Дело № 2-89/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Ельцовка                                                                31 июля 2014 года
 

    Ельцовский районный суд Алтайского края в составе судьи Абрамовой Ю.В.
 

    с участием заявителя Волкова А.В., его представителя Сотниковой И.А.
 

    представителя заинтересованного лица – администрации Ельцовского района Алтайского края Громовой А.О., представителя администрации Ельцовского сельсовета Ельцовского района Алтайского края Мошниной Н.Ю.
 

    при секретаре Феоктистовой Ю.А.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе (заявлению) Волкова А.В. об оспаривании отказа администрации Ельцовского района Алтайского края в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома,
 

УСТАНОВИЛ:
 

          Заявитель Волков А.В. обратился в суд с жалобой (заявлением) о признании отказа администрации Ельцовского района в выдаче ему разрешения на строительство нового дома взамен старого на принадлежащем ему земельном участке недействительным.
 

    В обоснование своих требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Ельцовского района с заявлением о строительстве индивидуального жилого дома, так как дом, в котором он проживает, сгнил, стал ветхим, в доме отсутствуют санузел и другие удобства. На его заявление 1-ый зам. главы администрации Ельцовского района ФИО1 отказала в выдаче разрешения в соответствии с положениями ч.3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, так как не допускается выдача разрешений на строительство по причине отсутствия Генерального плана и Правил землепользования и застройки Ельцовского сельсовета Ельцовского района Алтайского края, считает, что указанные обстоятельства не могут служить причиной отказа в выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.
 

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ увеличил объем требований: просил
 

    Признать отказ в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по <адрес> незаконным.
 

    Признать нарушением предоставления муниципальной услуги «выдача разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуальных жилых домов», с которой он обратился ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Ельцовского района в срок ДД.ММ.ГГГГ
 

    Обязать администрацию Ельцовского района Алтайского края выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома по <адрес>.
 

    В обоснование своих требований сослался на то, что отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома нарушает его права как собственника в осуществлении прав строительства на собственном земельном участке с разрешенным видом использования – личное приусадебное хозяйство, его земельный участок относится к землям населенного пункта, кроме того, на участке расположен правомерный жилой дом, право собственности на который у него также имеется.
 

        Согласно Регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуальных жилых домов» максимальный срок предоставления данной услуги – 10 дней. Однако ему данная услуга была предоставлена только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного Регламентом срока.
 

        В судебном заседании заявитель поддержал свое заявление, уточнил одно из заявленных требований - признать незаконным нарушение администрацией Ельцовского района 10-ти дневного срока предоставления муниципальной услуги «выдача разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуальных жилых домов».
 

         Пояснил, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>. Так как дом старый и почти не пригоден для проживания, он решил построить новый жилой дом. Для получения разрешения на строительство он обратился в администрацию Ельцовского района Алтайского края в ДД.ММ.ГГГГ, где ему пояснили, что с таким заявлением надо обратиться к районному архитектору ФИО2 Однако архитектор ФИО2 была в отпуске. Он приходил в администрацию в начале июня, но поговорить с архитектором он смог только ДД.ММ.ГГГГ. Когда он показал ФИО2 все документы на земельный участок и дом, она сказала, что два жилых дома на одном участке строить не даст. Сказала, чтобы он писал заявление на выдачу разрешения на строительство, она все равно ему откажет. Он в этот же день написал заявление, и в начале ДД.ММ.ГГГГ получил по почте отказ в выдаче разрешения. Считает, данный отказ незаконным, так как он желает строить дом на собственном земельном участке, это строительство никому не помешает.
 

    Представитель заявителя Волкова А.В. – Сотникова И.А. поддержала заявленные требования, пояснила, что у Волкова А.В. согласно договоров купли-продажи имеются в собственности земельный участок и жилой дом. Ограничений и обременений на данный земельный участок не зарегистрировано. Участку присвоен кадастровый номер, на него имеется кадастровый паспорт. На участке имеется уже имеется дом. Участок сформирован и дом построен до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем, несмотря на то, что ч.3 ст. 151 ГрК РФ разрешение на строительство запрещено выдавать при отсутствии правил землепользования и застройки, отсутствие правил землепользования и застройки, а также Генерального плана не влияет на вид использования земельного участка по <адрес>. В том, что в Ельцовском районе отсутствует генеральный план и не утверждены Правила землепользования и застройки Ельцовского сельсовета, вины заявителя нет.
 

    Кроме того, поскольку земельный участок сформирован, и дом построен до введения в действие Градостроительного Кодекса, отсутствие Генерального плана не влияет на вид использования земельного участка. Земельный участок, принадлежащий Волкову А.В., находится в границах населенного пункта, в связи с чем выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома ему не требуется.
 

    В соответствии с п. 4.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуальных жилых домов» максимальный срок предоставления муниципальной услуги составляет 10 дней с момента регистрации в установленном порядке заявления. Волков А.В. подал заявление о выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома ДД.ММ.ГГГГ. Ответ об отказе в предоставлении услуги ему был направлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами 10-дневного срока, что является нарушением Регламента и незаконно.
 

    Представитель заинтересованного лица – администрации Ельцовского района Громова А.О. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что в соответствии с ч.3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки. Так как Генеральный план и Правила землепользования и застройки в Ельцовском сельском совете отсутствуют, администрация Ельцовского района лишена возможности выдавать разрешения на строительство.
 

    Сроки предоставления услуги по выдаче разрешения на строительство не нарушены, так как вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома Волковым А.В. не были поданы документы, необходимые для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги.
 

    Представитель администрации Ельцовского сельсовета Мошнина Н.Ю. в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Решением сессии Ельцовского сельского Совета депутатов № полномочия по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности были переданы Администрации Ельцовского района. Согласно принятому решению в полномочия Администрации района входят: подготовка проекта плана генерального плана поселения, подготовка документов по планировке территории поселения, подготовка Правил землепользования и застройки поселения. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ельцовского района и ООО «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт на разработку Схемы территориального развития Ельцовского района, совмещенной с генеральным планом села Ельцовка, то есть обязательства по оплате за разработку генерального плана села взяла на себя администрация района. На сегодняшний день подрядчиком работы были выполнены в полном объеме, но их услуги не были оплачены заказчиком, по этой причине ООО «<данные изъяты>» не передает Администрации района разработанный генеральный план села для его последующего утверждения.
 

        К полномочиям администрации сельсовета относятся: утверждение плана реализации генерального плана поселения, принятие решения о подготовке документов по планировке территории поселения и их утверждение, принятие решения о Подготовке Правил землепользования и застройки поселения, утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки, принятие решение о направлении Правил землепользования и застройки на утверждение в представительный орган.
 

    Решение о подготовке документации по Правилам землепользования и застройки муниципального образования Ельцовский сельсовет Ельцовского района Алтайского края принято ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Ельцовского сельсовета и ООО «<данные изъяты>» заключено два соглашения по выполнению актуализации картографической основы Ельцовского сельсовета Ельцовского района Алтайского края и на разработку нормативно-правового акта «Правила землепользования и застройки МО Ельцовский сельсовет Ельцовского района Алтайского края»
 

        Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
 

    К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК Российской Федерации).
 

    Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
 

    Как установлено в судебном заседании, Волков А.В. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № и жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв м с кадастровым номером                                                        <данные изъяты>, расположенных по адресу:<адрес>.
 

    ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Ельцовского района Алтайского края с заявлением на получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ администрация Ельцовского района Алтайского края отказала ему в выдаче разрешения по мотивам отсутствия генерального плана и Правил землепользования и застройки Ельцовского сельсовета Ельцовского района Алтайского края.
 

    Не согласившись с указанным отказом администрации Ельцовского района Алтайского края Волков А.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании решения органа местного самоуправления по месту своего жительства.
 

    Как видно из копии свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, он имеет кадастровый номер №, Категория земель: Земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства.
 

