Копия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном
правонарушении
и других материалов дела
21
марта 2014 года г.
Рузаевка
Мировой судья судебного участка № 2 Рузаевского
района Республики Мордовия Гришуткина Н.А.,
рассмотрев при подготовке материалы дела об
административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении Шуткова А.В.,
установил:
на рассмотрение мировому судье поступил протокол об
административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шуткова
А.В., которому вменяется в вину осуществление приема у Потапкина А.В. лома
черного металла (металлической двери) за 120 руб. без государственной
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в нарушение п. «а» п.
5 гл. 2 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утв.
Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 года № 369, имевшее место 11.02.2014
года в 9 час. 00 мин. во дворе дома по адресу: «данные изъяты»
Протокол об административном правонарушении и другие
материалы дела подлежат возвращению по следующим основаниям.
В соответствии со
статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
выясняет вопрос, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения
по существу.
В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях содержатся требования к форме и содержанию
протокола об административном правонарушении, выполнение которых направлено на
соблюдение защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Из положений названной нормы следует, что протокол об
административном правонарушении должен содержать сведения о месте и времени совершения административного
правонарушения с подробным описанием события административного правонарушения.
Пунктом 4 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах,
возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями)
разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных,
прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их
значимости для данного, конкретного дела об административном правонарушении,
Административная
ответственность по ч.1 ст.14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление
предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 1 статьи 2
Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является
деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая
осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в
установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
В протоколе,
составленном в отношении Шуткова А.В., не указаны признаки предпринимательской
деятельности (с какой периодичностью и на протяжении какого периода
осуществлялась им предпринимательская деятельность и т.п.), а также не
приложены подтверждающие данные факты документы.
При этом в представленных в суд материалах
также отсутствуют сведения о том, зарегистрирован или нет Шутков А.В. в
качестве индивидуального предпринимателя.
Отсутствие этих сведений влечет за собой невозможность
использования данных доказательств в их совокупности для определения наличия
или отсутствия события правонарушения, вины лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с общими нормами закона суд не является
органом преследования и в его компетенцию не входит установление события
правонарушения. Предмет доказывания определяется существом правонарушения,
указанным в протоколе. Суд не имеет право конкретизировать событие
правонарушения, поскольку этим могут быть нарушены пределы обвинения. Суд
исследует обстоятельства события, указанные в протоколе, на основании
представленных в суд доказательств.
В связи с этим недостаточное описание в протоколе об
административном правонарушении события вменяемого правонарушения является
существенным недостатком протокола, поскольку устранить данную неполноту в
судебном заседании невозможно.
В пункте 15 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ № 18 от 24 октября 2006 года "О некоторых
вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в случаях,
когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются
нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими
нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том
числе главы 14, или законом субъекта Российской
Федерации, действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и той норме Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации,
которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение.
Таким образом, если осуществление
незаконной предпринимательской деятельности связано с нарушением правил
обращения с металлическим ломом и (или) его отчуждения, протокол об
административном правонарушении в отношении лиц, систематически нарушающих
правила обращения металлического лома и его отчуждения, также должен содержать
указание на статью 14.26 и часть 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах для устранения указанных
недостатков, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, в
соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29. 4 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении
подлежит возвращению в орган, составивший протокол.
В соответствии с частью 3 статьи 28. 8 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях указанные недостатки
должны быть устранены в трехдневный срок и материалы дела об административном
правонарушении должны быть возвращены в судебный участок.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 4
части 1 статьи 29. 4, статьи 29.12 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, мировой судья
определил:
возвратить протокол по делу об административном
правонарушении, возбужденному по признакам административного правонарушения,
предусмотренного частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении Шуткова А.В., составленный 14
марта 2014 года, а также другие материалы дела, в орган, составивший протокол –
отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району, как направленный
мировому судье с нарушением требований статьи 28.2, для устранения выявленных
недостатков в установленные законом сроки.
Мировой судья подпись
Н.А. Гришуткина