дело № 2-1070/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    22 апреля 2014 года           село Завьялово
 

    Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Стяжкин М.С., при секретаре судебного заседания Тимофеевой Е.В.
 

    участием:
 

    - истца Сычуговой Н.В.
 

    - представителя Управления Пенсионного фонда (ГУ) в Завьяловском районе УР Дмитриевой М.А., действующей по доверенности от 12 августа 2013 года № 13,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычуговой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании решения от 20 февраля 2014 года незаконным, о возложении обязанности назначить трудовую пенсию с момента обращения за такой пенсией,
 

у с т а н о в и л:
 

    Сычугова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда о признании её права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и о возложении на Управление Пенсионного фонда обязанности досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости.
 

    Исковые требования истицей мотивированы тем, что 18 февраля 2014 года истица обратилась Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Однако решением Управления Пенсионного фонда № <номер> от 20 декабря 2012 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду того что не были зачтены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение следующие периоды:
 

    - с 3 декабря 2007 года по 29 декабря 2007 года, с 07 апреля 2008 года по 29 апреля 2008 года, с 01.12.2008 года по 27 декабря 2008 года, с 06 апреля 2009 года по 30 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 19 декабря 2009 года, с 11 марта 2010 года по 20 июня 2010 года (всего 7 месяцев 11 дней) – периоды нахождения в учебных отпусках.
 

    Считает данное решение ответчика незаконным, поскольку её стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на 29 декабря 2012 года составил более 25 лет.
 

    Истица Сычугова Н.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.
 

    Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда (ГУ) в Завьяловском районе УР Дмитриева М.А. исковые требования не признала, указала, что законных оснований для удовлетворения исковых требованиях нет просила в иске отказать.
 

    Согласно письменному отзыву указала, что периоды нахождения истицы в учебных отпусках не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку не выполнялись условия, предусмотренные п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 и п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
 

    Выслушав доводы истицы и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
 

    В судебном заседании установлено, что 18 февраля 2014 года истица обратилась Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Однако решением Управления Пенсионного фонда № <номер> от 20 февраля 2014 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду того что не были зачтены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение следующие периоды
 

    - с 3 декабря 2007 года по 29 декабря 2007 года, с 07 апреля 2008 года по 29 апреля 2008 года, с 01.12.2008 года по 27 декабря 2008 года, с 06 апреля 2009 года по 30 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 19 декабря 2009 года, с 11 марта 2010 года по 20 июня 2010 года (всего 7 месяцев 11 дней) – периоды нахождения в учебных отпусках.
 

    Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает необходимым включить указанные спорные периоды в стаж, дающий право истице на досрочное назначение пенсии по старости
 

    Сычугова Н.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. 03.12.2011)), который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.
 

    Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
 

    Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список должностей и учреждений 2002 года).
 

    Как указал Конституционный Суд РФ права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
 

    По периодам нахождения истицы в учебных отпусках суд отмечает следующее. Как следует из заверенных копий карточек-справок и приказов на Сычугову Н.В, предоставленных истцом в том числе справкой № 80 о начислении заработной платы за периоды нахождения в учебных отпусках от 06.03.2014 года, приказами от 07 апреля 2008 года, от 01 декабря 2008 года, от 06 апреля 2009 года, от 01 декабря 2009 года, от 10 марта 2010 года, истица действительно находилась в указанные в исковом заявлении периоды в оплачиваемых ученических отпусках.Факт нахождения истицы в оплачиваемых ученических отпусках в указанные периоды также не оспаривается ответчиком.
 

    Суд считает, что отказ во включении в педагогический стаж периодов нахождения истца в учебных отпусках является незаконным. В соответствии с п. 4 Правил от 11.07.2002 года № 516 « Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
 

    Согласно п. 5 Правил от 11.07.2002 года №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
 

    Действительно, ст. 196 КЗоТ РФ, действовавшая до вступления в действие Трудового Кодекса РФ, предусматривала предоставление работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, оплачиваемых в установленном порядке отпусков в связи с обучением. Названные отпуска согласно КЗоТ РФ не относились к дополнительным. Статья 173 Трудового Кодекса РФ, одной из гарантий работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, успешно обучающимся в этих учреждениях предусматривает предоставление работодателем дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка.
 

    Статья 196 КЗоТ РСФСР, действовавшая в период предоставления учебных отпусков истице в, ст.173 ТК РФ, действующая с 01.02.2002 года, а также ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за период нахождения в учебных отпусках гарантируют сохранение заработной платы за работником, обучающемся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, что имело место и в отношении истицы. Истица, находясь в учебных отпусках, сохранял трудовые отношения с работодателем. Из сохраненной заработной платы истцы Сычуговой Н.В. за все периоды нахождения ее в учебных отпусках производились все удержания, в том числе, и в Пенсионный фонд. Работникам, совмещающим труд с обучением, гарантировались такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Период нахождения в учебных отпусках по сути законодателем приравнивается к выполнению истцом своих трудовых обязанностей. Более того, ранее пенсионное законодательство не содержало запрета на включение в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, периодов пребывания работников в учебных отпусках. Не содержит напрямую запрета и Федеральный закон « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с чем, отсутствуют основания для исключения периодов нахождения истца в учебных отпусках из периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
 

    Всего с учетом включения указанных спорных периодов специальный трудовой стаж Сычуговой Н.В составил 25 лет 02 дня, что более требуемых 25 лет. В связи с чем, суд находить обоснованными требования истицы о признании решения ответчика № <номер> от 29.12.2012 года незаконным.
 

    Нарушенное право истицы на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. В связи с чем, суд считает необходимым на основании ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязать ответчика назначить и выплатить Сычуговой Н.В. трудовую пенсию по старости со дня ее обращения за данной пенсией – с 18 февраля 2014 года, ввиду того, что на момент обращения Сычуговой Н.В к ответчику ее общий стаж работы уже превышал требуемые 25 лет.
 

    Поскольку судом исковые требования истицы признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд также на основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы, уплаченную ею при подаче иска государственную пошлину в размере 200 рублей. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается квитанцией от 2 апреля 2014 года
 

    Заявленный размер расходов 200 рублей подлежит взысканию с ответчика
 

    Также истцом заявлено о взыскании расходов на оказание юридических
 

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л:
 

    Исковые требования Сычуговой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить.
 

    Признать незаконным решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики № 7275 от 20.02.2014 года.
 

    Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики включить в стаж работы Сычуговой Н.В. дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
 

    - с 3 декабря 2007 года по 29 декабря 2007 года, с 07 апреля 2008 года по 29 апреля 2008 года, с 01.12.2008 года по 27 декабря 2008 года, с 06 апреля 2009 года по 30 апреля 2009 года, с 01 декабря 2009 года по 19 декабря 2009 года, с 11 марта 2010 года по 20 июня 2010 года (всего 7 месяцев 11 дней) – периоды нахождения в учебных отпусках.
 

    Признать право Сычуговой Н.В. на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики назначить и выплачивать Сычуговой Н.В. трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии – с 18 февраля 2014 года.
 

    Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Сычуговой Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом через суд, вынесший решение.
 

Судья Стяжкин М.С.