Дело № 2-261/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калтан 10 июля2014 года,
Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Т.Е.Богрецова,
при секретаре Ереминой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ширяева Н.С., Ширяевой М.В. к муниципальному образованию «Калтанский городской округ» в лице администрации Калтанского городского округа об изъятии жилого помещения путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Ширяев Н.С. и Ширяева М.В. обратились в суд с требованием к администрации Калтанского городского округа об обязании предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее занимаемого, не менее 42,8 кв.м. в черте №.
В судебном заседании истцы отказались от исковых требований об обязании администрации Калтанского городского округа предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее занимаемого, не менее 42,8 кв.м. в черте №, и отказ от исковых требований принят судом.
В судебном заседании истцы обратились в суд с уточненными исковыми требованиями к муниципальному образованию «Калтанский городской округ» в лице администрации Калтанского городского округа, просят обязать администрацию Калтанского городского округа № изъять у них жилое помещение, расположенное по адресу: №, состоящее из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м.,
путем выкупа, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра
общей площади жилого помещения в № на 1 квартал 2014 года,
а именно из расчета ... рублей один квадратный метр, определив выкупную цену ... руб.
Свои уточненные исковые требования мотивируют тем, что им на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан № 1911, заключенного ХХХ между Администрацией № и Ширяевыми, на праве собственности, по 1/2доли в праве, принадлежит квартира, расположенная по адресу: №, состоящая из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., в том числе жилой 31 кв.м. ХХХ в установленном законом порядке многоквартирный дом по адресу: №, в котором находится указанное жилое помещение, был признан аварийным и подлежащим сносу. Иного жилого помещения, пригодного для проживания, в собственности они не имеют. Проживать в аварийном доме невозможно, поскольку происходит его разрушение. Жильцы дома, в т.ч. они, неоднократно обращались в администрацию Калтанского городского округа с просьбой предоставить иное, соответствующее санитарно-техническим нормам, жилое помещение. Соглашения между ними и муниципальной властью относительно предоставления жилого помещения не достигнуто, в связи с чем они вынуждены просить произвести выкуп их квартиры. Так, на обращения от ХХХ они получили ответ о том, что аварийный дом включен в реестр аварийного муниципального жилищного фонда. В первую очередь сносу подлежат дома, признанные аварийными до ХХХ года. В настоящее время в реестре значится 11 домов, признанных аварийными до ХХХ года, и 16 домов, признанных аварийными после ХХХ (в т.ч. и №). Из вышеизложенного следует, что администрация Калтанского городского округа № добровольно не выполняет свои обязательства перед истцами по поводу реализации конституционных жилищных прав последних, а именно до сих пор не предоставила жилое помещение взамен ставшего непригодным для проживания.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ХХХ ... «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма, то при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. В соответствии с пунктом 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи. Таким образом, если часть жилых помещений в доме, подлежащем сносу, принадлежит гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. В связи с тем, что соглашения о предоставлении иного жилого помещения между ними и ответчиком не достигнуто, квартира может быть изъята у собственников только путем выкупа, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в № на 1 квартал 2014 года, утвержденного Приказом Минстроя России от ХХХ № 7/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2014 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2014 года», а именно из расчета 30 635 рублей один квадратный метр.
Поскольку дальнейшее проживание их в аварийном доме создает потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, то они вынуждены требовать выкупить их квартиру.
В судебном заседании истцы Ширяев Н.С. и Ширяева М.В. и их представитель адвокат Машанаускене О.В., действующая на основании ордера ... от ХХХ года, удостоверение №1258, уточненные исковые требования поддержали, просят обязать администрацию Калтанского городского округа № изъять у них жилое помещение, расположенное по адресу: №, состоящее из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., путем выкупа, снизив выкупную цену до ... руб., которая определена на основании заключения эксперта по результатам проведения судебной строительно-технической экспертизы. Взыскать с муниципального образования «Калтанский городской округ» в лице администрации Калтанского городского округа в их пользу выкупную цену жилого помещения, состоящего из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., расположенного по адресу: №, в размере ... рублей, по ... рублей в пользу каждого.
