Дело № 2-231/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ДД.ДД .......
Озерский районный суд ....... в составе председательствующего судьи Коршаковой Ю.С., с участием помощника прокурора ....... Закировой Е.С., заявителя Мирошниковой С.Е., председателя Озерской ТИК Деминой Д.Ю., представителя Озерской ТИК – Гамзинова И.В., при секретаре Брызгиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мирошниковой С.Е. об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии от ДД.ДД.ДД № об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Мирошниковой С.Е., возложении обязанности зарегистрировать кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Мирошникова С.Е. обратилась в суд с названным выше заявлением, указав в его обоснование, что на ДД.ДД.ДД назначены выборы депутатов ....... Совета депутатов. ДД.ДД.ДД в Озерскую ТИК она сдала пакет документов для регистрации кандидатом в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №. ДД.ДД.ДД на заседании ТИК ей было отказано в регистрации на основании подп. «и» п. 10 ст. 27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах ....... .......», согласно которому все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением №8 к Федеральному закону №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», признаются недействительными. Несоответствие формы ее подписных листов закону состоит в том, что часть текста в подстрочнике первой строки сданных ей подписных листов изложена в следующей редакции: «наименование выборного органа местного самоуправления...», в то время как в приложении №8 к Федеральному закону №67-ФЗ указанная часть текста подстрочника изложена следующим образом: «наименование представительного органа муниципального образования...».
Полагала, что использование бланка подписного листа, ранее являющегося приложением к Закону ....... №231 «О муниципальных выборах .......», не является существенным нарушением требований избирательного законодательства. Подстрочник в подписном листе воспроизводится исключительно для лиц, вносящих в него информацию о кандидате, но не для избирателей, ставящих свою подпись в поддержку кандидата. Кроме того, согласно примечанию в приложении №8 к Федеральному закону №67-ФЗ текст подстрочников в изготовленном подписном листе может не воспроизводиться.
В соответствии с п.1 ст. 24 Устава МО «.......» структуру органов местного самоуправления составляют: районный Совет депутатов; глава муниципального района; администрация муниципального района, а согласно п.п. 1, 2 ст. 25 Устава ....... Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоящим из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Таким образом, районный Совет депутатов является представительным выборным органом муниципального образования.
Первая строка подписного листа начинается словами «Выборы депутатов», а это означает, что речь идет именно о представительном органе муниципального образования и ни о каком другом выборном органе местного самоуправления.
Ограничение ее права быть избранной депутатом полагает несоразмерным с допущенным нарушением при изготовлении бланков подписных листов. Это обстоятельство никак не повлияло на волеизъявление избирателей, подписавшихся в ее поддержку, не нарушило их законных интересов и равенства прав кандидатов. В подписных листах о ней изложена полная достоверная информация в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст. 75 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Мирошникова С.Е. просила решение Озерской территориальной избирательной комиссии от ДД.ДД.ДД № об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Мирошниковой С.Е. отменить, возложить обязанность на Озерскую ТИК зарегистрировать ее, Мирошникову С.Е., в качестве кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №.
Заявитель Мирошникова С.Е. в судебном заседании требования заявления поддержала по изложенным в нем доводам, настаивала на удовлетворении заявления. Дополнительно пояснила, что поскольку представленные ей в ТИК <данные изъяты> подписных листа прошиты, заверены ее оригинальными подписями, неуказание в одном из них даты внесения ее подписи как кандидата не может быть отнесено к существенным нарушениям, которые ввели в заблуждение избирателей, либо повлекли нарушения их прав, интересов, а также равенства прав кандидатов. Кроме того, критикует доводы представителя заинтересованного лица в части неуказания ей того обстоятельства, что полномочия депутата районного Совета депутатов она осуществляет на непостоянной основе, полагала, что, заполнив соответствующую строку в подписном листе, она отразила необходимую информацию.
