Дело № 2-187/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дно Псковской области дд.мм.гг.
Дновский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Купташкиной И.Н.,
с участием прокурора Столярова А.А.,
при секретаре Алексеевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Дно» и Администрации Дновского района об обязании произвести ремонт дорожного полотна по ул.С***, ул.Р***, ул.К***, а также площадь в городе Д*** в соответствии с ГОСТ Р 50597-93,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Дновского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к Администрации городского поселения «Дно».
В обосновании иска указал, что в ходе проведенной проверки прокуратурой района, совместно со специалистами ОГИБДД МО МВД России «Дедовичский» проведена проверка соблюдения законодательства об организации содержания автомобильных дорог на территории городского поселения, в результате которой установлено в результате которой, установлено неисполнение ст.14 п.1 пп.5 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.6 ч.4 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.5 п.9 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.28 п.3 Устава муниципального образования городского поселения «Дно» и пунктов 3.1.1, 31.2 ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221. Как показала проведенная проверка, дорожное покрытие отдельных улиц, находящихся в границах города Д***, не отвечает указанным выше требованиям. В ходе проверки дд.мм.гг. года, помощником прокурора Дновского района совместно с инспектором ОГИБДД МО МВД России «Дедовичский» А***, а также гражданкой Т*** проведен осмотр дорожного полотна, составлены акты осмотра с приложением фотоматериалов и установлено, что на дорожном полотне ул.С***, ул.Р***, ул.К***, а также площадь в городе Д*** имеются выбоины среднего и большего размера: ширина от 50 см до 200 см, длина от 70 см до 300 см, глубина от 5 см до 30 см. Ненадлежащее состояние дорожного полотна перечисленных выше улиц создает аварийно опасную ситуацию, влечет увеличение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также повреждения транспортных средств.
Прокурор просит обязать Администрацию городского поселения «Дно» в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести ремонт дорожного покрытия по ул.С***, ул.Р***, ул.К***, а также площадь в городе Д*** в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.
Судом в ходе рассмотрения дела, к участию в деле привлечена в качестве соответчика Администрация Дновского района, в связи с тем, что Соглашением о передаче Администрацией городского поселения «Дно» отдельных полномочий Администрации Дновского района, Администрацией городского поселения переданы Администрации района, в том числе, и полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Столяров А.А. исковые требования уточнил и просил суд обязать Администрацию Дновского района произвести ремонт дорожного покрытия:
- по ул.С*** г.Д*** от пересечения с ул.К*** до пересечения с ул.Н*** г.Д***
- по ул.К*** г.Д*** от пересечения с ул.С*** до пересечения с ул.Р*** г.Д***,
в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, со сроком исполнения требований до 1 сентября 2014 года и обязать Администрацию городского поселения «Дно» произвести ремонт дорожного покрытия по ул.Р*** г.Д*** от пересечения с ул.М*** до пересечения с ул.К*** г.Д*** в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, со сроком исполнения требований до 1 сентября 2014 года.
Представитель ответчика от Администрации городского поселения «Дно» в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, суд на основании ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие данного представителя.
Представитель соответчика от Администрации Дновского района в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, суд на основании ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
В своих письменных возражениях глава Дновского района ТИ***, исковые требования, заявленные к Администрации Дновского района не признал, указав, что в соответствии с п.4 ст.17 Федерального закона РФ от дд.мм.гг. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
Поэтому считает, что проведенная прокуратурой района совместно с сотрудниками органов ГИБДД, проверка состояния дорожного покрытия и составленные по её результатам акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, не являются правовым основанием для принятия решения об осуществлении ремонта автомобильных дорог по ул.С***, ул.Р***, ул.К*** города Д***, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Представитель третьего лица от ОГИБДД МО МВД России «Дедовичский»-государственный инспектор дорожного надзора Алексеев А.Н. в ходе судебного заседания исковые требования поддержал, пояснив, что дороги по ул.С***, ул.Р***, ул.К*** г.Д*** в нынешнем состоянии фактически непригодны для движения транспортных средств, имеющиеся выбоины и повреждения, затрудняют движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и создают аварийную обстановку - нет беспрепятственного проезда транспортного средства без выезда на полосу встречного движения, в результате чего, может произойти ДТП, наезд на пешехода, движущегося по обочине, а также имеется возможность получения транспортным средством технических повреждений при попадании в выбоину, размер которых превышает допустимые нормы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что ул.С***, ул.Р***, ул.К*** г.Д*** находятся в собственности Муниципального образования «Дно» (л.д. 57-60, 65-76).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пп.5 п.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные вопросы местного значения, также закреплены в п. 3 ст.28 Устава муниципального образования городского поселения «Дно».
Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Соглашением о передаче Администрацией городского поселения «Дно» отдельных полномочий Администрации Дновского района от 10.09.2013 года (в ред. от 17.12.2013 г.), Администрацией городского поселения переданы Администрации района, в том числе и полномочия по дорожной деятельности в отношении ремонта автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Данное соглашение вступило в силу 01.01.2014 года, со сроком действия до 31.12.2014 года включительно (л.д. 29-32, 61-64).
Аналогичные Соглашения о передаче Администрацией городского поселения «Дно» отдельных полномочий Администрации Дновского района, заключались, начиная с 2008 года, с передачей Администрации Дновского района, в том числе, и полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (л.д.111-119).
В соответствии со ст. ст. 5 - 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу требований ст. ст. 8, 13, 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В соответствии с п. п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движении", утвержденного Постановлением Госстандарта России N 221 от 11.10.1993 года (далее ГОСТ Р 50597-93) - покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см.
Как следует из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от дд.мм.гг. года, составленного прокуратурой района совместно с инспектором ОГИБДД МО МВД России «Дедовичский», асфальтовое покрытие на площади по ул.С*** г.Д*** имеет 70 % повреждения, присутствуют поперечные и продольные трещины покрытия, также присутствуют отдельные выбоины превышающие допустимые пределы по ГОСТ Р 50597-93, размерами 300/120/5; 246/108/5; 415/110/7, дорожное покрытие в месте прохождения водоотводной трубы возвышается над основным покрытием на 10 см, проезжая часть загрязнена песчано-гравийным материалом. Выявленные недостатки подтверждаются приложенной к акту фототаблицей (л.д.5-8).
Из актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от дд.мм.гг. и от дд.мм.гг. года, составленных прокуратурой района совместно с инспектором ОГИБДД МО МВД России «Дедовичский», асфальтовое покрытие по ул.С*** г.Д*** на протяжении 671 метра имеет 80 % повреждения, присутствуют поперечные и продольные трещины асфальтового покрытия, также присутствуют отдельные выбоины превышающие допустимые пределы по ГОСТ Р 50597-93, со средним размером 70/60/5; 80/70/5 при ширине проезжей части 730 см., на перекрестке с ул.П*** выбоина размером 95/125/6 и водоотводная труба возвышается над основным покрытием на 6 см, бордюрные камни с обеих сторон разрушены, проезжая часть загрязнена песчано-гравийным материалом. Выявленные недостатки подтверждаются приложенной к акту фототаблицей (л.д.9-11, 120-121).
Из актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от дд.мм.гг. и от дд.мм.гг. года, составленных прокуратурой района совместно с инспектором ОГИБДД МО МВД России «Дедовичский», асфальтовое покрытие по ул.К*** г.Д*** на протяжении 1310 метров имеет 70 % повреждения, присутствуют поперечные и продольные трещины асфальтового покрытия, также присутствуют отдельные выбоины превышающие допустимые пределы по ГОСТ Р 50597-93, со средним размером 520/190/6; 115/45/6, имеются просадки грунта, у д.№ *** имеется возвышение люка над дорожным покрытием на 3 см., перед люком выбоина размером 115/45/6, также по левой стороне на расстоянии 80 см. от центра проезжей части проходит траншея газопровода шириной 90 см., длиной 35 м., проезжая часть загрязнена песчано-гравийным материалом. Выявленные недостатки подтверждаются приложенной к акту фототаблицей (л.д.12-16,122-124).
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от дд.мм.гг. года, составленного прокуратурой района совместно с инспектором ОГИБДД МО МВД России «Дедовичский», асфальтовое покрытие на ул.Р*** г.Д*** имеет повреждения в виде траншей газопровода шириной 45 см. и глубиной 7 см., проходящих поперек проезжей части, присутствуют отдельные выбоины превышающие допустимые пределы по ГОСТ Р 50597-93, со средним размером 90/93/8, на всем протяжении улицы имеется продольная трещина покрытия проезжей части, проезжая часть загрязнена песчано-гравийным материалом. Выявленные недостатки подтверждаются приложенной к акту фототаблицей (л.д.17-21).