Истец Ширяев Н.С. поддержал доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в № они проживают с 1980г., квартира была предоставлена администрацией №. На протяжении последних лет в указанном доме практически невозможно жить, так как санитарно-техническое состояние дома неудовлетворительное, в доме стены кирпичные, все перегородки, перекрытия деревянные, которые пришли в негодность, из-за чего стены оседают, потолок провисает, цоколь в доме отвалился, рамы все сгнившие, они проживают на первом этаже, во время осадков вода попадает квартиру, фундамент в доме отсутствует, стены отсыревшие, штукатурка осыпается, по стенам пошли трещины и грибок, в квартире очень сыро, все вещи постоянно влажные, даже кирпичи из стен выпадают, сантехника и канализация в аварийном состоянии, в подъезде упало чердачное перекрытие, его забили досками и повесили объявление, чтобы не залазили на чердак. № года постройки, но капитального ремонта не было, кроме перекрытия крыши. Когда они в 2006году приватизировали квартиру, дом уже был в аварийном состоянии, но представители администрации предложили им приватизировать квартиру, обещали, что дом будет снесен и им предоставят новые квартиры. В 2011г. все жильцы дома обратились в суд с иском о признании дома аварийным и подлежащим сносу, просили предоставить квартиры, судом была назначена экспертиза, дом был признан аварийным и подлежащим сносу, представитель администрации признал исковые требования, что дом является аварийным и подлежащим сносу, но в части предоставления квартиры признал требования лишь в отношении требований Т.О.И. и К.К.И., у которых квартира была в муниципальной собственности, всем остальным было предложено обращаться с отдельными требованиями в суд. Они ждали, что все-таки дом снесут и им предоставят квартиры, их дом был включен в реестр аварийного муниципального жилищного фонда, но получили ответ, что в первую очередь сносу подлежат дома, признанные аварийными до ХХХ года, а их дом признан аварийным позже, поэтому они обратились в суд.
Истица Ширяева М.В. поддержала доводы искового заявления и пояснения Ширяева Н.С.
Представитель ответчика муниципального образования «Калтанский городской округ» Щуров В.И., представивший доверенность ... от ХХХ года, в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, поддержал доводы письменного возражения на исковое заявление, согласно которого в соответствии с Законом РФ от ХХХ ... "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин РФ имеет право в добровольном порядке приватизировать свое жилище, для осуществления и удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности своего жилого помещения. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от ХХХ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений -бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. На основании свидетельства о государственной регистрации от ХХХ, истцы в добровольном порядке приватизировали свое жилое помещение в собственность. Исходя из данного свидетельства, истцы должны были поддерживать свое жилое помещение с 2006 года в надлежащем состоянии, проводить текущий ремонт дома, обеспечивать сохранность своего жилища.
Ввиду отсутствия в деле документального подтверждения того, что на момент приватизации состояние жилого дома не требовало проведения капитального ремонта, еще раз подтверждает, что собственники с момента приватизации своего жилья не предпринимали никаких мер по ремонту данного дома. Заключение межведомственной комиссии ... от ХХХ о признании аварийным и подлежащим сносу дома по адресу №, не доказывает угрозу жизни и здоровью человека, а также истцами не представлено доказательств, подтверждающих непригодность жилого помещения для проживания. Что касаемо обращений жителей №, Администрация Калтанского городского округа давала объяснения о том, что данный дом был включен в реестр аварийного муниципального жилищного фонда. Согласно № от ХХХ ... "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (принят Советом народных депутатов № 07.12.2011г.) органы местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений в муниципальном жилом фонде гражданам, проживающим в ветхом или аварийном жилье, не наделены. Согласно Приказу Минстроя России от 10.01.2014г. N 7/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по № на первое полугодие 2014 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2014 года, по мнению истцов, один квадратный метр занимаемого ими аварийного жилья составляет 30 635 рублей. Сумма 30 635 рублей установлена на всю территорию № и не может относиться к данному аварийному дому. В соответствии с п.2 ст. 32 ЖК РФ решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. В соответствии с п. 6 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. В соответствии с вышеизложенным, данная сумма, а именно 30 635 рублей, является завышенной для данного дома. Администрация Калтанского городского округа должна заплатить именно за то состояние жилого помещения, которое поддерживалось именно собственником данной квартиры. Жильцов № не выселяют, распоряжения о сносе дома также не принималось и предоставить жилье согласно среднерыночной стоимости по № администрация не может, в силу статьи 32 ЖК РФ. Анализ п.10 и 11 ст. 32 ЖК РФ свидетельствует о том, что требования собственников помещений в аварийном доме о его сносе или реконструкции возможно только в том случае, если органом, принявшим решение об аварийности дома, одновременно принято ранение о его сносе либо реконструкции данного дома. Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно и за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов и соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 6 ст. 8 Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от ХХХ N 364 (ред. от 12.04.2013) "О принятии изменений и дополнений в Устав муниципального образования "№" обеспечение проживающих в Калтанском городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих гpaждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с № от ХХХ N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда №, и порядке предоставления им таких помещений", согласно которому граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, имеют право на получение жилых помещений жилищного фонда № по договорам социального найма. В соответствии с ч. 2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам. Согласно ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ иным категориям граждан жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями и в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 19 Закона РФ № 131-ФЗ). Во исполнение ч. 3 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ № от ХХХ N 77-03 "Об отдельных положениях по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья" и от ХХХ ... "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда №, и порядке предоставления им таких помещений" предусмотрено, что предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в непригодном, ветхом аварийном жилье по договору социального найма, предоставляются в помещениях областного жилого фонда. Согласно справке №115ж от ХХХ истцы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, что еще раз подтверждает, что это не входит в обязанности Администрации Калтанского городского округа, а входит в обязанности областного жилищного фонда. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исходя из вышеизложенного, истцы являясь собственниками своего жилья, не стоят на очереди и не являются малоимущими. Не предоставлено доказательств, что домподлежит реальному разрушению и представляет угрозу жизни и здоровья человека (л.д.л.д.44-46).
