Дело № 2-224/2014 года
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    29 апреля 2014 года п. Архара
 

    Архаринский районный суд Амурской области в составе:
 

    председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
 

    секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,
 

    с участием помощника прокурора Архаринского района Афанасова В.С.,
 

    истицы Брагиной О.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района в интересах Брагиной Анастасии Анатольевны, Брагиной Ольги Николаевны к администрации Архаринского района Амурской области, министерству финансов Российской Федерации, министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, ГКУ Амурской области «Управление социальной защиты населения в Архаринском районе» о возложении на администрацию Архаринского района Амурской области обязанности включить Брагину Анастасию Анатольевну в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства РФ и направлении указанного списка в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области для его формирования, согласования и представления утверждённого и согласованного списка в министерство социальной защиты населения, возложении обязанности на министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности включить Брагину Анастасию Анатольевну в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ, обеспечить формирование, согласование и представление утвержденного и согласованного списка в министерство социальной защиты населения Амурской области, возложении обязанности на министерство социальной защиты населения Амурской области, ГКУ Амурской области «Управление социальной защиты населения в Архаринском районе» выплатить Брагиной А.А. 10 тысяч рублей в счет оказания единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства РФ, возложении обязанности на министерство финансов Российской Федерации профинансировать производство выплаты Брагиной А.А. в размере 10 000 рублей, в счет оказания единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    <адрес> обратился в суд в интересах ФИО2, ФИО1 с указанными исковыми требованиям к ответчикам.
 

    В исковом заявлении прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> от ФИО3 О.Н. поступила жалоба на бездействие уполномоченных органов власти, выразившееся в неполном оказании единовременной материальной помощи членам её семьи как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
 

    По доводам, изложенным в жалобе, прокуратурой района проведена проверка, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 С.А., в качестве главы семьи, на имя главы муниципального образования «<адрес>» подано заявление об оказании ему и членам его семьи единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. В заявлении в качестве членов семьи ФИО3 С.А. указаны следующие граждане: ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А., ФИО3 А.А. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 С.А. на имя <адрес> подано заявление об оказании ему и членам его семьи единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда <адрес>. В заявлении в качестве членов семьи ФИО3 С.А. указаны следующие граждане: ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А., ФИО3 А.А..
 

    Актом обследования частного жилого помещения, повреждённого в результате подтопления территории рабочего посёлка (п.г.т.) <адрес> в связи с чрезвычайной ситуацией от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт повреждения принадлежащего ФИО3 С.А. и членам его семьи имущества.
 

    <адрес> и Министерством ПБ и ГЗ <адрес> ФИО3 С.А. и члены его семьи: ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А., ФИО3 А.А. включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда <адрес>.
 

    На основании платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 С.А. и членам его семьи: ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А., ФИО3 А.А. оказана единовременная материальная помощь за счёт средств резервного фонда <адрес> в размере 50 000 рублей, из расчёта 10 000 рублей на каждого члена семьи.
 

    <адрес> и Министерством ПБ и ГЗ <адрес> ФИО3 С.А. и члены его семьи: ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А. включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение единовременной материальной помощи выплачиваемой за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
 

    На основании платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 С.А. и членам его семьи: ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А. оказана единовременная материальная помощь за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 40 000 рублей из расчёта 10 000 рублей на каждого члена семьи.
 

    Считает, что в соответствии с действующим законодательством РФ о чрезвычайных ситуациях, ФИО3 А.А. как лицо, признанное пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, имеет право на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
 

    В нарушение требований федерального законодательства уполномоченными органами власти: администрацией <адрес> и Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> ФИО3 А.А., как член семьи ФИО3 С.А. не была включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. В результате бездействия уполномоченных органов власти ФИО3 А.А. не была оказана единовременная материальная помощь за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 10 000 рублей, чем было нарушено принадлежащее ей право на возмещение ущерба причинённого в результате чрезвычайной ситуации.
 

    ФИО3 А.А. по причине недостижения возраста процессуальной дееспособности не может самостоятельно защищать свои права в судебном процессе. Законный представитель ФИО7 ФИО3 О.Н. является матерью, одной воспитывающей троих детей, по причине чего не может самостоятельно защищать права ФИО3 А.А. ФИО3 О.Н. обратилась к прокурору <адрес> с заявлением о защите прав ФИО3 А.А. в порядке гражданского судопроизводства.
 

