Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Залари 30 апреля 2014г.
Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А., единолично,
при секретаре Кизиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> средней общеобразовательной школе о возложении обязанности приобретения и установления системы телевизионного (видео-) наблюдения в образовательном учреждении в течение 12 месяцев со дня вступлении решении суда в законную силу
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении <адрес> средней общеобразовательной школе, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Статьей 28 ч. 3 п. 2 Закона РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в заданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> средняя общеобразовательная школа является образовательным учреждением района с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, где на момент проверки проходит обучение 110 учащихся, состав педагогических работников - 21, технического персонала 32 человека. Здание школы передано общеобразовательному учреждению в оперативное управление.
В целях исполнения требований законодательства о противодействии терроризма в школе проводится профилактическая работа среди учащихся, педагогов, техперсонала и родителей, разработан план антитеррористической защищенности, установлена пожарная сигнализация.
Однако, принятых мер в целях предупреждения терроризма недостаточно для обеспечения целей и задач федерального законодательства о противодействии терроризму, поскольку: тревожная кнопка в школе отсутствует, должность охранника в штатном расписании школы не предусмотрена.
Охрана осуществляется силами сторожей, это 3 ставки, в дневное время дежурными уборщиками помещений. Охрана здания школы, учащихся и персонала учреждения на должном уровне не осуществляется, поскольку сторожа не имеют специальной подготовки, не имеют право на ношение оружия, спец.средств, согласно должностных инструкций на них возложено осуществление этих функций.
Таким образом, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении <адрес> средней общеобразовательной школе отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение, в связи с чем нарушается один из основных принципов федерального законодательства «О противодействии терроризму» - приоритет мер по предупреждению терроризма.
Отсутствие системы технического контроля за обстановкой свидетельствует о возможности проникновения на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровья детей и персонала учреждения. Также, указанные лица могут проникать в образовательное учреждение в целях употребления или распространения среди подростков наркотических средств и психотропных веществ, совершения краж, иных противоправных действий, а также совершения террористических актов.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого может явиться причинения вреда здоровью людей, их массовая гибель, уничтожение имущества.
Согласно требованиям Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов.
В соответствии со ст. 28 ч. 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ставит вопрос об оборудовании здания школы системой телевизионного (видео-) наблюдения. Для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты.
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Собственником имущества является муниципальное образование «<адрес>», которое является также учредителем образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних. Просит возложить на ответчика обязанность приобрести и установить систему телевизионного (видео-) наблюдения в образовательном учреждении в течение 12 месяцев со дня вступления решении суда в законную силу.
Участвующий от имени истца помощник прокурора Шульгина Е.А. требования и доводы изложенные в заявлении поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средней общеобразовательной школы действующая на основании прав по должности Камозина Л.А. исковые требования прокурора признала в полном объеме и пояснила, что признание иска является добровольным, последствия признания иска, предусмотренные ст.39, 173 ГПК РФ ей известны и понятны.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика муниципального казенного учреждения Администрации муниципального образования «<адрес>» Лейченко Е.Ф. и муниципального казенного учреждения Комитета по образованию муниципального образования «<адрес>» Ковальчук А.Д. полагали требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг воспитанников образовательного учреждения, не может быть определен поэтому в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ у прокурора <адрес> имелись основания для обращения в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц.
Установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> средная общеобразовательная школа расположена в <адрес> является образовательным учреждением, созданным с предметом деятельности в виде оказания услуг по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования и задачами направленными на осуществление обучения и воспитания детей, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. (п.2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2).
Его учредителем является муниципальное образование «<адрес>», которое является собственником имущества общеобразовательного учреждения и осуществляет его финансовое обеспечение (п.1.6, 1.7, 1.9 Устава).
Конституцией Российской Федерации гарантированы охрана труда и здоровья людей, каждый имеет право на охрану жизни и здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Статьей 23 названного закона предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. При этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, аналогичные нормы содержались и в ст.32 ФЗ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 года № 2106 утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, которые представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
С свою очередь Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009г. определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цели, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации, где одной из основных задач называет обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (под. «д» п.11), указывая также на то, что к одной из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму) (под. «е» п.21).
Правительством Российской Федерации 07.02.2011г. за № 163-р утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в учреждениях разного уровня.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Отсутствие видеонаблюдения в образовательном учреждении ответчиком не оспаривалось, кроме того нашло подтверждение при изучении паспорта антитеррористической защищенности, из которого видно, что охрана в образовательном учреждении осуществляется посредством 3-х сторожей, при этом пропускной режим отсутствует, контрольно-пропускные пункты и охрана объектов специализированными сотрудниками отсутствуют. Ограждение территории по периметру в виде забора, без наличия освещения, в корпусах имеется внутренняя охранно-пожарная сигнализация, но тревожной кнопки не имеется.
Принимая во внимание указанное выше и учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних воспитанников учреждения на охрану жизни и здоровья, что является нарушением их конституционных прав.
В ходе рассмотрения дела от представителя ответчика поступило заявление о признании иска в полном объеме, при этом положения ст.39, 173 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны, о том, что при признании иска истец освобождается от доказывания и при принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований истца.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит требованиям закона и не нарушает права и интересы других лиц, в силу чего иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.206 п.2 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая, что для установки системы видеонаблюдения необходимы значительные денежные затраты, суд находит возможным установить ответчикам срок для исполнения решения указанный в иске прокурором.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> средней общеобразовательной школе о возложении обязанности приобретения и установления системы телевизионного (видео-) наблюдения в образовательном учреждении в течение 12 месяцев со дня вступлении решении суда в законную силу УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> среднюю общеобразовательную школу обязанность приобретения и установления системы телевизионного (видео-) наблюдения в образовательном учреждении в течение 12 месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня принятия текста решения в окончательной форме.
Судья Е.А.Егорова