Решение по административному делу

    № 5-91/2014 
 

    
 

    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

 

    <ДАТА1>                                                                                           с. Саскылах РС (Я)
 

 

    Мировой судья по судебному участку № 26 Оленекского района РС (Я) Алексеев А.Н., временно исполняющий обязанности мирового судьи по судебному участку № 6 Анабарского района РС (Я),
 

    с участием и.о. прокурора Анабарского района РС (Я) Прокопьева А.С., законного представителя юридического лица Николаевой Т.П., при секретаре Белоусовой А.Е.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Анабарская центральная районная больница», расположенного по адресу:  <АДРЕС>,
 

У С Т А Н О В И Л :
 

 

    <ДАТА2> на рассмотрение мирового судьи в судебный участок № 6 Анабарского района РС (Я) от прокуратуры Анабарского района РС (Я) поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница».  
 

    В судебном заседании законный представитель юридического лица - и.о. главного врача ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница» Николаева Т.П. вину юридического лица по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях признала, пояснив, что указанные прокурором нарушения в ближайшее время будут устранены, виновные лица будут привлечены к ответственности в соответствии с трудовым законодательством.  
 

    Выслушав Николаеву Т.П. и и.о. прокурора Анабарского района, суд приходит к следующему выводу.
 

    Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами, с использованием средств автоматизации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
 

    Согласно ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
 

    При этом обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности, установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных (п. 8 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ).
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ.
 

    Между тем в силу ст. 7 указанного Федерального закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Вместе с тем при отсутствии автоматической обработки действует Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 г. № 687.
 

    Требования безопасности содержатся в п. 6 указанного Положения, согласно которому Лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).
 

    При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором (п. 15 Положения).
 

    В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
 

    Как установлено судом, <ДАТА5> прокуратурой Анабарского района РС (Я) в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о персональных данных в деятельности ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница»  выявлено, что ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница», являясь оператором по обработке персональных данных,
 

    - не соблюдаются требованию по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации.
 

    - в Министерство здравоохранения  РС (Я) направляются годовые отчеты, содержащие персональные данные работников, при этом какое - либо поручение Минздраву РС (Я), определяющее перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке отсутствует, согласие работников на передачу сведений Минздраву РС (Я), содержащих персональные данные, отсутствует. 
 

    - в личных делах работников оператора хранятся копии трудовых книжек, документы, свидетельствующие о повышении квалификации, личный листок по учету кадров с указанием персональных данных. В них, кроме прочих сведений, указываются национальности работников, которые являются избыточными, что является нарушением требования ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
 

    - в кабинетах врачей: терапевта, педиатра, акушера-гинеколога, хирурга, стоматолога, а также в административных кабинетах: отдела кадров, бухгалтерии имеются документы, в т.ч. медицинские карты больных, личные дела работников оператора, отчеты и т.д., в которых содержатся персональные данные пациентов и работников оператора, при этом они хранятся открытых и доступных полках. Отсутствуют металлические сейфы и запирающиеся шкафы.
 

    - в ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница» имеются совместный приказ <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА6> <НОМЕР>, <НОМЕР> «О взаимодействии <ОБЕЗЛИЧЕНО> при поступлении (обращении) граждан с телесными повреждениями насильственного характера и ежемесячная выписка о фактах поступления (обращения) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера, в котором содержатся фамилия, имя, отчество пострадавшего, адрес и диагноз. В них отсутствуют обязанность соблюдения требований конфиденциальности персональных данных и обеспечения их безопасности, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных.  
 

    - в ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница» имеются договоры на оказание платных медицинских услуг: проведение периодического медицинского осмотра, проведение медицинского обследования работников заказчика. Согласно этим договорам работники оператора получают доступ к персональным данным граждан - работников других организаций. По указанным договорам исполнитель после завершения стационарного и амбулаторного лечения сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного, а также дополнительные сведения о сотрудниках и об оказанной им медицинской помощи (ФИО, воинское звание или специальное звание, год рождения, место службы, номер и дата направления на лечение, диагноз, количество посещений, койко-дней и др. сведения) и направляет их заказчику с указанием банковских реквизитов и почтового адреса. В них также отсутствуют обязанность соблюдения требований конфиденциальности персональных данных и обеспечения их безопасности, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных. 
 

    - в ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница» имеется договор между ГБУ РС (Я) «Анабарская ЦРБ» и <ОБЕЗЛИЧЕНО> на открытие для сотрудников оператора счетов карт, обеспечение обслуживания расчетных операций по картам, зачисления денежных средств на счета карт, который предусматривает направление оператором в <ОБЕЗЛИЧЕНО> сведений, содержащих персональные данные работников оператора. В указанном договоре отсутствует обязанность соблюдения требований конфиденциальности персональных данных и обеспечения их безопасности, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных. Кроме того, в них отсутствует согласие работников на передачу сведений в банк.
 

    - в ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница» отсутствуют места хранения персональных данных (материальных носителей), перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ. Доступ лиц надлежаще не оформлен, не установлена обязанность лиц, имеющих доступ к указанным сведениям - персональным данным больных (посетителей) и работников оператора, соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке.
 

    Указанные фактические обстоятельства дела, кроме признания вины законным представителем юридического лица, объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении, актом проверки по результатам проверки исполнения законодательства о персональных данных в ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница» от <ДАТА5>.
 

    Таким образом, ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница», не обеспечив установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), нарушило требования Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и Положение об особенностях обработки персональных данных.
 

    Собранные по данному делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Исходя из этого, суд приходит к выводу, что вина ГБУ РС (Я) «Анабарская центральная районная больница» доказана и его деяние следует  квалифицировать по ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    При назначении меры наказания смягчающими обстоятельствами суд считает раскаяние законного представителя юридического лица и совершение административного правонарушения впервые.
 

    Отягчающие ответственность обстоятельства судом не установлены.
 

    В соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая смягчающие обстоятельства, имущественное и финансовое состояние юридического лица,  исходя из характера совершенного правонарушения, на основании ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве меры наказания применить административный штраф в минимальном размере, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
 

 

П О С Т А Н О В И Л :
 

 

    Признать Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Анабарская центральная районная больница»», расположенное по адресу:  <АДРЕС>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
 

    Получателем административного штрафа является:
 

    УФК по РС (Я) (Прокуратура Республики Саха (Якутия))
 

    ИНН 1435058287,  КПП 143501001,
 

    ОКАТО 98401000000,
 

    номер счета получателя платежа: 40101810100000010002,
 

    наименование банка: ГРКЦ НБ РС (Я) Банка России г. Якутск,             
 

    БИК 049805001, КБК 41511690010010000140, 
 

    наименование платежа: штраф за административное правонарушение.
 

 

    Разъяснить законному представителю юридического лица НИКОЛАЕВОЙ Т.П. о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за нарушение которого законодательством РФ предусмотрена ответственность.
 

    Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления в Мирнинский районный суд РС (Я) через судебный участок № 6 Анабарского района РС(Я).
 

 

 

Мировой судья:                                                                     Алексеев А.Н.