К делу № 2-830/14
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Гулькевичи 23 июня 2014 года
 

    Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
 

    председательствующего Логачевой Е.Д.,
 

    при секретаре Тихоновой Т.А.,
 

    с участием представителя истца Денисова С.В. по доверенности от 25 ноября 2013 года,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного управления ветеринарии Краснодарского края к Гребенюк И. В. о возложении обязанности по соблюдению требований ветеринарного законодательства,
 

у с т а н о в и л:
 

    Истец обратился в суд с иском к ответчику и просит обязать Гребенюк И. В., занятого содержанием и разведением свиней по адресу:<адрес>, выполнить требования пункта 1.1 Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 января 2013 года № 28 «Об отмене карантина на территории Краснодарского края»; запретить содержание свиней в личном подсобном хозяйстве Гребенюк И. В. на земельном участке, расположенном по адресу:<адрес>, до подтверждения выполнения комплекса мер по обеспечению уровня биологической защиты III - IV компартмента.
 

    Требования обоснованы тем, что в соответствии со статьей 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями». Согласно справке администрации сельского поселения Венцы-Заря от 22.04.2014 года № 906 количество животных в ЛПХ Гребенюк И.В. составляет 1 голову свиней. В 2013 году и за истекший период 2014 года Гребенюк И.В. ни разу не допустил на проведение проверки его хозяйства, в связи с чем Гребенюк И.В. неоднократно был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ. В связи со сложившейся неблагоприятной эпизоотической ситуацией, вызванной вспышками африканской чумы свиней, Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 января 2013 года № 28 «Об отмене карантина на территории Краснодарского края» утвержден План мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Краснодарского края. Согласно пункту 1.1 Плана, предъявляется требование ко всем владельцам осуществляющим содержание свиней в хозяйствах всех форм собственности, имеющих уровень биологической защиты 1 и II компартмента о запрете содержания свиней до стабилизации эпизоотической обстановки на территории Российской Федерации. Согласно пункту 4 Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 23 июля 2010 года №258, по результатам компартментализации хозяйство относится к следующим компартментам: Компартмент I - незащищенные от угроз хозяйства; Компартмент II - хозяйства низкого уровня защиты; Компартмент III- хозяйства среднего уровня защиты; Компартмент IV - хозяйства высокого уровня защиты. Отнесение хозяйства к компартментам II - IV осуществляется по результатам посещения хозяйства, проводимого по заявлению хозяйства, оформленному по прилагаемому к правилам образцу. Хозяйства, не подавшие заявления, и до проведения их посещения относятся к компартменту 1. Сведений о проведении компартментализации ЛПХ Гребенюк И.В. по адресу:<адрес>, не имеется, следовательно, ЛПХ Гребенюк И.В. относится к 1 компартменту. Содержание свинопоголовья в условиях с низким уровнем биологической защиты (1 и II компартмента) не воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ Гребенюк И.В. вируса африканской чумы свиней, что впоследствии приведет к возникновению новых очагов вышеуказанного заболевания на территории Краснодарского края, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага АЧС и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).
 

    В судебном заседании представитель истца Денисов С.В. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просил обязать Гребенюк И. В. выполнить требования пункта 1.1 Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории<адрес>, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 января 2013 года № 28 «Об отмене карантина на территории Краснодарского края»; запретить содержание свиней в личном подсобном хозяйстве Гребенюк И. В. по адресу:<адрес>, до подтверждения выполнения комплекса мер по обеспечению уровня биологической защиты III - IV компартмента.
 

    Ответчик, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, причин неявки суду не сообщил, возражений и отзывов на иск не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
 

    Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит, что требования истца подлежат удовлетворению.
 

    Статьей 18 Закона РФ от 14.05.l993 года № 4979-1 «О ветеринарии» предусмотрено, что владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей природной среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства.
 

    В соответствии со ст.ст. 3.1, 9, 17 Закона РФ «О ветеринарии» постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 28 от 25 января 2013 года отменен карантин на территории Краснодарского края по предотвращению распространения африканской чумы свиней, утвержден план мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории края.
 