Представитель заинтересованного лица – председатель Озерской территориальной избирательной комиссии Демина Д.Ю. полагала решение ТИК об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Мирошниковой С.Е. законным и обоснованным, заявление Мирошниковой С.Е. – не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что ДД.ДД.ДД в ТИК поступило заявление Мирошниковой С.Е. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №, выдвинутым в порядке самовыдвижения на выборах, назначенных на ДД.ДД.ДД. ДД.ДД.ДД Мирошникова С.Е. предоставила в ТИК <данные изъяты> подписных листа всего с <данные изъяты> подписями избирателей в ее поддержку. ДД.ДД.ДД была проведена сплошная проверка подписей избирателей в подписных листах, собранных в поддержку кандидата Мирошниковой С.Е., по результатам которой комиссией были признаны недействительными <данные изъяты> подписей, что составило <данные изъяты>% от числа проверенных подписей.
<данные изъяты> подписей были признаны недействительными на основании подп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. «и» п. 10 ст. 27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах .......», согласно которым признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным Приложением №8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Как усматривается из представленных Мирошниковой С.Е. подписных листов, часть текста в подстрочнике первой строки изложена в следующей редакции: «наименование выборного органа местного самоуправления...», в то время как в приложении №8 к Федеральному закону №67-ФЗ указанная часть текста подстрочника изложена следующим образом: «наименование представительного органа муниципального образования...».
Кроме того, <данные изъяты> подписей избирателей в подписном листе были признаны недействительными на основании подп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и подп. «з» п. 10 ст. 27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231, согласно которым недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа. Как усматривается из подписного листа, содержащего <данные изъяты> подписей избирателей, Мирошникова С.Е., заполняя оборотную сторону листа, в строке «Кандидат» не указала дату внесения подписи.
На основании итогового протокола рабочей группы, признавшей <данные изъяты>% подписей от числа проверенных недействительными, руководствуясь подп. «д» п. 24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и подп. 7 п. 2 ст. 79 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231, Озерская ТИК решением от ДД.ДД.ДД № отказала кандидату Мирошниковой С.Е. в регистрации в депутаты по одномандатному округу №, постановила считать кандидата Мирошникову С.Е. утратившим права и освобожденным от обязанностей, связанных со статусом кандидата в депутаты.
Представитель заинтересованного лица Озерской ТИК – Гамзинов И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал решение ТИК об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Мирошниковой С.Е. законным и обоснованным, заявление Мирошниковой С.Е. – не подлежащим удовлетворению. Дополнительно пояснил, что кроме указанных в оспариваемом решении нарушений, послуживших основанием для признания <данные изъяты>% подписей избирателей в поддержку кандидата Мирошниковой С.Е. недействительными, кандидатом допущено также нарушение формы подписного листа, выразившееся в том, что Мирошникова С.Е. не указала в подписном листе, что полномочия депутата ....... Совета депутатов она осуществляет на непостоянной основе.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора ....... Закировой Е.С., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением ....... Совета депутатов ....... от ДД.ДД.ДД № на ДД.ДД.ДД назначены выборы депутатов ....... Совета депутатов.
Согласно решению Озерской территориальной избирательной комиссии от ДД.ДД.ДД № количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на выборах депутатов ....... Совета депутатов по одномандатным округам № МО «.......», - <данные изъяты>, количество представляемых для регистрации подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на <данные изъяты> подписи.
ДД.ДД.ДД в Озерскую территориальную избирательную комиссию поступило заявление Мирошниковой С.Е., которым дано согласие баллотироваться кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №, на выборы депутаты ....... Совета депутатов, назначенные на ДД.ДД.ДД.
ДД.ДД.ДД Мирошникова С.Е. представила в Озерскую территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> подписных листа, содержащих <данные изъяты> и <данные изъяты> подписей избирателей соответственно, собранных в поддержку ее выдвижения, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет.
Согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному округу № Мирошниковой С.Е. от ДД.ДД.ДД все заявленные <данные изъяты> подписей избирателей признаны недействительными.
