Дело № 2-2076/2014г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

    Именем Российской Федерации
 

    <адрес>                                                                                 ДД.ММ.ГГГГ
 

    Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия ФИО6
 

    при секретаре ФИО3,
 

    с участием заявителя ФИО1,
 

    представителя Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия ФИО5,
 

    представителя Управления ФМС России по РИ ФИО4,
 

    рассмотрев в открытом в судебном заседании гражданское дело по заявлению    ФИО1 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> и Министерства по внешним связям, национальной политике и информации Республики Ингушетия,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Заявитель обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что до начала боевых действий в Чеченской Республике в декабре 1994 года их семья проживала в Чеченской Республике. В результате начала контртеррористической операции в Чеченской Республики они были вынуждены покинуть место постоянного проживания, и временно обосноваться в <адрес>. По заявленному ходатайству в Миграционную службу Республики Ингушетия ей был предоставлен статус вынужденного переселенца и поставлена на учет в Миграционной службе <адрес>. По окончании срока, на который был предоставлен статус, она систематически проходила переучет в миграционной службе, о чем в удостоверении вынужденного переселенца имеются соответствующие отметки. При очередном обращении в Управление ФМС России по <адрес> с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, ее уведомили о том, что статус в этом году продлен не будет ввиду того, что у нее отсутствуют обстоятельства в жилищном обустройстве на новом месте жительства. Согласно выявленным сведениям, полученными из ЕГРП за ней был зарегистрирован в 2011 году в собственность жилой дом в <адрес>, а также зарегистрирована дата государственной регистрации прекращения права на собственность от 27.04.2011г. Считает действия Управления ФМС России по <адрес> незаконными, просит суд признать действия Управления ФМС России по <адрес> неправомерными, обязать Управление ФМС России по <адрес> продлить ей срок действия статуса вынужденного переселенца до полного жилищного обустройства и восстановить ее в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете для улучшения жилищных условий.
 

    В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержала требования, изложенные в заявлении, и просила суд их удовлетворить.
 

    Представитель Управления ФМС России по РИ ФИО4 просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
 

    Представитель Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия ФИО5 просил отказать в удовлетворении требований заявителя.
 

    Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
 

    Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года в силу указанных обстоятельств такое лицо нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1, 4,5,6,7, и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных его статусом.
 

    Из письма Управления ФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что заявителю отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с отсутствием обстоятельств в обустройстве на новом месте жительства, поскольку согласно выписке из ЕГПР за заявителем на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
 

    Между тем, согласно справке выданной префектурой <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 домовладение, расположенное по адресу: <адрес> разрушено во время боевых действий и не пригодно для проживания.
 

    Согласно справке Министерства по внешним связям, национальной политике и информации Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю жилое помещение для постоянного (временного) проживания не выделялось, субсидия на приобретение жилья, долговременная возвратная беспроцентная ссуда, компенсация за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике.
 

    Из п.19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 года № 510, следует, что граждане получившие компенсацию за утраченное жилье, теряют право на проживание в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и в жилых помещениях фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а также снимаются с учета на улучшение жилищных условий.
 

    Однако п.19 указанного Порядка решением Верховного Суда РФ от 29 апреля 2002 года признан незаконным и недействующим.
 

    Также п.19 указанного Порядка исключен постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 года № 785, в связи с его несоответствием жилищному законодательству.
 

    Следовательно, не имеет юридической силы и п.9 «Порядка ведения сводных списков вынужденных переселенцев…», утвержденного приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 10 апреля 2001 года № 31.
 

    Из имеющегося в деле удостоверения вынужденного переселенца следует, что заявитель ФИО1 является вынужденным переселенцем и систематически продлевала срок действия статуса вынужденного переселенца, о чем в удостоверении имеются соответствующие отметки.
 

        Между тем, требования заявителя о возложении обязанности на Управление ФМС России по Республике Ингушетия продлевать ей срок действия статуса вынужденного переселенца до полного обустройства на постоянном месте жительства их суд считает подлежащими удовлетворению частично, поскольку Закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает продление срока действия статуса вынужденного переселенца, лишь на один год.
 

    Как пояснила в судебном заседании представитель Управления ФМС по России по РИ ФИО4 функции по формированию сводного списка вынужденных переселенцев в настоящее время возложены на Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия.
 

    Факт исключения из сводного списка вынужденных переселенцев заявителей Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия не установлен, также как и то, что заявитель обращалась в указанный орган с заявлением о восстановлении ее в этом списке.
 

    Соответственно заявителем не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение установленного законом досудебного порядка урегулирования спора.
 

    При таких обстоятельствах требования заявителя о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат оставлению без рассмотрения, поскольку в соответствии с п.1 ст.222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный законом досудебный порядок урегулирования спора.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Заявление ФИО1 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> и Министерства по внешним связям, национальной политике и информации Республики Ингушетия удовлетворить частично.
 

    Признать действия Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> выразившиеся в отказе продления срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО1 неправомерными.
 

    Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по <адрес> продлить ФИО1, 1938 года рождения срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня исполнения решения суда.
 

    Требования заявителя в части восстановления в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий оставить без рассмотрения.
 

    В удовлетворении остальной части требований отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
 

    Председательствующий:
 

            Копия верна:
 

                Судья
 

    Магасского районного суда                                                                  ФИО7