    Пунктом 1.1 Плана запрещено содержание свиней в хозяйствах всех форм собственности, имеющих уровень биологической защиты I и II компартмента до стабилизации эпизоотической обстановки на территории Российской Федерации.
 

    Согласно пункту 4 Правил свиноводческие хозяйства по результатам компартментализации относятся к следующим компартментам: Компартмент I - незащищенные от угроз хозяйства; Компартмент II - хозяйства низкого уровня защиты; Компартмент III- хозяйства среднего уровня защиты; Компартмент IV - хозяйства высокого уровня защиты. Отнесение хозяйства к компартментам II - IV осуществляется по результатам посещения хозяйства, проводимого по заявлению хозяйства, оформленному по прилагаемому к правилам образцу. Хозяйства, не подавшие заявления, и до проведения их посещения относятся к компартменту I.
 

    Согласно справке администрации сельского поселения Венцы-Заря от 22.04.2014 года № 906 количество животных в ЛПХ Гребенюк И.В. составляет 1 голову свиней.
 

    В 2013 году и за истекший период 2014 года Гребенюк И.В. ни разу не допустил специалистов на проведение проверки его хозяйства, в связи с чем Гребенюк И.В. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлениями мирового судьи судебного участка № 254 Гулькевичского района от 28 января, 06 февраля, 07 мая, 28 июня, 25 октября 2013 года, 13 января и 11 марта 2014 года, которыми установлены факты воспрепятствования Гребенюком И.В. проведению специалистами управления ветеринарии внеплановых выездных проверок его хозяйства. Постановления вступили в силу, не отменены, не изменены.
 

    Таким образом, сведений о проведении компартментализации ЛПХ Гребенюк И.В. по адресу:<адрес>, не имеется.
 

    Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 258 от 23 июля 2010 года отнесение хозяйства к компартментам II-IV осуществляется по результатам посещения хозяйства, проводимого по заявлению хозяйства. Хозяйства, не подавшие заявления, и до их посещения относятся к компартменту I, следовательно, ЛПХ Гребенюк И.В. относится к 1 компартменту.
 

    Содержание свинопоголовья в условиях с низким уровнем биологической защиты (I и II компартмента) не воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ Гребенюк И.В. вируса африканской чумы свиней, что может привести к возникновению новых очагов вышеуказанного заболевания на территории Краснодарского края, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага АЧС, и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина), а также может оказать негативное воздействие на окружающую среду, повлечь угрозу экологической безопасности населения.
 

    Осуществление комплекса мер по обеспечению уровня биологической защиты III - IV компартмента, предусмотренного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 258 от 23 июля 2010 года «»Об утверждении правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства» (п.п. 13.3, 13.4) является обязанностью ответчика в силу ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», согласно которой владельцы животных обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных, выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
 

    Руководствуясь ст. ст.1 94-198 ГПК РФ суд
 

р е ш и л:
 

    Иск Государственного управления ветеринарии Краснодарского края к Гребенюк И. В. о возложении обязанности по соблюдению требований ветеринарного законодательства – удовлетворить.
 