    Как видно из кадастровой выписки о земельном участке он имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
 

    Статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
 

    Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с требованиями которой разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка по заявлению застройщика, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт с учетом надежности и безопасности таких объектов.
 

    В силу п. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
 

    Как установлено в судебном заседании, муниципальную услугу по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуальных жилых домов в Ельцовском районе Алтайского края осуществляет отдел по архитектуре и строительству администрации Ельцовского района. Также в судебном заседании установлено, что правила землепользования и застройки на территории Ельцовского сельского совета не разработаны и не утверждены, в связи с чем, в соответствии с ч.3 ст. 151 ГрК РФ администрация Ельцовского района не имеет права выдавать разрешение на строительство, и требования заявителя о признании незаконным отказа администрации Ельцовского района в выдаче разрешения на строительство и понуждении администрации Ельцовского района выдать разрешение на строительство не подлежат удовлетворению.
 

    В соответствии с п. 4.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию и вод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуальных жилых домов», утвержденного постановлением администрации Ельцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № максимальный срок предоставления муниципальной услуги составляет 10 дней с момента регистрации в установленном порядке заявления и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги.
 

    В случае подготовки ответа заявителю ранее срока, установленного для рассмотрения заявления, указанный ответ направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с момента его подготовки.
 

    В судебном заседании установлено, что заявитель Волков А.В. обратился в администрацию Ельцовского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обстоятельство подтверждается копией заявления, предоставленного администрацией Ельцовского района. В соответствии с п. 4.1 Регламента ответ заявителю должен был быть направлен в течение 10 дней со дня регистрации заявления, однако из копии ответа усматривается, что он был подготовлен и направлен ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением срока предоставления данной услуги. Возражения представителя администрации Ельцовского района о том, что Волковым А.В. вместе с заявлением не были представлены соответствующие документы, не имеет для данного случая значения, поскольку в выдаче разрешения Волкову А.В. было отказано не в связи с непредоставлением необходимых для выдачи разрешения документов, а по другим снованиям.
 

    В связи с чем, суд считает требования Волкова А.В. о признании незаконным нарушения сроков предоставлении муниципальной услуги «выдача разрешений на строительство, реконструкцию и вод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуальных жилых домов» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Кроме того, суд полагает возможным разъяснить следующее
 

    В соответствии с п. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществления подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
 

    Согласно п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
 

    В силу п. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
 

    На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 01.03.2015 не требуется получение разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
 

    Анализ указанных норм приводит к выводу о том, что до 01.03.2015 также не требуется получения разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Это тот непоименованный в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, но допускаемый п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ случай, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
 

    Требование о получении разрешения на строительство (реконструкцию) при отсутствии обязанности подготовки проектной документации и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию лишается своего смысла.
 

    Именно поэтому п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) содержит специальное указание на то, что установленный этой статьей упрощенный порядок помимо общих случаев, когда для их строительства или реконструкции не требуется выдачи разрешения на строительство, распространен на все случаи, когда объект индивидуального жилищного строительства создан или создается на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
 

    По смыслу п. 4 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации этот упрощенный порядок действует временно, до 01.03.2015, и включает условие о том, что кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным основанием для государственной регистрации прав (при том, что у заявителя имеется право на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества).
 

    Вывод об отсутствии обязанности получения разрешения на строительство (реконструкцию) подтверждается также судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2012 № 19-В11-21, Определение Московского городского суда от 02.11.2011 по делу № 33-35604, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2012 № 33-793/2012, Определение Приморского краевого суда от 15.07.2010 по делу № 33-6002 и др.).
 

    руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Жалобу (заявление) Волкова А.В. об оспаривании отказа администрации Ельцовского района Алтайского края в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить в части.
 

    Признать незаконным нарушение администрацией Ельцовского района 10-дневного срока предоставления муниципальной услуги «выдача разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, индивидуальных жилых домов»
 

    В удовлетворении остальной части требований отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ельцовский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
 

    Судья                                     Ю.В.Абрамова
 

    Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2014 года.