Гр.дело №2-304/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.06.2014 года г.Туринск.
Туринский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Столярова Ю.М.,
При секретаре Циркине П.В.
С участием помощника прокурора Туринского района Зиганшиной Е.а., лица, в интересах которого подан иск Томилова А.И., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Туринском районе Леонтьевой Ю.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Туринского района Танаевой С.В., действующего в интересах Томилова А.И., к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Туринском районе Свердловской области о возложении обязанности при начислении пенсии учитывать сведения о начислении заработной платы за ******, а также перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Туринского района Танаева С.В., действуя в интересах Томилова А.И., обратилась в Туринский районный суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Туринском районе Свердловской области (далее по тексту ГУ УПФР в Туринском районе) о возложении обязанности при начислении пенсии учитывать сведения о начислении заработной платы за ******, а также перерасчете пенсии.
В исковом заявлении указала, что прокуратурой Туринского района по обращению Томилова А.И. была проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства. Проверкой установлено, что ****** Томилов А.И. был принят на работу в <данные изъяты> машинистом (кочегаром) котельной в соответствии с приказом № от ****** ****** Томилов А.И. был принят переводом машинистом (кочегаром) котельной участка № <данные изъяты> согласно приказу № от ******. ****** Томилову А.И., в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», установлена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, с учетом страхового стажа 31 г. 5 мес. 10 дней, льготного стажа 8 лет 7 мес. В соответствии с пп. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в РФ» для определения расчетного размера пенсии может быть использован среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 год по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Согласно п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Минтруда России и Правления ПФР от ****** №, среднемесячный заработок за период после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Томилов А.И. не представил в УПФР в Туринском районе Свердловской области документов о заработке за 60 месяцев работы в связи с чем, управлением было принято решение об исчислении пенсии Томилова А.И. по сведениям, отраженным в выписке из лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования за период 2000-2001 гг. Однако в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета заработок за ****** у Томилова И.А. отсутствует. УПФР в Туринском районе Свердловской области определить причину отсутствия сведений о заработке и дополнить лицевой счет посчитало не возможным, в связи с ликвидацией УМП ЖКХ, поэтому при расчете среднемесячного заработка имеющиеся сведения по заработной плате были разделены на 24 месяца. Среднемесячный заработок составил < > руб., осовременненый заработок (с учетом коэффициентов индексации) составил < > руб. Из этого размера заработка УПФР в Туринском районе Свердловской области и была исчислена пенсия Томилову А.И. Вместе с тем, в п. 26 Перечня документов, необходимых для установки трудовой пенсии, утвержденного постановлением Минтруда России и Правления ПФР от ****** №, указано, что в случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Ответчик не принял мер к установлению архивных сведений для определения начисленной заработной платы за ****** Томилову, в связи с чем нарушено было право истца на получение пенсии в полном объеме. По запросу прокуратуры Туринского района МКУ «Муниципальный архив Туринского городского округа» представил архивную справку о начислении заработной платы Томилову А.И. в Унитарном муниципальном предприятии жилищно-коммунального хозяйства Туринского района за период с ****** по ******. Учитывая, что Томилов А.И. по состоянию здоровья и в силу возраста не может самостоятельно представлять свои интересы в суде, в связи с чем, прокурор Туринского района обращается с исковым заявлением в интересах Томилова А.И. На основании изложенного просит суд обязать УПФР в Туринском районе Свердловской области при начислении пенсии учесть сведения о начислении заработной платы Томилову А.И. за ******, содержащиеся в архивной справке МКУ «Муниципальный архив Туринского городского округа» № от ******. Обязать УПФР в Туринском районе Свердловской области произвести перерасчет пенсии Томилову А.И. с момента обращения в УПФ РФ в Туринском районе, то есть с ******.
В процессе подготовки гражданского дела к рассмотрению прокурор уточнил исковые требования и просил суд Обязать ГУ УПФР в Туринском районе Свердловской области произвести перерасчет пенсии Томилову А.И. с момента обращения в УПФР в Туринском районе Свердловской области, то есть с ******, и бязать при указанном перерасчете УПФР в Туринском районе Свердловской области учесть сведения о начислении заработной платы Томилову А.И. за ******, содержащиеся в архивной справке МКУ «Муниципальный архив Туринского городского округа» № от ******.
В судебном заседании помощник прокурора Туринского района Зиганшина Е.А. исковые требования поддержала, как поддержал их и сам Томилов А.И.
В обоснование иска Зиганшина привела доводы, изложенные ею в исковом заявлении и приведенные выше.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Туринском районе Леонтьева Ю.Н. иск не признала. В обоснование своей позиции пояснила, что Томилову А.И. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12. 2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ****** с учетом льготного стажа 8 лет 7 мес. В страховой (трудовой) стаж истца учтены все периоды, независимо от уплаты страховых взносов работодателем, в данном случае <данные изъяты> Поэтому в настоящее время учесть заработную плату за ****** при назначении пенсии не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с пп.З и 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12. 2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон) для определения расчетного размера пенсии может быть использован среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000- 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 13 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 и 11 Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 и 11 Закона, после регистрации гражданина в качестве, застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. (Пленум Верховного суда РФ от 11.12. 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» п. 15).
Томилов А.И. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно п.26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Минтруда России и Правления ПФР от 27.02.2002 № 16/19 па, среднемесячный заработок за период после регистрации в системе ОПС подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. При назначении пенсии истец не представил документов о заработной плате за 60 месяцев работы подряд и в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета заработок за ****** отсутствует, поэтому специалистами Управления было принято решение об исчислении пенсии по сведениям, отраженным в выписке из лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования за период с 2000 по 2001гг.