    Обязать Гребенюк И. В., занятого содержанием и разведением свиней по адресу:<адрес>, привести хозяйство в соответствии с нормами III - IV компартмента, предусмотренными пунктами 13.3, 13.4 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 258 от 23 июля 2010 года «Об утверждении правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства», а именно: в хозяйства не завозятся свиньи из компартмента II (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей); хозяйства не связаны с компартментом II технологически (транспорт, персонал, тара, ветеринарные специалисты и т.д.), за исключением поставки из данного хозяйства в хозяйства компартмента II свиней и генетического материала свиней; исключена возможность контактирования работников хозяйств с домашними и (или) дикими свиньями или посещение работниками хозяйств, относящихся к компартментам I и II; выгул свиней вне животноводческих помещений хозяйств не осуществляется; в радиусе 5 километров отсутствуют хозяйства, относящиеся к компартментам I и II; производственные строения хозяйств защищены от проникновения животных (включая птиц), атмосферных осадков и грунтовых вод; не осуществляется посещение производственных помещений хозяйств лицами (включая должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), контактировавшими в течение предыдущих 2 недель с домашними и (или) дикими свиньями (включая посещение охотничьих хозяйств, участие в охоте на диких свиней), посещавшими хозяйства, относящиеся к компартментам I и II, эпизоотические очаги, или участвовавшими в проведении противоэпизоотических мероприятий; вход в производственные помещения хозяйств осуществляется с полной сменой одежды и обуви; в корм животным хозяйств используются исключительно корма и кормовые добавки, подвергнутые стерилизующей обработке, термообработке (гранулированию); в хозяйствах осуществляется учет поступивших кормов с указанием их изготовителя и режимов приготовления; в хозяйствах учитываются все ветеринарные мероприятия и процедуры, проводимые со свиньями; среди поголовья хозяйств не было случаев возникновения следующих заразных болезней свиней: африканская чума свиней - в течение последних 3 лет; классическая чума свиней - в течение последних 12 месяцев; везикулярная болезнь - в течение последних 12 месяцев; трансмиссивный гастроэнтерит - в течение последних 2 лет; болезнь Тешена - в течение последних 12 месяцев; болезнь Ауэски - в течение последних 12 месяцев; респираторный репродуктивный синдром свиней - в течение последних 2 лет; парвовирусная болезнь свиней - в течение последних 2 лет; ящур - в течение последних 3 лет; бруцеллез - в течение последних 2 лет; трихинеллез - в течение последних 12 месяцев; лептоспироз - в течение последних 12 месяцев; исключена возможность проноса персоналом, работающим в хозяйстве, на территорию предприятия пищевых продуктов; за каждой (технологической) группой животных, содержащихся на одной производственной площадке, закрепляется штат ветеринарных специалистов и персонала по уходу за животными; в хозяйстве проводится идентификация животных; в хозяйства в течение не менее 12 месяцев не завозятся свиньи из компартментов I, II и III (включая генетический материал и временный ввод свиней для любых целей); хозяйства в течение не менее 12 месяцев не связаны с компартментами I, II и III технологически (транспорт, персонал, тара, ветеринарные специалисты и т.д.), за исключением поставки из данного хозяйства в хозяйства компартментов I, II и III свиней и генетического материала свиней; исключена возможность контактирования работников хозяйств в течение предшествующих 12 месяцев с домашними и (или) дикими свиньями или посещение работниками хозяйств, относящихся к компартментам I, II и III; хозяйства не осуществляют выгул свиней; в радиусе 5 километров отсутствуют хозяйства, относящиеся к компартментам I - III; не осуществляется посещение производственных помещений хозяйств лицами (включая ветеринарных специалистов и должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), контактировавшими в течение предыдущих 2 недель с домашними и (или) дикими свиньями (включая посещение охотничьих хозяйств, участие в охоте на диких свиней), посещавшими хозяйства, относящиеся к компартменту III, эпизоотические очаги, или участвовавшими в проведении противоэпизоотических мероприятий; вход в производственные помещения хозяйств в течение не менее 12 предшествующих месяцев осуществляется через санпропускник с полной сандушевой обработкой, сменой одежды и обуви; рабочая одежда в хозяйствах подвергается ежедневной стирке непосредственно в чистой производственной зоне хозяйства; транспорт для доставки кормов не используется для доставки кормов в хозяйства, относящиеся к компартментам I, II и III; среди поголовья хозяйств в течение 2 предыдущих лет не было случаев возникновения сальмонеллеза, а также гемофилезного полисерозита и плевропневмонии и не было случаев выявления респираторного коронавируса, а также вируса гриппа свиней (исключая инфицирование свиней штаммами вируса гриппа A человека); в хозяйстве, во исполнение указаний специалистов в области ветеринарии, организовано проведение мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
 

    Запретить Гребенюк И. В. содержание свиней в личном подсобном хозяйстве на земельном участке, расположенном по адресу:<адрес>, до подтверждения соответствия его хозяйства характеристикам III - IV компартмента.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
 

    Председательствующий