Дополнительно пояснил, что истцы не доказали, сколько стоит изымаемое жилое помещение по рыночной стоимости, не согласен с заключением экспертизы, согласно которой нет рыночной стоимости квартиры с учетом износа. Администрация КГО согласна выплатить выкупную цену квартиры по инвентаризационной оценке. В соответствии со ст.32 ЖК РФ при принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, требования о сносе жилого помещения предъявляются к собственникам помещений в указанном доме.
Суд, заслушав истцов и их представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела и оценив доказательства по делу в их совокупности, считает, что уточненные исковые требования Ширяева Н.С. и Ширяевой М.В. подлежат удовлетворению.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 2, п. 3 ст. 2 ЖК РФ Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1, п.8, п.9 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и требованиям законодательства.
Согласно ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с ч.6, ч.7 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно пп. «а», пп. «з» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ХХХ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:
а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.
Согласно п.22 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ХХХ N 14, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Суд установил:
Ширяев Н.С. и Ширяева М.В. на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан от ХХХ и свидетельств о государственной регистрации права собственности от 17.05.2006г. являются сособственниками в равных долях жилого помещения – двухкомнатной квартиры общей площадью 42,8 кв.м., по адресу: №, которое находится в многоквартирном доме (л.д.7-9).
Истцы Ширяев Н.С. и Ширяева М.В. состоят на регистрационном учете в указанном жилом помещении с ХХХ (поквартирная карточка - л.д. 16).
Согласно технического паспорта на квартиру по адресу № общая площадь № м2, состоит из двух комнат, инвентаризационная стоимость 36774 руб. (л.д.11-15).
На основании заключения межведомственной комиссии от ХХХ № 153, и решения Калтанского районного суда от ХХХ дом по № признан аварийным, подлежащим сносу и включен в реестр аварийного муниципального жилищного фонда ХХХ (л.д. 10, 18, 89-90).
Согласно обращения жильцов № к Главе Калтанского городского округа они просят включить их дом в реестр аварийного жилья и расселения жителей в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 17).
Согласно сообщения заместителя главы Калтанского городского округа по строительству от ХХХ № 438-ж коллективное обращение рассмотрено, аварийный № включен в реестр аварийного муниципального жилищного фонда, в первую очередь сносу подлежат дома, признанные аварийными до ХХХ года, в настоящее время в реестре значится 11 домов, признанных аварийными до ХХХ года, и 16 домов, признанных аварийными после ХХХ (в т.ч. и №) (л.д. 18).
Согласно справки начальника отдела по учету и распределению жилья МКУ «УМИ КГО» от 25.04.14г., жилой № в план сноса на 2014г., в региональную адресную программу переселения граждан из многоквартирных жилых домов, с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, не включен (л.д.43).
Ширяев Н.С. и Ширяева М.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят (л.д. 31).
Согласно заключения эксперта ООО «Кузбассэкспертстрой» от ХХХ №291-05-14, по результатам проведения судебной строительно-технической экспертизы, назначенной по определению Калтанского районного суда от ХХХ года, эксперт пришел к выводам:
- рыночная стоимость квартиры, общей площадью не менее 42,8 кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим правилам, нормам, и иным требованиям законодательства, расположенной в черте №, составляет ... рублей;
- рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: №, состоящего из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., без учета аварийного состояния, то есть без учета износа составляет ... рублей;
- изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: №, с учетом аварийного состояния не имеет рыночной стоимости (л.д. 56-84).
Из вышеизложенного следует, что органом местного самоуправления в соответствии с предусмотренной положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедурой, меры по изъятию у собственников Ширяева Н.С. и Ширяевой М.В. жилого помещения, расположенного по адресу: №, состоящего из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., путем выкупа не приняты. Многоквартирный жилой дом, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее истцам, признанный аварийным и подлежащем сносу в установленном законом порядке в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» от ХХХ № 522, не включен в региональную адресную программу переселения граждан из многоквартирных жилых домов с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и в план сноса домов и переселения граждан.
