Гражданское дело № 2-219/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2014 года с. Тоора-Хем
Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Хадаханэ А.Д.,
при секретаре судебного заседания Сарыг-оол А.-А.Р.,
с участием помощника прокурора Тоджинского района Оюна Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоджинского района Грек Н.С. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тоджинская дизельная электростанция» Тоджинского кожууна о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратилась с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тоджинская дизельная электростанция» Тоджинского кожууна (далее – МУП) о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции. В обоснование иска указано следующее.
Прокуратурой Тоджинского района проведена проверка исполнения федерального законодательства организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального комплекса, а также законодательства о противодействии коррупции.
Проверкой установлено, что в МУП, в нарушение законодательства о противодействии коррупции, должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разработаны и в практику не внедрены, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов не установлен; не раскрыта информация о деятельности организации согласно стандартам раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции создает угрозу для неопределенного круга лиц, потребителей услуг по холодному водоснабжению, так как последствиями коррупционных правонарушений может стать нестабильность работы МУП.
Просит обязать МУП в шестимесячный срок с момента вынесения судебного решения:
- назначить лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- разработать и внедрить в практику процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;
- разработать и утвердить кодекс этики и служебного поведения работников организации;
- утвердить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- путем опубликования в СМИ или размещения в сети «Интернет» раскрыть информацию, предусмотренную стандартами раскрытия информации о чем в 15-дневный срок после раскрытия сообщить в установленном порядке в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным в заявлении основаниям, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело без его участия. В силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело без участия ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ № 237) одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Статьей 13.3 ФЗ № 273 установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Согласно справке прокурора Тоджинского района о проверке соблюдения федерального законодательства организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального комплекса, а также законодательства о противодействии коррупции от 28 апреля 2014 года, в МУП, в нарушение законодательства о противодействии коррупции, должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разработаны и в практику не внедрены, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов не установлен.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – ФЗ № 210) в целях обеспечения прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса, открытости регулирования деятельности организаций коммунального комплекса и защиты интересов потребителей организации коммунального комплекса обязаны обеспечивать свободный доступ к информации об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о надбавках к ценам (тарифам), которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемые услуги).
Частью 5 ст. 3 ФЗ № 210 установлено, что информация о регулируемых услугах организаций коммунального комплекса, поставляемых (оказываемых) в сфере деятельности естественной монополии, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Свободный доступ к информации о регулируемых услугах обеспечивается организациями коммунального комплекса в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых услуг.
Согласно ч. 6 ст. 3 ФЗ № 210 к информации о регулируемых услугах, подлежащей свободному доступу, относятся:
1) сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);
2) сведения о ценах (тарифах) на регулируемые услуги организаций коммунального комплекса и надбавках к ценам (тарифам) на регулируемые услуги;
3) сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых услуг организаций коммунального комплекса и их соответствии установленным требованиям;
7) сведения об инвестиционных и о производственных программах (о проектах программ) и отчеты об их реализации;
8) сведения о способах приобретения, стоимости и об объеме товаров и услуг, необходимых для оказания услуг.
Частью 2 ст. 3.1 ФЗ № 210 установлено, что стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации по видам деятельности организаций коммунального комплекса и содержат состав и порядок предоставления информации о регулируемых товарах и услугах. В соответствии со стандартами раскрытия информации органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учитывая отраслевые, технологические, структурные, географические и другие особенности деятельности организаций коммунального комплекса, вправе утверждать:
1) формы, сроки и периодичность предоставления организациями коммунального комплекса информации, подлежащей свободному доступу;
2) правила заполнения утвержденных в установленном порядке форм конкретными организациями коммунального комплекса и (или) их группами (категориями).
Согласно п. 1 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 года № 24 (далее – Стандарт) под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Пунктом 3 Стандарта установлено, субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
- опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В силу п. 3(1) Стандарта субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования. Субъекты рынков электрической энергии, осуществляющие деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий, направляют указанную информацию также в Федеральную службу по тарифам.
Пунктом 9, а также разделом 6 Стандарта предусмотрены конкретные виды информации, которая подлежит раскрытию.
Согласно справке прокурора Тоджинского района о проверке соблюдения федерального законодательства организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального комплекса, а также законодательства о противодействии коррупции от 28 апреля 2014 года, МУП, в нарушение указанных норм закона, информация, установленная Стандартом не раскрыта.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тоджинская дизельная электростанция» Тоджинского кожууна о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции удовлетворить полностью.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Тоора-Хем» Тоджинского кожууна в шестимесячный срок с момента вынесения судебного решения:
- назначить лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- разработать и внедрить в практику процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;
- разработать и утвердить кодекс этики и служебного поведения работников организации;
- утвердить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- путем опубликования в СМИ или размещения в сети «Интернет» раскрыть информацию, предусмотренную стандартами раскрытия информации, о чем в 15-дневный срок после раскрытия сообщить в установленном порядке в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня оглашения решения через Тоджинский районный суд Республики Тыва.
Судья А.Д. Хадаханэ