    Просит возложить на администрацию <адрес> обязанность включить ФИО2 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства РФ и направить указанный список в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> для его формирования, согласования и представления утверждённого и согласованного списка в министерство социальной защиты населения <адрес>, возложить обязанность на министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> включить ФИО2 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ, обеспечить формирование, согласование и представление утвержденного и согласованного списка в министерство социальной защиты населения <адрес>, возложить обязанность на министерство социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения в <адрес>» выплатить ФИО2 10 тысяч рублей в счет оказания единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства РФ, возложить обязанность на министерство финансов Российской Федерации профинансировать производство выплаты ФИО2 в размере 10 000 рублей, в счет оказания единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ. В связи с чрезвычайной ситуацией обратить решение суда к немедленному исполнению.
 

    В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требовании.
 

    В судебном заседании истица ФИО3 О.Н. поддержала заявленные требования.
 

    Представитель ответчика – министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, возражений против заявленных требований суду не представил.
 

    Представитель ответчика – министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что признан утратившим силу Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территория <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423.
 

    Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 71-р «О представлении списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, па получение помощи на электронных и бумажных носителях» министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности области поручено только представлять в министерство социальной защиты населения области списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение помощи на электронных и бумажных носителях.
 

    Кроме того, из приложенного к исковому заявлению списка граждан, пострадавших в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками па территории пгт. <адрес> в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1431-р, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, следует, что ФИО3 А.А. изначально не была включена в список, представленный администрацией <адрес> в министерство ПБ и ГЗ, на что могли быть различные причины.
 

    Кроме того, к исковому заявлению приложен акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате подтопления территории рабочего поселка (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствует информация о том, что в результате чрезвычайной ситуации имуществу ФИО3 С.А. и членам его семьи нанесен ущерб. В акте указано, что «во время сильных ливневых дождей произошло подтопление приусадебного участка е жилым домом по месту его жительства, площадь приусадебного участка - 1479 кв. м., вода стояла в огороде, затопило грядки в результате чего овощи пошили».
 

    Выплата компенсации за урожай производится в отдельном порядке и сам факт утраты урожая не создает основания для получение гражданами единовременной материальной помощи.
 

    Учитывая, что права ФИО3 А.А. не были нарушены, просит суд отказать прокурору <адрес> в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
 

    Представитель ответчика – министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что с заявленными исковыми требованиями не согласен в полном объеме, поскольку, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшими в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома в результате ЧС.
 

    Прием документов от пострадавших в ЧС граждан для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств федерального бюджетов, их рассмотрение на предмет соответствия условиям получения помощи осуществляется органами местного самоуправления.
 

    Акты обследования жилых помещений с перечнем имущества, которое пострадало, являются неотъемлемыми приложениями к спискам.
 

    Формирование списков, их согласование в установленном порядке обеспечивает Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области, которое и представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях.
 

    Министерство социальной защиты населения области в свою очередь в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков, направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН.
 

    После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента поступления при наличии средств производит выплаты помощи, гражданам: включённым в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.
 

    В министерство социальной защиты населения области в 2013 году не поступал список на выплату единовременной материальной помощи, в котором бы значилась ФИО2, следовательно, и до ГКУ-УСЗН по <адрес> такой список не доводился, следовательно оснований для выплаты у ГКУ УСЗН по <адрес> не было и права истца нарушены не были.
 

    В настоящее время выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, единовременной материальной и финансовой помощи, источником финансового обеспечения которой являются    средства федерального бюджета, производятся на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 71, в соответствии с которым министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности области предписано представлять в министерство социальной защиты населения <адрес> списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение помощи на электронных и бумажных носителях. Министерству социальной защиты населения области в течение одного дня со дня поступления из министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности области направлять их в соответствующие ГКУ-УСЗН. ГКУ-УСЗН при наличии средств производить выплаты гражданам, включённым в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях. В связи с изложенным, просит суд в удовлетворении требований прокурора <адрес> отказать в полном объеме.
 

    Представитель ответчика – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв из которого следует, что законодательством предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
 

    Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).
 

    Единовременная материальная помощь оказывается при предоставлении документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований. К таким документам относится акт обследования частных жилых помещений (приложение 6а), который является неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи.
 

    Согласно акту обследования частного жилого помещения 6а от ДД.ММ.ГГГГ, произошло подтопление приусадебного участка с жилым домом, вода стояла в огороде, затопило грядки, в результате чего овощи погнили.
 

    В случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Тем самым можно сделать вывод, о том, что ФИО3 А.А. не может быть включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
 

    Правовым основанием данной позиции являются положения ст. 136 ГК РФ, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества.
 

    Утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи, поскольку компенсация вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, является самостоятельным видом выплат, цели, условия и размеры которой определены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489.
 

    Таким образом, материалы дела не содержат документов, подтверждающих, что истец является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и основания для включения в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отсутствуют.
 

    Представитель ответчика – ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения в <адрес>» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений против заявленных требований суду не представил.
 

    Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
 

    В материалах дела имеется заявление ФИО3 О.Н. на имя прокурора <адрес> об обращении в суд в интересах ее несовершеннолетней дочери ФИО3 А.А.
 

    Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 С.А., в качестве главы семьи, на имя главы муниципального образования «<адрес>» подано заявление об оказании ему и членам его семьи единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. В заявлении в качестве членов семьи ФИО3 С.А. указаны следующие граждане: ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А., ФИО3 А.А.
 

    Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 С.А. на имя губернатора <адрес> подано заявление об оказании ему и членам его семьи единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда <адрес>. В заявлении в качестве членов семьи ФИО3 С.А. указаны следующие граждане: ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А., ФИО3 А.А.
 

    Согласно акту обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате подтопления территории рабочего поселка (пгт) Архара в связи с чрезвычайной ситуацией – очень сильным дождем, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: «в августе 2013 года во время сильных ливневых дождей произошло подтопление приусадебного участка с жилым домом по месту его жительства, площадь приусадебного участка – 1 479 кв.м., вода стояла в огороде, затопило грядки, в результате чего овощи погнили».
 

    В соответствии со сведениями заместителя главы администрации рабочего поселка (пгт) Архара, предоставленными прокурору <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принято заявление о выплате единовременной материальной помощи за счет средств областного и федерального бюджета от ФИО3 С.А., проживающего по адресу: <адрес>. Состав семьи: жена ФИО3 О.Н., сын ФИО3 М.А., дочь ФИО3 Д.А., дочь ФИО3 А.А. Данные граждане включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> и имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного и федерального бюджетов. Списки представлены на утверждение в Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес>.
 

    Из списка граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившей в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками и наводнением на территории <адрес>, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета, утвержденного главой <адрес>, следует, что ФИО3 С.А., ФИО3 О.Н., ФИО3 А.А., ФИО3 Д.А., ФИО3 М.А., проживающие <адрес>, включены в указанный список.
 

    На основании платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 С.А. и членам его семьи: ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А., ФИО3 А.А. оказана единовременная материальная помощь за счёт средств резервного фонда <адрес> в размере 50 000 рублей, из расчёта 10 000 рублей на каждого члена семьи. Из списка граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории пгт <адрес>, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – р, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, утвержденного <адрес>, следует, в указанный список внесены ФИО3 С.А.,ФИО3 О.Н., ФИО3 М.А. и ФИО3 Д.А., проживающие <адрес> у. Архаринская <адрес>. ФИО3 А.А. в списках не значится.
 

    Из сообщения начальника ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что ФИО3 С.А., ФИО3 О.Н.,ФИО3 М.А., ФИО3 Д.А. были включены с писок получателей ЕМП за счет средств резервного фонад Правительства РФ и получили ЕМП, кроме дочери ФИО3 О.Н., ФИО2,, поскольку последняя отсутствовала в списках.
 

    В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
 

    Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
 

    Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
 

    Распоряжением главы поселка Архара № 84-п от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Архара в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, на территории муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Архара объявлен режим чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения.
 

    Пунктом 1 Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – р, в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 г. на территориях Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия),<адрес> и <адрес> ливневых дождей, сопровождавшихся паводками (далее - чрезвычайная ситуация), определено оказать единовременную материальную помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовую помощь гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 750.
 

    Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", действовавшем на момент спорных правоотношений, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
 

    Согласно п. 2 указанных Правил, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
 

    При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (п. 4).
 

    Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 п. 6 Правил).
 

    В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 п. 7 Правил).
 

    В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
 

    Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22.
 

    В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления.
 

    Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>», утвержден Порядок использования указанных бюджетных ассигнований.
 

    Во исполнение п. 6 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « « О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и<адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>», <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», действовавшее на момент спорных правоотношений.
 

    Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрено оказание гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года и постоянно проживающими в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества.
 

    Пунктом 2 названного Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выплаты гражданам пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой, являются средства федерального бюджета.
 

    В соответствии с п. 1 указанного Порядка, в целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле - августе 2013 года.
 

    В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями <адрес> - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
 

    а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
 

    б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории <адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
 

    в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
 

    г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории <адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
 

    Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-60-12-22.
 