<данные изъяты> подписей признаны недействительными на основании подп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. «и» п. 10 ст. 27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах .......», согласно которым признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным Приложением №8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
<данные изъяты> подписей избирателей в подписном листе признаны недействительными на основании подп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и подп. «з» п. 10 ст.27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231, согласно которым недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа.
Решением Озерской территориальной избирательной комиссии от ДД.ДД.ДД № кандидату Мирошниковой С.Е. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №.
Согласно п.7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д)несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами. (пп. "и" введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)
Согласно ст. 78 Закона ....... «О муниципальных выборах .......» от 18 марта 2008 года №231 кандидат представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 24 настоящего Закона (в случае их наличия); 3-1) при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; (пп. 3.1 введен Законом ....... от 29.10.2013 N 267); 5) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 46 настоящего Закона).
Согласно п.2 ст. 79 указанного Закона ....... основаниями отказа в регистрации кандидата являются: 1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; 2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 75 настоящего Закона; 3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления и (или) регистрации кандидата; 4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона; 5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 4 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведения, предусмотренные пунктом 4-2) статьи 24 настоящего Закона; (в ред. Закона ....... от 29.10.2013 N 267); 6) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен; 6-1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки; (пп. 6-1 введен Законом ....... от 09.06.2014 N318); 7) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; (пп. 7 в ред. Закона ....... от 09.06.2014 N 318); 8)сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона; (в ред. Закона ....... от 09.06.2014 N 318); 9) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата; 10) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда; 11) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда; 12) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 44 настоящего Закона; 13) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; 14) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном избирательном округе и в составе муниципального списка кандидатов; (в ред. Закона ....... от 30.06.2008 N270); 16) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Согласно пункту 3 ст. 79 Закона ....... «О муниципальных выборах .......» перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный пунктом 2 ст. 79, является исчерпывающим.
В силу требований пункта 10 ст. 27 Закона ....... «О муниципальных выборах .......» от 18 марта 2008 года №231 недействительными признаются: а) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата; (в ред. Закона ....... от 22.11.2012 N 159); б)подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом; в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; (пп. "в" в ред. Закона ....... от 09.06.2014 N 318); г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; (в ред. Закона ....... от 09.06.2014 N 318); ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; (в ред. Закона ....... от 09.06.2014 N 318); з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; (пп. "з" в ред. Закона ....... от 09.06.2014 N 318); и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 6, 7.1, 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные абзацем вторым пункта 3 статьи 77 настоящего Закона в соответствии с пунктом 9 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 настоящего Закона в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; (в ред. Законов ....... от 22.11.2012 N 159, от 09.06.2014 N318); к) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 25 настоящего Закона в соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; м) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов; (в ред. Законов ....... от 22.11.2012 N 159, от 09.06.2014 N 318); н) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
В определении от 11 мая 2012 года №658-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Согласно сформулированным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 года № 15-П правовым позициям публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст.55 Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. При этом, как особо подчеркивает Конституционный Суд Российской Федерации, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.
Согласно п. 13 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. 11 ст. 25 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231 каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Судом установлено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, - <данные изъяты>. Мирошникова С.Е. в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № представила в Озерскую ТИК подписные листы в поддержку ее кандидатуры, содержащие <данные изъяты> подписей избирателей, из них <данные изъяты> подписей от общего количества представленных подписей признаны недействительными по тому основанию, что, заверяя подписные листы, кандидат, самостоятельно осуществлявший сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, не указал дату внесения своей подписи.
Поскольку в силу подп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. «з» п. 10 ст. 27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах .......» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, при том, что факт неуказания Мирошниковой С.Е. в подписном листе даты внесения ее подписи бесспорно установлен в судебном заседании, суд приходит к выводу о законности решения Озерской ТИК о признании <данные изъяты>% подписей избирателей в таком подписном листе в количестве <данные изъяты> недействительными.
В соответствии с п. 3 ст. 77 Закона ....... «О муниципальных выборах в .......» подписные листы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 6 и 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно п.8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к указанному Федеральному закону.