В соответствии со ст. 20 Закона перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Таким образом, правовых оснований учесть сведения о начислении заработной платы за 2000 год по архивной справке и произвести перерасчет пенсии с момента обращения не имеется.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Туринском районе просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 3 приведенной нормы права предусмотрено определение среднего заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации N 16/19ПА от 27 февраля 2002 года утвержден перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 26 указанного Перечня определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности, в том числе и справка о заработной плате, которая выдается на бланке установленного образца.
Согласно Информационному письму Министерства Труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27-9704 от 27 ноября 2001 года, если организацией (работодателем) утрачены первичные документы о заработке работников и граждан, заработок может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим индивидуальный (фактический) заработок каждого работника. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как установлено из имеющейся в деле копии трудовой книжки, Томилов работал в должности машиниста -кочегара котельной в <данные изъяты> (л.д.№). Этот факт подтверждает и архивная справка (л.д.№). Эта же справка подтверждает и то, что <данные изъяты> ликвидировано, и документы приняты на муниципальное хранение.
Из материалов дела также следует, что Томилову А.И. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12. 2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ****** с учетом льготного стажа 8 лет 7 мес. При этом пенсия истцу назначена из расчета среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. Поскольку работодателем, по каким-то причинам, не были представлены в ГУ УПФ сведения о заработной плате Томилова А.И. в ******, то расчет ответчиком был произведен исходя из имеющихся сведений о заработной плате за ******. Представитель ответчика не оспаривала в суде, что в этом вины самого Томилова, как работника, нет. Истребовать сведения из организации, в которой Томилов работал, у истца возможности не было, поскольку предприятие ликвидировано. Заявление Томилова А.И. подтверждает, что он ****** обращался в ГУ УПФ в Туринском районе о перерасчете пенсии, где указывал на нарушение своих прав (л.д.№). Ему ****** был направлен ответ в котором указывалось, что поскольку за ****** сведений о заработной плате им не представлено, то расчет произведен верно (л.д.№).
Истцом представлена суду архивная справка № от ******, которая была получена по запросу прокурора (л.д№), которая содержит полную информацию о заработной плате, выплачивавшейся Томилову А.И. в течение всего ******.
Удовлетворяя требования истицы, суд пришел к выводу о том, что размер заработной платы за спорный период времени за неимением первичной документации может быть подтвержден вышеперечисленными документами, поскольку они позволяют определить индивидуальный размер его заработка. Эти доказательства ссуд признает достоверными и допустимыми. Возможность использования сведений архива абзац 3 п.26 приложения к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 года №16/19 па.
Доводы жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что размер заработной платы истца за спорный период может быть определен лишь на основании сведений персонифицированного учета и первичной документации, суд считает не состоятельными, поскольку материалами дела подтверждается, что отсутствие необходимых документов объясняется последующей ликвидацией предприятия.
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).
При этом, как следует из пункта 6 Перечня, к заявлению гражданина о перерасчете размера пенсии прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на такой перерасчет.
На основаниипункта 1 статьи 20 указанного выше Федерального закона перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 2 статьи 20).
Ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования действующим законодательством возложена на работодателей.
Хотя обязанность по предоставлению таких документов лежит на заявителе в силу пунктов 11 и 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», но учитывая сложившуюся ситуацию (непредставление сведений на Томилова в УПФ работодателем и ликвидация предприятия где он в то время работал, наличие записи в его трудовой книжке о работе и в период ****** на том же предприятии), требовал дополнительной проработки, а возможно разъяснения Томилову сложившейся ситуации и предложения ему вариантов отыскания других достоверных и допустимых источников информации, чего сделано не было, а досрочная пенсия была назначена Томилову исходя из заработка лишь за один ******. Не предложено этого было сделать и после официального обращения Томилова А.И. с заявлением от ******, а ему был дан ответ с рекомендацией о предоставлении в УПФ сведений о заработной плате за любые 60 месяцев подряд за время трудовой деятельности до ****** (л.д.№).
Это побудило Томилова обратиться в прокуратуру района за защитой своих пенсионных прав. И лишь после вмешательства прокуратуры были истребованы и получены сведения о заработной плате Томилова из документов муниципального архива. Представленная архивная справка содержит сведения о заработной плате Томилов и за ****** (л.д.№). Возлагать всю ответственность за недобросовестного работодателя, не представившего сведения о заработной плате Томилова за ****** в УПФ на самого Томилова, как работника, по мнению суда, в корне неверно и не справедливо. Поэтому, с учетом наличия достоверной информации о заработной плате Томилова и за ******, размер начисления его пенсии подлежит безусловному перерасчету, и с момента его обращения с заявлением в УПФ на указание неправильно произведенного расчета (л.д.№), то есть с ******, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 20 Федерального закона.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 193-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ГУ УПФР в Туринском районе Свердловской области произвести перерасчет пенсии Томилову А.И. с момента обращения в УПФР в Туринском районе Свердловской области, то есть с ******, (согл.ст. 20 Порядка)
Обязать при указанном перерасчете УПФР в Туринском районе Свердловской области учесть сведения о начислении заработной платы Томилову А.И. за ******, содержащиеся в архивной справке МКУ «Муниципальный архив Туринского городского округа» № от ******.
На решение может быть подана апелляционная жалоба.
Апелляционная жалоба, в соответствии со ст. 321 ГПК РФ, может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционные жалобы, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 325 настоящего Кодекса.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 376 ГПК РФ, судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья Ю.М.Столяров.
С мотивировочной частью решение изготовлено 23.06.2014 года.