    Согласно п. 9.1 Методических рекомендаций, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за N 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления. На основании проведенного обследования составляются акты обследования частных жилых помещений (приложение № 6а), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи, подписываются членами комиссии и пострадавшими гражданами (собственниками жилья), согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования, утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется печатью.
 

    Указанный пункт содержит требования к заполнению актов, из них в числе прочего, указывается площадь обследуемого жилья, указываются все повреждения жилого помещения, полученные в результате чрезвычайной ситуации.
 

    По смыслу норм действующего законодательства для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан на получение единовременной материальной помощи, необходимы следующие условия: постоянное проживание в жилом помещении на период чрезвычайной ситуации, кроме того, указанное жилое помещение должно пострадать в результате чрезвычайной ситуации.
 

    Из акта обследования частного жилого помещения (приложение 6а), расположенного по адресу <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что жилое помещение имеет следующие повреждения: в августе 2013 года во время сильных ливневых дождей произошло подтопление приусадебного участка с жилым домом, площадь приусадебного участка – 1479 кв.м, вода стояла в огороде, затопило грядки, в результате чего овощи погнили.
 

    Указанным актом обследования установлена гибель урожая на приусадебном участке, расположенном по адресу <адрес>. Однако из данного акта не следует, что жилому помещению, расположенному по адресу <адрес> причинены какие - либо повреждения в результате чрезвычайной ситуации.
 

    Из положений приведенных выше нормативных правовых актов следует, что утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
 

    Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и<адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
 

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – р предусмотрено выделить Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 1678129 тыс. рублей для осуществления выплат гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов.
 

    Пунктом 3 указанного Распоряжения, установлено, что <адрес>, в том числе, необходимо сформировать списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов, за счет ассигнований, предоставленных в соответствии с настоящим распоряжением, до ДД.ММ.ГГГГ
 

    В соответствии с п.2 Правил предоставления межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489), иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям на следующие цели: для выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
 

    Пунктом 3 указанных Правил установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям при условии:
 

    1) представления заявки от муниципального образования с приложением списка граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденного комиссией по чрезвычайным ситуациям данного муниципального образования, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Заявка от муниципального образования, а также список, предусмотренные настоящим подпунктом, представляются по формам, указанным в приложении к настоящим Правилам;
 

    2) наличия муниципального правового акта, предусматривающего порядок и условия предоставления компенсации, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, в размере 3000 рублей за каждый 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобное хозяйство.
 

    Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению.
 

    В соответствии с п. 4 указанного Порядка, для получения компенсации, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и признанные пострадавшими в результате наводнения должны предоставить документы, в том числе, согласно приложению № 1,2,3.
 

    В соответствии с приложением № 2, гражданину необходимо представить выписку из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
 

    В соответствии с приложением № гражданином прикладывается акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленный комиссией.
 

    Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что гражданин признанный пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте подвергшимся наводнению, ведущий личное подсобное хозяйство и утративший урожай сельскохозяйственных культур имеет право на компенсационные выплаты из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
 

    Таким образом, компенсации гражданам, утратившим урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, рассматриваются в соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами в качестве самостоятельного вида выплат и не предусматривают выплату единовременной материальной помощи.
 

    Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

        Отказать прокурору Архаринского района в удовлетворении исковых требований в интересах Брагиной Анастасии Анатольевны, Брагиной Ольги Николаевны к администрации Архаринского района Амурской области, министерству финансов Российской Федерации, министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, ГКУ Амурской области «Управление социальной защиты населения в Архаринском районе» о возложении на администрацию Архаринского района Амурской области обязанности включить Брагину Анастасию Анатольевну в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации и направить указанный список в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области для его формирования, согласования и представления утверждённого и согласованного списка в министерство социальной защиты населения Амурской области, о возложении обязанности на министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области включить Брагину Анастасию Анатольевну в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, обеспечить формирование, согласование и представление утвержденного и согласованного списка в министерство социальной защиты населения Амурской области, о возложении обязанности на министерство социальной защиты населения Амурской области, ГКУ Амурской области «Управление социальной защиты населения в Архаринском районе» выплатить Брагиной Анастасии Анатольевне 10 тысяч рублей в счет оказания единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, о возложении обязанности на министерство финансов Российской Федерации профинансировать производство выплаты Брагиной Анастасии Анатольевне в размере 10 000 рублей, в счет оказания единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий:               З.Ю. Каралаш
 

    Решение суда в окончательной форме изготовлено 05 мая 2014 года.