В соответствии с пп.2 п.5 раздела III Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, при ремонте по дорожным одеждам проводятся следующие работы: восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий; ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя.
Согласно с пп.2 п.6 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам входят: устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м.
Ответчиком и соответчиком в порядке статьи 56 ГПК РФ не было представлено доказательств соответствия обозначенных в иске прокурора участков дорог требованиям безопасности дорожного покрытия, как и не представлено доказательств того, что выявленные недостатки на момент проведения проверки отсутствовали либо на момент рассмотрения дела в суде были устранены.
Довод соответчика о том, что акт, представленный в материалы дела, составлен лицами, не указанными в Порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150, несостоятелен, так как ответчиком не было представлено никаких доказательств, исполнения самим ответчиком требований указанного Порядка по диагностике и оценке технического состояния дороги по ул.С***, ул.Р***, ул.К*** г.Д***.
Также данный акт был составлен в ходе проведения прокурорской проверки, осуществляемой в рамках полномочий, предоставленных прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Поскольку привлечение специалистов в ходе проводимой проверки осуществляется с целью выяснения возникших вопросов, требующих специальных познаний, а при составлении акта, фиксирующего визуальные повреждения дорожного покрытия проезжей части, такие вопросы не возникали, необходимости в привлечении специалистов в области дорожно-хозяйственной деятельности не имелось. При этом акт составлялся помощником прокурора с участием сотрудниками органов ГИБДД. Оснований не доверять составленным по результатам обследования дороги актам у суда не имеется.
Нахождение покрытия дорог в городе Дно в крайне неудовлетворительном состоянии, подтверждается заявлением 3134 жителей города Д*** на имя губернатора Псковской области (л.д.270-271).
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и ст.3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Наличие на дорожном покрытии повреждений создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, вне зависимости от того к какой категории относится спорный участок дороги. В силу закона органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, вместе с тем, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан, право ответчика на самостоятельное определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств может быть ограничено.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об осуществлении ремонта дороги по ул.С***, ул.Р***, ул.К*** г.Д*** являются обоснованными, поскольку непринятие ответчиками надлежащих мер в указанной сфере является не только нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, но и влечет повышение аварийности на дорогах, является одной из сопутствующих причин дорожно-транспортных происшествий, а также влечет причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей г.Д***.
Исходя из вышеперечисленных положений действующего законодательства, учитывая положения Соглашения о передаче Администрацией городского поселения «Дно» отдельных полномочий Администрации Дновского района от 10.09.2013 года (в ред. от 17.12.2013г.), и указанные выше обстоятельства, суд считает, что обязанность по ремонту дорожного полотна на ул.С*** и ул.К*** г.Д***, должна быть возложена на Администрацию Дновского района.
В силу положений статьи 210 ГК РФ, суд считает, что обязанность по содержанию дорожного полотна по ул.Р*** г.Д*** от пересечения с ул.М*** до пересечения с ул.К*** г.Д***, должна быть возложена на владельца дороги - муниципальное образование городского поселения «Дно» в лице Администрации городского поселения «Дно».
Суд, с учетом объема необходимых мероприятий по выполнению решения суда, устанавливает срок исполнения данного решения Администрации Дновского района и Администрации городского поселения «Дно» до 01 сентября 2014 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Дновского района к Администрации Дновского района и Администрации городского поселения «Дно», удовлетворить.
Обязать Администрацию Дновского района Псковской области произвести ремонт асфальтового дорожного покрытия участков проезжей части дорог:
- по ул.С*** г.Д*** от пересечения с ул.К*** до пересечения с ул.Н*** г.Д***;
- по ул.К*** г.Д*** от пересечения с ул.С*** до пересечения с улР*** г.Д***,
в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, со сроком исполнения требований до 1 сентября 2014 года.
Обязать Администрацию Администрации городского поселения «Дно» привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-93, асфальтовое дорожное покрытие участка проезжей части дороги по ул.Р*** г.Д*** от пересечения с ул.М*** до пересечения с ул.К*** г.Д****, со сроком исполнения требований до 1 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.Н.Купташкина.