Как усматривается из текста подстрочника к упомянутому выше приложению 8, в преамбуле подписного листа указывается наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно примечанию <*> к приложению 8 текст подстрочников, а также примечание и сноска в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться.
Как было установлено в судебном заседании и указано выше, Мирошникова С.Е. представила в Озерскую территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> подписных листа с <данные изъяты> подписями избирателей в ее поддержку.
Из представленных кандидатом подписных листов усматривается, что в их преамбуле сохранен текст подстрочника, содержание которого не соответствует названному выше приложению №8, а именно: вместо верного «наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования» указано «наименование выборного органа местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования», что свидетельствует о несоблюдении формы всех представленных кандидатом Мирошниковой С.Е. подписных листов.
Само по себе то обстоятельство, что в соответствии Уставом МО «.......» районный Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, таким образом, районный Совет депутатов является представительным выборным органом муниципального образования, и ей в первой строке подписного листа после слов «Выборы депутатов» указано «....... Совета депутатов», что, по мнению заявителя, означает, что речь идет именно о представительном органе муниципального образования и ни о каком другом выборном органе местного самоуправления, не освобождает кандидатов, по мнению суда, от обязанности по соблюдению формы подписного листа, в том числе, в случае сохранения текста подстрочника от обязанности указывать именно ту конструкцию предложения, которая содержится в федеральном законодательстве.
Также судом установлено, что, в нарушение требований закона, при изготовлении бланков подписных листов имело место предварительное внесение типографским способом данных о кандидате в депутаты, а именно указано «гражданина Российской Федерации». Вместе с тем, информация о кандидате не должна таким способом включаться в форму подписного листа, поскольку, как было отмечено выше, названное обстоятельство свидетельствует о нарушении формы подписного листа.
Учитывая изложенное, суд полагает обоснованным вывод Озерской ТИК о признании всех <данные изъяты> подписей недействительными на основании подп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. «и» п. 10 ст. 27 Закона ....... от 18 марта 2008 года №231 «О муниципальных выборах .......», поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным Приложением №8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Вместе с тем в подписных листах, представленных Мирошниковой С.Е., отсутствует информация об осуществлении ей полномочий депутата на непостоянной основе, то есть в соответствующей строке, требующей указать место работы, кандидата, занимаемую должность или род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, Мирошникова С.Е. указала «депутат ....... Совета депутатов».
Однако, поскольку названные сведения обязательно вносятся в подписной лист только в том случае, если они в действительности имеют место быть, суд полагает, что неуказание кандидатом в названной графе слов «на непостоянной основе» не вводит в заблуждение ни избирателей, ни избирательную комиссию относительно личности Мирошниковой С.Е.
Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что в подписных листах, представленных Мирошниковой С.Е., сохранен подстрочник, из текста которого видно, что в указанной строке заносится информация о том, что кандидат является депутатом, лишь в случае, если депутат осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Пунктом 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ закреплено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 упомянутого Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение избирательной комиссии принято с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Законом ....... «О муниципальных выборах .......», поскольку на момент принятия решения о регистрации Мирошниковой С.Е. в качестве кандидата в депутаты ....... Совета депутатов имелись основания для отказа в такой регистрации в связи с выявлением <данные изъяты>% недействительных подписей избирателей в представленных Мирошниковой С.Е. подписных листах.
Оснований для признания незаконным решения ТИК от ДД.ДД.ДД № об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Мирошниковой С.Е. и возложении обязанности зарегистрировать кандидата Мирошникову С.Е. в качестве кандидата не имеется.
При таком положении заявление Мирошниковой С.Е. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Мирошниковой С.Е. в удовлетворении заявления об отмене решения Озерской территориальной избирательной комиссии от ДД.ДД.ДД № об отказе в регистрации кандидата в депутаты ....... Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Мирошниковой С.Е., возложении обязанности зарегистрировать кандидата отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ....... областной суд через Озерский районный суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ДД.ДД.
Судья: подпись
Ю.С. Коршакова