

    Таким образом, на выборах в кандидаты в депутаты ....... Совета депутатов кандидаты в порядке самовыдвижения обязаны представить в ТИК подписные листы согласно приложению 8 к указанному выше Федеральному закону №67-ФЗ.
 

    Зинкевич А.П. в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № представила в Озерскую территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> подписных листа с <данные изъяты> подписями избирателей в ее поддержку.
 

    В двух представленных Зинкевич А.П. подписных листах в первой строке сохранен текст подстрочника, содержание которого не соответствует указанному выше приложению 8, а именно: вместо верного «наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования» указано «наименование выборного органа местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования».
 

    Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что наличие в подписных листах подстрочника с текстом, не предусмотренным формой приложения 8, не имеет существенного значения.
 

    Как следует из ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года, федеральный закон различает понятия «представительный орган муниципального образования» и «выборный орган местного самоуправления»:
 

    органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
 

    депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;
 

    (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ);
 

    член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования);
 

    (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ).
 

    Согласно ст. 23 ч.1 указанного выше Федерального закона №131-ФЗ муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
 

    Таким образом, муниципальные выборы могут проводиться как в целях избрания депутатов представительного органа местного образования, так и в целях избрания членов выборного органа местного самоуправления.
 

    Согласно примечанию <*> к приложению 8 текст подстрочников, а также примечание и сноска в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться.
 

    При этом закон не освобождает кандидатов от обязанности в случае сохранения текста подстрочника указывать именно ту конструкцию предложения, которая содержится в федеральном законодательстве.
 

    Кроме того, судом установлено, что в нарушение требований закона при изготовлении бланков подписных листов имело место предварительное внесение типографским способом данных о кандидате в депутаты, а именно типографским способом напечатано: «гражданина Российской Федерации». Вместе с тем, как видно из приложения 8, регламентирующего форму подписного листа, сведения о гражданстве кандидата должно быть внесено при заполнении подписного листа и типографский печатный текст «гражданина Российской Федерации» в предусмотренной федеральным законодательством форме подписного листа в бланке отсутствует. Таким образом, запись о гражданстве кандидата должна вноситься при заполнении бланка подписного листа.
 

    Принимая решение по делу, суд учитывает правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 № 658-О в п.2.2, согласно которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
 

    Судом установлено, что подписные листы в поддержку самовыдвижения Зинкевич А.П. изготовлены и оформлены с нарушениями.
 

    Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что отказ в регистрации ее кандидатом приводит к нарушению ее конституционного права быть избранной и является несоразмерным с допущенным при изготовлении бланков подписных листов нарушением.
 

    Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения. Установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению.
 

    Доводы заявителя о том, что нарушение в тексте подстрочника является несущественным и незначительным нарушением, которое не препятствовало ее регистрации в качестве кандидата, что районный Совет депутатов является представительным выборным органом муниципального образования, кроме того, первая строка подписного листа начинается словами «Выборы депутатов», что означает, что речь идет именно о представительном органе муниципального образования, и ни о каком другом выборном органе местного самоуправления, не могут являться основанием для признания незаконным решения избирательной комиссии и не влекут за собой отмены решения территориальной избирательной комиссии, так как необходимость соблюдения определенной формы подписного листа - прямое требование Федерального закона, которое не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса.
 

    Форма подписного листа не является произвольной, ее обязаны использовать все кандидаты.
 

    Учитывая изложенное, суд полагает обоснованным вывод Озерской ТИК о признании всех <данные изъяты> подписей в <данные изъяты> подписных листах недействительными на основании подп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. «и» п. 10 ст. 27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах .......», поскольку форма представленных в ТИК Зинкевич А.П. <данные изъяты> подписных листов с <данные изъяты> подписями избирателей не соответствует требованиям, установленным Приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
 

    Избирательная комиссия правомерно признала все подписи избирателей недействительными и отказала Зинкевич А.П. в регистрации кандидатом в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №.
 

    Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Законом ....... «О муниципальных выборах .......», является обоснованным и законным, так как все подписи в подписных листах, представленных кандидатом Зинкевич А.П. являются недействительными, что препятствует регистрации Зинкевич А.П. в качестве кандидата в депутаты ....... Совета депутатов.
 

    Зинкевич А.П. надлежит отказать в удовлетворении заявления об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ДД.ДД «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Зинкевич А.П.» и возложении обязанности на Озерскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Зинкевич А.П. в качестве кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № на выборах от ДД.ДД.ДД.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
 

Р Е Ш И Л:
 

    Зинкевич А.П. в удовлетворении заявления об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ДД.ДД «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Зинкевич А.П.» и возложении обязанности на Озерскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Зинкевич А.П. в качестве кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № на выборах от ДД.ДД.ДД - отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ....... областной суд через Озерский районный суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
 

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ДД.ДД.
 

    Судья