Дело № 2/2-112/2014г.
28 мая 2014 года п.Долгое Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Селищевой И.П.,
при секретаре Фоминой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Титовой А.А. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Титова А.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Должанском районе Орловской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с требованием ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в Должанском районе, Орловской области Титовой А.А. было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого стажа. Отказано в зачете времени нахождения на курсах повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ.
Считая отказ в зачете указанных периодов неправомерным, Титова А.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес>, просит обязать ответчика включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж и определить общий размер специального стажа, дающего ей право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости за выслугу лет, связанный с лечебной деятельностью, поскольку отказ в зачете указанных периодов нарушает ее право на получение пенсии за выслугу лет в связи с деятельностью по охране здоровья. Кроме этого, в данные периоды за ней сохранялась заработная плата, и соответственно уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании истец Титова А.А. свои исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области Карагодина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия устанавливается гражданам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
Право граждан на пенсию по вышеуказанному основанию определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранении, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
В соответствии с пунктом 5 Правил №781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.11.1999г. засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы. До 01.11.1999г. предусмотрено льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ, год работы засчитывался как год и 3 месяца.
Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 определены виды периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ при назначении пенсии. Поскольку периоды обучения на курсах повышения квалификации в указанном перечне отсутствуют, в стаж на соответствующих видах работ такие периоды не включаются.
Из стажа на соответствующих видах работ исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ
Стаж на дату обращения на соответствующих видах работ составляет <данные изъяты>. Таким образом, стажа дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» на ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Титовой А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия но старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из трудовой книжки <данные изъяты> № Титовой А.А. усматривается, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работает <данные изъяты> /л.д. 10-13/.
Также материалами дела установлено, что Титова А.А. в ходе трудовой деятельности неоднократно повышала свою квалификацию, на что указывают справка <данные изъяты> командировочные удостоверения, сертификат о повышении квалификации /л.д. 14-17/.
Согласно сведений о рабочем периоде в <данные изъяты>», Титовой А.А. <данные изъяты> за периоды нахождения в командировке на повышении квалификации, сохранялся средний заработок, а с данных сумм производились и перечислялись начисления в Пенсионный фонд накопительной и страховой части трудовой пенсии /л.д. 18/.
Из уведомления Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ответчиком установлено отсутствие у истца требуемого стажа работы для назначения пенсии на льготных условиях. На дату обращения установлен страховой стаж <данные изъяты>, в соответствии с Разъяснением ПФ РФ от 20.10.2010г. №ЛЧ-25-24/11072 «О включении в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 7/.
Таким образом, согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При этом повышение квалификации возможно в различных формах, имеющих целью формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, и проводимых по инициативе работодателя с отрывом от работы.
Приведенный анализ в совокупности с представленными истцом доказательствами, свидетельствуют о том, что спорные периоды нахождения Титовой А.А. на курсах повешения квалификации, являлись периодами получения ей как теоретических знаний, так и закрепление их на практике, с сохранением в указанные периоды ее среднего заработка по месту работы, с которого работодатель должен производить отчисления взносов в Пенсионный фонд.
Доказательств для иного вывода суда, представителем ответчика не представлено.
С учетом выше изложенного, принимая во внимание, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), суд считает необходимым включить спорные периоды нахождения истца на курсах повешения квалификации в стаж для назначения досрочной пенсии, связанной с лечебной деятельностью.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Таким образом, предусмотренный п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», 25-летний стаж истцом, которая продолжает работать в <данные изъяты>», выработан ДД.ММ.ГГГГ года.
Поскольку истец обратилась в пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ года, в это время у нее возникло право на указанную пенсию, следует обязать пенсионный орган назначить и проводить выплату истцу трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
Учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением (статья 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в связи с чем, он не подпадает под перечень лиц, указанных в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ, принимая во внимание, что требования истца подлежат удовлетворению, и руководствуясь ст.98 ГПК РФ, суд присуждает ответчику возместить истцу судебные расходы в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.187 ТК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области засчитать Титовой А.А. время нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения пенсии по старости за выслугу лет, связанной с лечебной деятельностью.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить и проводить выплату Титовой А.А. трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Должанском районе Орловской области в пользу Титовой А.А. судебные расходы в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца, с подачей жалобы через Ливенский районный суд Орловской области.
Судья: