Решение по гражданскому делу

Дело № 2-181/2014
 

    Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    16 июня 2014 года                                                                                                                    с. Чарышское*****

    Мировой судья судебного участка Чарышского района Алтайского края  Голубцова Т.В.,
 

    при секретаре Бочкаревой Е.Л., 
 

    с участием  прокурора Чарышского района Авдухиной С.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чарышского района в интересах Демина *****1 к Управлению социальной защиты населения по Чарышскому району о взыскании компенсации за доставку твердого топлива,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Чарышского района в интересах Демина обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Чарышскому району о взыскании компенсации за доставку твердого топлива в сумме *****2 руб., обосновывая исковые требования тем, что прокуратурой Чарышского района по результатам проверки соблюдения социальных прав при предоставлении льгот педагогическим работникам установлено следующее.
 

    Демин является педагогическим работником и получает компенсацию по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
 

    *****2 он обратился в Управление социальной защиты населения по Чарышскому району с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, представив квитанции, согласно которым им были приобретены уголь на сумму *****3 руб. с доставкой в размере *****4 руб., а также дрова на сумму *****2 рублей с доставкой в сумме *****4 руб.
 

    Исходя из произведенного Управлением по социальной защите населения по Чарышскому району расчета, Демину произведена компенсация за приобретение угля, в данную сумму не была включена компенсация расходов по доставке дров и угля до жилого дома в сумме *****2 руб.
 

    Таким образом, органом соцзащиты Демину было отказано в компенсации расходов по доставке твердого топлива до жилого дома, что является незаконным и необоснованным.
 

    Истец Демин в  судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
 

    Прокурор Чарышского района Алтайского края Авдухина С.В. в судебном заседании на иске настаивал.
 

    Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Чарышскому району *****.. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила: статьей 55 ФЗ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности (далее- сельские педагоги), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопление и освещение. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
 

    В законе Алтайского края от 03.11.2005 года № 88 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, бает право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам.
 

    Транспортные услуги по доставке твердого топлива не относятся к жилищным или коммунальным услугам, отдельно Законом также не предусмотрено компенсирование транспортных услуг по доставке топлива.
 

    Кроме того, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, приведено понятие отопления - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (п.6).
 

    Согласно п. 48 Правил от 23.05.2006 года № 307 плата за доставку твердого топлива к месту, указанному потребителем, не входит в стоимость твердого топлива.
 

    Аналогичная норма закреплена в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившим в силу с сентября 2012 года.
 

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» твердое топливо, реализуемое населению, подлежит государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
 

    Решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен тарифов (от 21.06.2012 № 76, 26.07.2011 № 169) предельные максимальные цены на уголь, дрова установлены в рублях за тонну или один кубический метр топлива -  плотный кубический метр. При этом в Решениях указано, что предельные максимальные цены установлены без учета затрат по доставке до покупателя.
 

    На основании вышеизложенного следует, что расходы хозяйствующего субъекта на доставку твердого топлива потребителям в розничную цену не включаются.
 

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, мировой судья находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии с п.п. "е", "к", "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
 

    В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 55 Федерального закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
 

    Пунктами 2-4 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99 установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам:
 

    -работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;
 

    -вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников. Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства. Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
 

    В соответствии с пунктами 28, 30, 31 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.Денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения определяется исходя из размера платы за отопление, определенного в соответствии с законодательством. При отсутствии соглашения о взаимодействии денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется управлением социальной защиты населения на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей).
 

    Согласно статье 3 части 3 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (с изменениями и дополнениями), финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
 

    Пунктами 1-2 решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21 июня 2012 г. N 76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" установлены предельные максимальные цены на топливо твердое (уголь каменный) (далее - уголь), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, согласно приложениям 1, 2 к настоящему решению. Цены установлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя.
 

    В судебном заседании установлено, что истец является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам сельской местности, что подтверждается выписками Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края.
 

    В соответствии с квитанциям к приходному кассовому ордеру и чекам от *****12 Демин  приобрел в СПК «*****5» твердое топливо: уголь в количестве 4 т. на сумму *****3 руб. в том числе доставка *****4 руб. и дрова в количестве 4 куб.м. на сумму *****6 руб., в том числе доставка *****4 руб.
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются документами, находящимися в деле и не оспариваются сторонами.
 

    Согласно выписке Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края в е 2014 года Демину перечислена компенсация за приобретение угля и дров исходя из площади жилого помещения Демина и предельных цен на твердое топливо, установленных для Чарышского района.
 

    Вместе с тем при выплате истцу компенсации за твердое топливо не были учтены затраты на его доставку в сумме *****2 руб., которые ему возмещены не были.
 

    Мировой судья соглашается с доводом прокуратуры о том, что при расчете размера компенсации на оплату твердого топлива истцу  должны учитываться расходы, понесенные за доставку твердого топлива по следующим основаниям.
 

    Статьей 154 частью 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
 

    Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 21 июня 2012 г. N 76 "О регулировании цен на топливо твердое (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" указано, что ценыустановлены на условиях франко-склад топливоснабжающей организации (склад, база) без учета доставки до потребителя.
 

    Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, следовательно, расходы по погрузке и доставке твердого топлива должны компенсироваться педагогическому работнику.
 

    Доводы представителя ответчика о том, что компенсация по доставке твердого топлива не относится к жилищным или коммунальным услугам, мировой судья не принимает во внимание, поскольку ФЗ «Об образовании» устанавливает право педагога на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. По мнению мирового судьи, в понятие «компенсация расходов на отопление» входит приобретение твердого топлива и его доставка до места жительства.
 

    В противном случае педагогические работники сельской местности, которые имеют дома с печным отоплением и вынуждены нести транспортные расходы, ставятся в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
 

    Бездействие Управления социальной защиты населения по Чарышскому району в части не предоставления компенсации расходов на доставку твердого топлива является незаконным и нарушает права истицы при определении порядка предоставления льгот, гарантированные  действующим законодательством.
 

    В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится Управление социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края,   следовательно, государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, взысканию с ответчика Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края не подлежит.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Чарышского района в интересах Демина *****1 удовлетворить.
 

    Взыскать с Управления социальной защиты населения по Чарышскому району Алтайского края в пользу Демина *****1 компенсацию за доставку твердого топлива (уголь, дрова) в сумме *****2 (*****7 рублей 00 копеек, за счет средств краевого бюджета.
 

       Решение может быть обжаловано в Чарышский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через судебный участок Чарышского района Алтайского края. МировойсудьяТ.В. Голубцова