Дело № 2-653/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    08 июля 2014 года г. Константиновск
 

    Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в составе:
 

    судьи Никулева И.Г.,
 

    при секретаре Макаровой Н.Л.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов А. к Отделу социальной защиты населения администрации <адрес>, третье лицо Министерство труда и социального развития <адрес>, о признании действий по расчету и выплате компенсации по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника незаконными и обязании произвести перерасчет размера указанной компенсации,
 

УСТАНОВИЛ:
 

        <адрес> К. обратился в суд с иском в защиту интересов А., к ОСЗН администрации <адрес>, третье лицо Министерство труда и социального развития <адрес>, о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионеров из их числа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., и об обязании произвести перерасчет размера указанных льгот в период с ДД.ММ.ГГГГ в пользу А., ссылаясь на то, что прокуратурой района по обращению А., проведена проверка исполнения требований законодательства по возмещению расходов на оплату коммунальных услуг педагогическим работникам, а также пенсионерам из их числа. В ходе проверки установлено, что А., является педагогом и проживает с сельской местности. С ДД.ММ.ГГГГ А., получает ежемесячно денежные выплаты на оплату коммунальных услуг с учетом зарегистрированных лиц в домовладении.
 

    Ответчик в нарушение положений Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1"Об образовании" и Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" не предоставляет А., в полном объеме меры социальной поддержки, как педагогическому работнику. Расчет выплат А., до ДД.ММ.ГГГГ производился из расчета количества лиц, зарегистрированных и совместно проживающих с А., членов её семьи (с учетом проживания А.)
 

    По мнению прокурора, действия ОСЗН администрации <адрес> по расчету и выплате льгот по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионеров из их числа незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права А., на стопроцентное возмещение понесенных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
 

    Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, прокурор просил признать действия ОСЗН администрации <адрес> по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а так же пенсионеров из их числа, незаконными. Обязать ОСЗН администрации <адрес> произвести перерасчет размера указанных льгот в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу А.
 

    ОСЗН администрации <адрес> перерасчет размера компенсации на расходы по оплате жилья и услуг А., с учетом изменений внесенных в нормативные правовые акты, не производился.
 

    В судебном заседании помощник прокурора <адрес> М., поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить.
 

    Истица А., в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В представленном суду заявлении исковые требования поддержала и просила иск удовлетворить. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы А., в порядке ст. 167 ГПК РФ.
 

    Представитель ответчика ОСЗН администрации <адрес> - П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, иск не признала, просила в иске отказать, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
 

    Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития <адрес> в настоящее судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
 

    Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
 

    Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
 

    Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ. В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
 

    Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
 

    Это подтверждает и ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
 

    Наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
 

    Так, в силу ранее действующих статей 1 и 2 Областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.Названный Областной закон не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
 

    В силу ч. 2 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 N 274-ЗС (ред. от 14.11.2013) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" (принят ЗС РО 14.01.2005), компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
 

    В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
 

    Из материалов дела следует, что А., является педагогическим работником, проживает в сельской местности, а именно по адресу: <адрес>, в жилом доме общей площадью 44,9 кв. м, и получает меры социальной поддержки на услуги ЖКУ: твердое топливо, электроэнергия, газ балонный. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают члены ее семьи А., А., А., А., что подтверждается справкой с места работы, справкой администрации <адрес> сельского поселения, справками ОСЗН.
 

    В соответствии с действующим законодательством педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
 

    Как усматривается из материалов дела начисления выплат А., производились из расчета всех зарегистрированных совместно проживающих с ней членов семьи, в то время, как расчет ЕДВ на оплату коммунальных услуг производился А., из расчета только на ее долю с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей в месяц из расчетной площади жилого помещения 44,9 кв. м (справка по выплате, расчет ЕДВ - л.д. 7-8).
 

    В нарушение вышеуказанных норм, ОСЗН администрации <адрес> расчет выплат А., являющейся педагогическим работником, производился из расчета 5 зарегистрированных совместно проживающих с А., членов семьи.
 

    При этом ответчик в обоснование своих доводов, ссылается на нормы Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми граждане, зарегистрированные по месту проживания, несут равную солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, в том числе по оплате ЖКУ. В связи с чем, расчет компенсации производился исходя из всех членов семьи А., проживающих в домовладении общей площадью 44,9 кв. м. Соответственно для каждого члена семьи расчетная площадь для оплаты ЖКУ составляет 8,98 кв.м. жилого помещения. Считает, расчет компенсации А., произведен правильно, в соответствии с нормами действующего законодательства.
 

    Однако с такими доводами ответчика, суд согласиться не может по следующим основаниям.
 

    В соответствии с законодательством, до 2011 года при определении размера вышеназванных выплат учитывалась доля жилого помещения, занимаемая гражданином, что регламентировалось Положением о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения, утвержденным постановлением администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 534.
 

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. по делу N 41-Г11-24 указанная норма в части слов "на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения" в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признана недействующей с момента вступления настоящего решения в законную силу как противоречащая п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ и статьям 1 и 2 Закона Ростовской области N 274-ЗС от 17 января 2005 г.
 

    Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 постановление администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. N 534 признано утратившим силу, а утвержденное этим же Постановлением Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений, распространяющееся на ту категорию граждан, к которой относится А., не устанавливает ограничений компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) долей общей площади, приходящейся на самого педагогического работника.
 

    В частности, пункт 6.7.2 названного Положения закрепляет лишь то, что гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 Областного закона от 17 января 2005 г. N 274-ЗС (далее - сельские специалисты), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.
 

    Таким образом, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна предоставляться А., с учетом всех совместно проживающих с ней членов ее семьи.
 

    То обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг А., осуществляется на основании документов, подтверждающих фактические расходы, не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявленного иска, поскольку в данном случае спорным является период до внесения изменений в законодательство, регулирующим социальную поддержку педагогическим работникам. Таким образом, А., имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором она проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
 

    С учетом выше приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах А., подлежат удовлетворению.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Исковые требования прокурора <адрес> в интересах А. к Отделу социальной защиты населения администрации <адрес>, третье лицо Министерство труда и социального развития <адрес>, о признании действий по расчету и выплате компенсации по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника незаконными и обязании произвести перерасчет размера указанных льгот – удовлетворить.
 

    Обязать ОСЗН администрации <адрес> произвести перерасчет размера льгот по оплате жилья и коммунальных услуг А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой льгот А., общей площади жилого помещения.
 

    Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Донецкий районный суд Ростовской области.
 

    Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Судья                          И.Г. Никулев