ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    29 июля 2014 года
 

    Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Перфиловой М.А., с участием помощника прокурора Нижнеилимского района Бобрик А.А., при секретаре Ермоленко Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-984/2014 по иску прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Раченковой А.Г. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Огонёк» р. о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Нижнеилимского района Иркутской области обратился в Нижнеилимский районный суд в защиту интересов Раченкова А.Г. с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма (далее - МДОУ Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма) о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда.
 

    В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру Нижнеилимского района с заявлением о нарушении трудовых прав обратился Раченков А.Г., состоящий в трудовых отношениях с ответчиком МДОУ Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма, работающий в должности В вышеуказанном заявлении Раченков А.Г. указал на то, что в нарушение Федерального Закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда», заработная плата ему выплачивается в заниженном размере.
 

    В результате проверки, проведенной по обращению, установлено, что Раченков А.Г. работает в МДОУ Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма в должности , размер его заработной платы не соответствует действующему трудовому законодательству.
 

    С 01.01.2014г. в МДОУ Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма действует штатное расписание, согласно которому тарифная ставка составляет , месячный фонд оплаты труда работника по данной должности составляет .
 

    Таким образом, заработная плата Раченковым А.Г. выплачивается в размере, ниже минимального размера, установленного ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», поскольку работодатель включает в состав минимальной заработной платы гарантии и компенсации, установленные для работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - северную надбавку и районный коэффициент.
 

    В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» в редакции от 02.12.2013г. (ФЗ №336) установлен минимальный размер оплаты труда с 01 января 2014 года в сумме 5554 рубля.
 

    В соответствии со ст. 2 указанного Федерального Закона минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими организациями - за счет собственных средств.
 

    В силу ч. 3 ст. 133 Трудового Кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
 

    Главой 50 ТК РФ установлены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Статьями 316 и 317 ТК РФ предусматривается выплата районного коэффициента и процентной надбавки именно к заработной плате.
 

    В соответствии со ст. 146 ч. 2 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Повышенный размер оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями, к которым относятся местности, приравненные к районам Крайнего Севера, обеспечивается путем применения к заработной плате работников районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в указанных районах и местностях. Районные коэффициенты к заработной плате установлены с целью компенсировать повышенные затраты труда работников, связанные с выполнением работ в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Главой 50 ТК РФ установлены государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в число таких гарантий и компенсаций входит и применение к заработной плате (дополнительно) процентной надбавки и районного коэффициента. Норма ст. 133 ТК РФ носит общий характер, применима для всех работодателей и работников, однако нормы главы 50 ТК РФ, предусматривающие особенности в регулировании труда отдельных категорий работников, должны применяться для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
 

    Таким образом, в ходе проверки было установлено, что Раченковым А.Г. за период с /дата обезличена/ недополучено заработной платы в размере .
 

    Действия работодателя противоречат указанным выше положениям трудового законодательства, нарушают права работников на оплату труда, размер которой должен соответствовать установленному Федеральным Законом Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда», с учетом гарантий и компенсаций затрат труда работников, связанных с выполнением работ в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями. В соответствии со ст.2 Трудового Кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
 

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
 

    Просит суд взыскать с МДОУ Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма в пользу Раченковой А.Г. недополученную заработную плату за период с февраля по апрель 2014 года недополучено заработной платы в размере , в счет компенсации морального вреда в размере .
 

    В судебном заседании помощник прокурора Нижнеилимского района Бобрик А.А. поддержала исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца недополученной заработной платы за период с в размере , компенсации морального вреда в размере .
 

    Истец Раченков А.Г. в суд не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
 

    Представитель ответчика МДОУ Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, возражений относительно иска не представил.
 

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация МО «Нижнеилимский муниципальный район», было надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не известило.
 

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное учреждение «Департамент образования администрации Нижнеилимского района» надлежаще извещенное о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не известило, возражений против иска не представило.
 

    Выслушав помощника прокурора Нижнеилимского района Бобрик А.А., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в порядке заочного производства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Согласно трудовому договору №***, заключенному между МДОУ Детский «Огонёк» р.п.Новая Игирма и Раченковым А.Г. /дата обезличена/, последний был принят на работу в МДОУ Детский «Огонёк» р.п.Новая Игирма на должность и ему установлена заработная плата: .
 

 

 

 

    Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
 

    В соответствии с ч.1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.
 

    Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 02.12.2013г. № 336-ФЗ), с 1 января 2014г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 5554 рубля.
 

    Частью 3 ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
 

    Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
 

    Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
 

    Из данного Перечня, а также из «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
 

    Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.
 

    Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.
 

    Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.
 

    Согласно ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
 

    При этом в ст. 146, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
 

    Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
 

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для работников, осуществляющих свою деятельность в местности с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку. В связи с чем, требования ч.3 ст.133 ТК РФ работодателем, осуществляющим свою деятельность на территории с особыми климатическими условиями, подлежат исполнению с обязательным учетом дополнительно к ним требований ст. 146,148,315,316,317 ТК РФ.
 

    В соответствии со ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст.315,316,317 ТК РФ.
 

    Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
 

    Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
 

    Таким образом, законодатель уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.
 

    В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в т.ч. во всех районах Иркутской области с различными климатическими условиями, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
 

    Кроме того, согласно ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
 

    При этом, как следует из содержания ст.129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
 

    С учетом изложенного, в т.ч. требований норм ст.ст.146,148, 315,316,317 ТК РФ, суд приходит к выводу, что исходя из размера действующего в спорный период минимального размера оплаты труда - 5554 рубля, с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 1,6 и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца не может быть менее 11663 руб. 40 коп.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Нижнеилимского района в защиту интересов Раченковым А.Г. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма о взыскании недоначисленной заработной платы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере . согласно приведенному за данный период расчету. Порядок произведенного расчета подлежащих взысканию сумм ответчиком и представителями третьих лиц МУ «Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района», администрацией МО «Нижнеилимский район» не оспорен.
 

    Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
 

    В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
 

    С учетом выводов суда о неправомерности действий работодателя (ответчика) в части порядка начисления истцу заработной платы, суд находит исковые требования о компенсации морального вреда обоснованными.
 

    Разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, а также тот факт, что каких-либо доводов и доказательств в подтверждение обоснованности заявленной суммы компенсации морального вреда - и ее соразмерности фактически причиненным ей неправомерными действиями работодателя в связи с нарушением порядка начисления заработной платы моральным страданиям, истцом суду не представлено. При таких обстоятельствах, руководствуясь также в соответствии со ст.1101 ГК РФ требованиями разумности и справедливости, и учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, положенные в основу вышеприведенных выводов, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда .
 

    В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с учетом подлежащей удовлетворению части иска, суд приходит к выводу о том, что с ответчика также подлежит взысканию госпошлина в размере за удовлетворенную часть исковых требований истца, освобожденного от уплаты госпошлины (ст. 333.19 НК РФ).
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Раченкова Александра Геннадьевича к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
 

    Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма недополученную заработную плату в пользу Раченковой А.Г. за /дата обезличена/ в размере , в счет компенсации морального вреда .
 

    В удовлетворении исковых требований прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Раченковой А.Г. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма о компенсации морального вреда в размере - отказать.
 

    Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Огонёк» р.п.Новая Игирма государственную пошлину в доход местного бюджета в размере .
 

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца.
 

    Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
 

    Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
 

    Судья                             М.А. Перфилова