Дело №2-129
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Вад Нижегородской области
19 мая 2014 года
Вадский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующий судья Рябов О.Е.,
при секретаре Каравайкиной Ю.М.,
с участием помощника прокурора Вадского района Алексеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вадского района Нижегородской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Вадского муниципального района Нижегородской области, МБОУ «Крутомайданская ООШ» о понуждении к финансированию мероприятий по оборудованию образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова и системой видеонаблюдения, о понуждении к оборудованию образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова и системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вадского района обратился в Вадский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Вадского муниципального района Нижегородской области, МБОУ «Крутомайданская ООШ» о понуждении к финансированию мероприятий по оборудованию образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова и системой видеонаблюдения, о понуждении к оборудованию образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова и системой видеонаблюдения.
В обоснование требований сослался на выявление в ходе проведенной проверки на недолжное состояние антитеррористической защищённости МБОУ «Крутомайданская ООШ», а именно на отсутствие кнопки экстренного вызова и системы видеонаблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение и оперативное пресечение возможных чрезвычайных ситуаций, требующих немедленного вмешательства правоохранительных органов, чем нарушаются права несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения и его работников, а также неопределённого круга лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в данном образовательном учреждении.
В судебном заседании помощник прокурора Вадского района Алексеева Н.А. исковые требования поддерживает в полном объёме, приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Полагает установить срок для исполнения решения суда до 01 июля 2015 года.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились. Директор «Крутомайданской ООШ» Гераксимова С.И. в письменном заявлении просит в иске отказать и рассмотреть дело без ее участия. Сведениями об уважительности причин неявки представителя администрации Вадского муниципального района суд не располагает, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлено.
Суд, руководствуясь ч. 4 и 5 ст.167 ГПК РФ, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчиков.
Выслушав объяснения прокурора Алексеевой Н.А., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно п.1.2 приказа Генпрокуратуры РФ от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п.3 ст.5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Согласно п. 1.7 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Крутомайданская основная общеобразовательная школа», учреждение является муниципальным, а учредителем и собственником является муниципальное образование Вадский муниципальный район Нижегородской области. Полномочия учредителя и собственника от имени Вадского района осуществляет администрация Вадского муниципального района Нижегородской области.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч.7 ст.28 того же Федерального закона, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 того же Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» утвержденного приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года № 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Таким образом, муниципальное образование Вадский муниципальный район Нижегородской области в лице администрации Вадского района и образовательное учреждение являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них, лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности здания школы.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
МБОУ «Крутомайданская ООШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие кнопки экстренного вызова и системы видеонаблюдения в образовательном учреждении, что ответчиками не отрицается, по мнению суда, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, своевременное оповещение о них компетентных органов для оперативного их пресечения и ликвидации последствий, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В связи с этим, осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.
Признавая за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Срок для исполнения решения суда-до 01 июля 2015 года суд находит разумным, т.к. требует финансовых и временных затрат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутомайданская основная общеобразовательная школа», администрацию Вадского муниципального района Нижегородской области обязанность оборудовать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутомайданская основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес> кнопкой экстренного вызова и системой видеонаблюдения, до 01 июля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Вадского районного суда О.Е. Рябов