РЕШЕНИЕ
об отмене постановления и прекращении
производства по делу
с.Касумкент 04 июня 2014 года
Судья С.Стальского районного суда РД Гасанбеков Г.М., рассмотрев жалобу директора МКОУ «Ашагастал-Казмалярская средняя общеобразовательная школа» Бабаева ФИО2. на постановление Врио начальника ОНД по С.Стальскому району УНД ГУ МЧС России по РД подполковника внутренней службы ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ о наложении административного штрафа,
Установил:
Директор МКОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» Бабаев ФИО2. подал жалобу на постановление Врио начальника ОНД по С.Стальскому району УНД ГУ МЧС России по РД ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, по которому ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
В судебном заседании директор МКОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» С.Стальского района РД Бабаев ФИО2. поддержал жалобу и просил суд отменить постановление Врио начальника ОНД по С.Стальскому району УНД ГУ МЧС России по РД ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ. Свои доводы обосновал тем, что финансирование образовательных учреждений в части приведения здания и территорий в соответствии с требованиями противопожарной безопасности является обязательством муниципальных органов власти. Он неоднократно обращалcя в адрес учредителя, т.е. главы администрации района с просьбой выделить бюджетные денежные средства для текущего ремонта и на приведение здания в соответствие с требованиями противопожарной безопасности, однако из-за отсутствия надлежащего бюджетного финансирования денежные средства школе не были выделены. Им, как руководителем образовательного учреждения приняты все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности. Кроме того, пояснил, что должностное лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им были нарушены обязательные правила и нормы пожарной безопасности при условии, что у должностного лица имелись реальные возможности для их соблюдения.
Из указанных в протоколе об административном нарушений некоторые недостатки им устранены, а для устранения остальных нарушений, необходимы финансовые средства. Таких средств у школы не имеются, поскольку в смете МКОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» средства на проведение противопожарных мероприятий не заложены и школе эти средства из бюджета района не выделены.
При изложенных обстоятельствах Врио начальника ОНД С.Стальского р-на по надзорной деятельности не установив его виновности, в совершении данного административного правонарушения, необоснованно привлек его к административной ответственности.
Кроме того пояснил, что при составлении протокола и вынесении постановления в его отношении нарушены сроки рассмотрения, предусмотренные ст. 28.8 КоАП РФ.
Пояснил так же, что в настоящее время выявление нарушения устранены. Выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности вреда, не причинили, тяжкие последствия не наступили.
В связи с чем, просит отменить постановление Врио начальника ОНД по С.Стальскому району УНД ГУ МЧС России по РД ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ и производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель ОНД по С.Стальскому району УНД ГУ МЧС России по РД, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Отсутствие представителя ОНД по С.Стальскому району УНД ГУ МЧС России по РД не влияет на всестороннее и объективное рассмотрение дела судом. С учетом чего, суд находит дело рассмотреть без их участия.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, объяснения заявителя, оценив их в совокупности с другими письменными материалами дела, суд находит следующее.
Как усматривается из материалов дела, 23 и ДД.ММ.ГГГГ по адресу с. <адрес> в здании МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» на основании распоряжения отделением государственного пожарного надзора проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе указанной проверки в МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности в РФ, а именно: отсутствует журнал произвольной формы по отработке эвакуации. Объект с массовым пребыванием людей не обеспечен инструкцией о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (п.12 ППР РФ ППРФ № 390); инструкции о мерах пожарной безопасности не разработаны в соответствии с главой XVIII Правил противопожарного режима в РФ, во всех помещениях СОШ руководитель учреждения не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны «01», «010» (п.460 ППР РФ ППРФ № 390).
За указанные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности в РФ на директора МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» С.Стальского района РД Бабаева ФИО2. по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ постановлением Врио начальника ОНД по С.Стальскому району УНД ГУ МЧС России по РД ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ наложен административный штраф в размере 6000 рублей.
В соответствии частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе других подлежат выяснению обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Исключение составляет ч. 3 комментируемой статьи Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при возникновении пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.
Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.
При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяются три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.
Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий - в форме неосторожности (исключая поджоги).
Согласно Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ашагастал-Казмалярская СОШ» учредителем является администрация МР «Сулейман-Стальский район».
Из объяснений Бабаева ФИО2 следует, что финансовые средства для проведения противопожарных мероприятий Ашагастал-Казмалярской СОШ не выделены и согласно сметы расходов финансовых средств, кроме как на зарплату педагогического коллектива, в смете не предусмотрено.
Согласно пункта 9 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Поскольку администрация района является собственником имущества, переданного в оперативное управление школы и обязано в силу Федерального закона N 131-ФЗ обеспечивать первичные меры пожарной безопасности, то суд пришел к выводу о том, что субъектом данного административного правонарушения является администрация района.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При вынесении постановления не было выяснено, имел ли Бабаев ФИО2. возможности для соблюдения норм пожарной безопасности.
Из предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки следует, что директору МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» Бабаеву ФИО2. установлен срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Привлекая должностное лицо к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ Врио начальника ОНД по С.<адрес> УНД ГУ МЧС России по РД ФИО1 не установил в связи с каким неисполнением своих служебных обязательств привлекается к ответственности директор МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» Бабаев ФИО2., а так же не установил, предусмотренную ст. 2.2 КоАП РФ его виновность.
При вынесении должностным лицом постановления не исследованы все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ.
Настоящее дело рассмотрено в сроки, установленные ст. 30.5 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из постановления о назначении административного наказания установлено, что директор МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» Бабаев ФИО2 привлечен за нарушения норм и правил пожарной безопасности в РФ, а именно: за отсутствие журнала произвольной формы по отработке эвакуации, за не обеспечение инструкцией о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проведение не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, а также за то, что инструкции о мерах пожарной безопасности не разработаны в соответствии с главой XVIII Правил противопожарного режима в РФ. Также во всех помещениях СОШ руководитель учреждения не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны «01», «010».
В судебном заседании директор школы Бабаев ФИО2. объяснил, что выявленные нарушения заключались в том, что заведенные им журналы в чем то не отвечали требованиям правил пожарной безопасности. Школа старой постройки и приведение ее в соответствие с требованиями ППР требует значительных материальных затрат, что практически с их ресурсами невозможно.
То, что возможно привести в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности, без капитальных вложений, им приведено в порядок и недостатки отмеченные в постановлении им устранены.
При изложенных обстоятельствах суд находит, что нарушения правил пожарной безопасности на основании чего вынесено административное наказание директору школы Бабаеву ФИО2., является малозначительным, они не повлекли каких-либо негативных последствий. Умышленных действий (бездействий) директор школы Бабаев ФИО2 направленных на нарушение правил пожарной безопасности, не совершал, журналы произвольной формы до проверки им были заведены. С учетом изложенного, а также с учетом данных в п.21 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также с учетом того, что заявитель занимается преподавательской деятельностью, суд находит данные нарушения, допущенные директором МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» Бабаевым ФИО2., на основании ст. 2.9 КоАП РФ признать малозначительными.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В связи с чем, суд находит освободить от административной ответственности директора МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» Бабаева ФИО2., в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
На основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ суд находит отменить постановление Врио начальника ОНД по С.Стальскому району УНД ГУ МЧС России по РД ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 2.9, 30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Врио начальника ОНД по С.Стальскому району УНД ГУ МЧС России по РД ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ директора МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» Бабаева ФИО2 отменить и производство по делу прекратить.
Освободить директора МБОУ «Ашагастал-Казмалярская СОШ» Бабаева ФИО2 от административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней.
Судья
Сулейман-Стальского районного суда РД подпись Гасанбеков Г.М.