Дело №2-115/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кадошкино, Республика Мордовия 30 мая 2014 года
Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Маркова А.И., при секретаре Кистеневой С.А., с участием заявителя – помощника прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Медянкина А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и возложении обязанности организовать вывоз несанкционированной свалки с территории поселения,
установил:
прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и возложении обязанности организовать вывоз несанкционированной свалки.
В обосновании заявления районный прокурор указал на то, что проведенной 12 мая 2014 года на территории Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия прокуратурой Кадошкинского района проверкой исполнения органами местного самоуправления законодательства об охране окружающей природной среды установлено, что администрацией Пушкинского сельского поселения требования вышеназванного законодательства исполняются не в полной мере, а именно установлено, что перед въездом в село Пушкино в 200 метрах с левой стороны от проезжей части находится несанкционированная свалка мусора, где имеются твердые бытовые отходы, разбросанные на поверхности почвы: пластиковые бутылки, канистры, полиэтиленовые пакеты, бумага, которые разносятся ветром на территории поселения, загрязняют окружающую местность, разносятся бродячими животными и могут стать причиной возникновения инфекционных заболеваний населения.
На основании изложенного, районный прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия по неисполнению возложенной на органы местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, и возложить на администрацию Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность организовать вывоз несанкционированной свалки, расположенной на территории поселения, а именно: перед въездом в село Пушкино в 200 метрах с левой стороны от проезжей части, в срок один месяц.
В судебном заседании помощник прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Медянкин А.Ю. требования, изложенные в заявлении поддержал и просил признать незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия по неисполнению возложенной на органы местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, и возложить на администрацию Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность организовать вывоз несанкционированной свалки, расположенной на территории поселения, а именно: в 200 метрах с левой стороны от проезжей части перед въездом в село Пушкино Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание не явились своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте его проведения: глава администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Фенина Н.В., предоставила заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело без её участия в связи с загруженностью на работе, относительно удовлетворения требований прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия не возражала, обязалась указанные нарушения устранить в ближайшее время; представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Республике Мордовия, предоставив заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Республике Мордовия, в связи с чрезмерной загруженностью административной работой и нехваткой кадров, разрешение дела оставляет на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица, надлежаще извещенного о дне, времени и месте судебного заседания, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, по имеющимся в деле материалам.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, считает, что заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, которыми являются, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области окружающей среды.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В целях защиты населения от неблагоприятных воздействий окружающей среды разработаны и приняты государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Пунктами 4.1 - 4.6 Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений.
Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно статье 51 частям 1, 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В соответствии с пунктом 18 части первой статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора.
Частью 1 статьи 37 названного закона установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Устава Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия администрация Пушкинского сельского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Пушкинского сельского поселения, который в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения сельского поселения, к которым в том числе относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 19 часть 1 статья 6 Устава).
Судом установлено, что согласно акта проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды от 12 мая 2014 года, составленного помощником прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, на территории Пушкинского сельского поселения, перед въездом в село Пушкино Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в 200 метрах с левой стороны от проезжей части находится несанкционированная свалка мусора, где имеются твердые бытовые отходы, разбросанные на поверхности почвы: пластиковые бутылки, канистры, полиэтиленовые пакеты, бумага.
Данный факт подтверждается также объяснением главы администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Фениной Н.В., фототаблицей, имеющимися в материалах дела.
Выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждаются материалами дела и, к тому же, главой администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия не оспариваются.
Указанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела, и, соответственно, сомнений в их достоверности не вызывают.
В силу статьи 8 части 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 года) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно статье 13 данного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Выявленные нарушения норм закона нарушают конституционные права и законные интересы граждан Пушкинского сельского поселения на безопасную среду обитания, делают невозможным обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, поскольку несанкционированные свалки оказывают серьезную экологическую нагрузку на окружающую среду.
При таких обстоятельствах бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия не может быть признано законным и обоснованным, при этом на администрацию Пушкнского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия подлежит возложение обязанности по организации вывоза несанкционированной свалки, расположенной на территории поселения.
Таким образом, заявление районного прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и возложении обязанности организовать вывоз несанкционированной свалки с территории поселения, подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и возложении обязанности организовать вывоз несанкционированной свалки с территории поселения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия по неисполнению возложенной на органы местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Возложить на администрацию Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность организовать вывоз несанкционированной свалки, расположенной на территории поселения, а именно: в 200 метрах с левой стороны от проезжей части перед въездом в село Пушкино Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Кадошкинского районного
суда Республики Мордовия Марков А.И.