Дело № 2-737/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

28 июля 2014 года с. Троицкое
 

    Нанайский районный суд Хабаровского края в составе
 

    председательствующего судьи Литовченко А.Л.,
 

    с участием истца Маркиной В.П.
 

    представителя ответчика администрации Дубовомысского сельского поселения - главы сельского поселения Красильниковой Т.В.
 

    представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» Липаткина В.А.
 

    при секретаре Чупрове И.В.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркиной ФИО1 к администрации сельского поселения «Село Дубовый Мыс», КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району», министерству социальной защиты населения по Хабаровскому краю, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании права собственности на жилое помещение, признании права на предоставление мер социальной поддержки,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Маркина В.П. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «Село Дубовый Мыс» Нанайского муниципального района КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району», министерству социальной защиты населения по Хабаровскому краю, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании права собственности на часть жилого помещения, признании права на предоставление мер социальной поддержки. В обоснование иска указано, что она с 1994 года проживает в квартире № дома по <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено ей на основании ордера, в связи с работой в <данные изъяты>, которое в настоящее время ликвидировано. После прекращения деятельности предприятия, квартира не была передана ни в государственную, ни в муниципальную собственность, а потому она была лишена возможности приобрести данное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. При этом в результате повышения уровня воды в реки Амур в период чрезвычайной ситуации в Нанайском районе в августе-сентябре 2013 года вышеуказанный дом попал в зону затопления и был признан непригодным для проживания. В силу этого она имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта, однако лишена возможности их получить так как право собственности в установленном порядке за ней не зарегистрировано. Ссылаясь на данные обстоятельства, истица просила признать за ней право собственности на квартиру № жилого дома по <адрес> и право на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения..
 

    В судебном заседании истица исковые требования поддержала, подтвердив вышеизложенные обстоятельства, дополнительно суду пояснила, что согласно паспорту она зарегистрирована по адресу <адрес>, однако указание об этом является результатом технической ошибки. В доме по <адрес> она никогда не была зарегистрирована и не проживала, что подтверждается ордером от 22 октября 2001 года и поквартирной карточкой в отношении квартиры № дома по <адрес> и в отношении квартиры № дома по <адрес>. Фактически она постоянно проживает в доме по <адрес>. Факт ее постоянного проживания по данному адресу установлен решением суда от 25 сентября 2013 года.
 

    Представители ответчиков администрации сельского поселения «Село Дубовый Мыс», КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» против удовлетворения иска не возражали.
 

    Представители ответчиков министерства социальной защиты населения Хабаровского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом.
 

    Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    При рассмотрении дела установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был построен в 1966 году, относился к ведомственному жилищному фонду и находился в ведении <данные изъяты>», которое впоследствии было акционировано.
 

    Согласно справке администрации Дубовомысского сельского поселения, а также решению Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 сентября 2013 года в квартире № дома по <адрес> в настоящее время зарегистрированы и постоянного проживают Маркина ФИО1 и ее дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом ФИО2 от принятия в частную собственность причитающейся ей доли жилого помещения отказалась.
 

    Законность их проживания ответчиком не оспаривается и подтверждается карточкой регистрации и поквартирной карточкой.
 

    Оценивая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что правовые препятствия для признания за истцом права собственности в порядке приватизации отсутствуют.
 

    В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
 

    Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
 

    По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
 

    В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально – культурного и коммунально – бытового назначения приватизируемых предприятий», при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда, которые подлежали передаче в муниципальную собственность.
 

    Между тем, как установлено в судебном заседании, право собственности на квартиру № дома по <адрес> ни за кем не зарегистрировано. Исходя из этого, в нарушение требований Указа Президента РФ от 10.01.1993 года №8, спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что исключает возможность приватизации жилого помещения и является нарушением прав граждан предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
 

    В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
 

    Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на заключение договора социального найма и права на приватизацию жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
 

    Учитывая изложенное, а так же, что Маркина В.П. является нанимателем квартиры, и ранее в приватизации не участвовала, суд находит возможным признать за ней право собственности на спорное жилое помещение.
 

    Судом также установлено, что распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года №569-рп в связи с выпадением обильных осадков и повышением уровня воды на реке Амур до критических значений, 09.08.2013 года на территории Хабаровского края в границах городских округов «Город Хабаровск», «Город Комсомольск-на-Амуре», Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
 

    В период его действия дом по <адрес> попал в зону затопления и был признан непригодным для проживания.
 

    Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
 

    В соответствии со статьей 11 того же Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
 

    Во исполнение данных норм, а также Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 Правительством Хабаровского края разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года (приложение 17 к Государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года № 205-пр).
 

    Согласно пункту 1.5 Порядка, право на получение мер поддержки имеют граждане РФ - собственники поврежденного жилого помещения, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами РФ и постоянно проживавшие в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания
 

    Из материалов дела видно, что реализовать свое право на получение жилого помещения в собственность, иначе как в судебном порядке, Маркина В.П. не имела, ввиду нарушений, допущенных при акционировании и ликвидации предприятия, предоставившего жилое помещение.
 

    Вместе с тем, несмотря на это, на момент введения режима чрезвычайной ситуации Маркина В.П. владела и пользовалась пострадавшим жилым помещением, что сторонами не оспаривается и подтверждается решением суда от 25 сентября 2013 года об установлении факта постоянного проживания в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации. Других жилых помещений Маркина В.П. не имеет.
 

    Таким образом, суд считает, что при установленных обстоятельствах, отсутствие права собственности является формальным условием, не затрагивающим существа права пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение поддержки государства, а потому исковые требования Маркиной В.П. в этой части также обоснованны и подлежат удовлетворению.
 

    Разрешая вопрос о том, на кого из ответчиков должна быть возложена обязанность обеспечить реализацию права истца на получение мер социальной поддержки суд приходит к следующему.
 

    Согласно пункту 2 постановления Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 года № 347-пр «О внесении изменений государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», министерство социальной защиты населения Хабаровского края хотя и является органом исполнительной власти Хабаровского края по предоставлению меры социальной поддержки на строительство или приобретение жилья, однако реализует свои полномочия как непосредственно, так и через подведомственные краевые государственные казенные учреждения социальной поддержки населения (пункт 1.3 Положения о министерстве социальной защиты населения Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2013 года № 4-пр).
 

    При этом как указано в пунктах 2.6 и 2.8 Порядка основанием предоставления мер социальной поддержки являются списки пострадавших, обязанность формирования которых возложена на краевые государственные казенные учреждения – центры социальной поддержки населения и министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
 

    Таким образом, ответственными за непосредственное обеспечение реализации прав пострадавших являются каждая из вышеуказанных организаций, в связи с чем именно на них должна быть возложена обязанность включить Маркину В.П. в списки пострадавших.
 

    Одновременно суд считает, что исполнение принятого решения по истечении срока для апелляционного обжалования может повлечь причинение значительного ущерба заявителю, в связи с чем решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
 

РЕШИЛ:
 

    Признать за Маркиной ФИО1 право собственности на часть жилого дома – квартиру № общей площадью 69,6 кв.м., жилой площадью 39,4 кв.м., расположенную в доме по <адрес>.
 

    Признать за Маркиной ФИО1 право на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения.
 

    Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края включить Маркину ФИО1 в списки граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения.
 

    Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 04 августа 2014 года
 

Судья А.Л. Литовченко