Проживание в объекте, признанном аварийным и подлежащим сносу, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом не был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, суд считает необходимым обязать муниципальное образование «Калтанский городской округ» в лице администрации изъять у Ширяева Н.С. и Ширяевой М.В. жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., расположенное по адресу: №, путем выкупа.
Из установленных судом обстоятельств следует, что с 2012 года до настоящего времени ответчиком вопрос о выкупной цене жилого помещения либо о предоставлении жилого помещения с истцами не решался. Доказательств того, что между муниципальным образованием «Калтанский городской округ» в лице администрации и истцами имеется соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, не представлено.
При рассмотрении исковых требований между истцами и ответчиком возник спор о размере выкупной цены стоимости жилого помещения, в связи с чем рыночная стоимость жилого помещения, принадлежащего истцам, была установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от ХХХ N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Суд считает, что выкупную цену изымаемого жилого помещения, принадлежащего истцам, необходимо определить в размере ... рублей, поскольку в соответствии с заключением эксперта ООО «Кузбассэкспертстрой» от ХХХ года, рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: №, состоящего из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., без учета аварийного состояния, то есть без учета износа, была определена в указанном размере.
При этом, суд не согласен с доводами представителя ответчика в том, что у муниципального образования нет обязанности по предоставлению истцам жилого помещения взамен непригодного для проживания, поскольку истцы не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, дом по адресу: №, в региональную адресную программу переселения граждан из многоквартирных домов с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не включен, истцы имеют право на получение жилого помещения из жилищного фонда № по договорам социального найма, поскольку истцами заявлены требования об изъятии жилого помещения путем выкупа. Кроме того, принятие Государственной программы по переселению граждан из ветхого жилья направлено на оказание дополнительной помощи в решении социальных задач муниципального образования, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления. Доводы представителя ответчика основаны на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, суд считает, что довод представителя ответчика и в той части, что в силу ст. 32 ЖК РФ выкупная цена изымаемого у истцов жилого помещения должна быть определена с учетом его фактического состояния на сегодняшний день, то есть с учетом аварийного состояния, а не по рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: №, также основан на неверном толковании норм материального права, поскольку из содержания ч. 7 ст. 32 ЖК РФ следует, что при определении выкупной цены жилого помещения учитывается рыночная стоимость жилого помещения. Как следует из заключения эксперта ООО «Кузбассэкспертстрой» от ХХХ изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: №, с учетом аварийного состояния не имеет рыночной стоимости, т.к. рыночную стоимость имеют объекты, которые могут быть проданы на рынке, для этого должны быть полезными, в данном случае квартира должна быть пригодной для проживания и на такую квартиру должен быть спрос, т.к. дом признан аварийным и подлежащим сносу, такое качество, как полезность у оцениваемой квартиры отсутствует, значит, отсутствует и спрос, можно определить ее утилизационную стоимость (л.д.60).
Кроме того, согласно ст.32 ЖК РФ при определении рыночной стоимости изымаемого жилого помещения следует учитывать убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, т.е. собственники должны приобрести другое пригодное для проживания жилое помещение, что невозможно сделать за цену, которую предлагает представитель ответчика, а именно, инвентаризационную стоимость в ... руб.
Кроме того, из действующего законодательства РФ следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от ХХХ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Положениями статей 36 - 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Однако, истцами не были заявлены требования о включении в выкупную цену изымаемого жилого помещения стоимости доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
Таким образом, следует взыскать с муниципального образования «Калтанский городской округ» в лице администрации Калтанского городского округа за счет средств казны муниципального образования в пользу Ширяева Н.С. и Ширяевой М.В. выкупную цену жилого помещения, состоящего из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., расположенного по адресу: №, в размере ... рублей, по ... рублей в пользу каждого.
Согласно пп. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ХХХ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ширяева Н.С., Ширяевой М.В. к муниципальному образованию «Калтанский городской округ» в лице администрации Калтанского городского округа об изъятии жилого помещения путем выкупа удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Калтанский городской округ» в лице администрации Калтанского городского округа изъять у Ширяева Н.С., Ширяевой М.В. жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., расположенное по адресу: №, путем выкупа, определив выкупную цену в размере ... рублей.
Взыскать с муниципального образования «Калтанский городской округ» в лице администрации Калтанского городского округа за счет средств казны муниципального образования в пользу Ширяева Н.С., Ширяевой М.В. выкупную цену жилого помещения, состоящего из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., расположенного по адресу: №, в размере ... рублей) в пользу каждого.
Прекратить право собственности Ширяева Н.С., Ширяевой М.В. на жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 42,8 кв.м., расположенное по адресу: №, после выплаты Ширяеву Н.С., Ширяевой М.В. выкупной цены данной квартиры.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца после изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ХХХг.
Судья: Т.Е.Богрецова