Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п. Балаганск 6 мая 2014 года
Балаганский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Сокольникова Н.А, с участием помощника прокурора Балаганского района Чирковой М.А., ответчика Белозерова Э.Н., при секретаре Ивановой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Балаганского района к индивидуальному предпринимателю Белозерову Э о понуждении произвести расчеты,
У С Т А Н О В И Л:
И.О. прокурора Балаганского района обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Белозерову Э о понуждении произвести расчеты.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Балаганского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды (в т.ч. законодательства об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха, о недропользовании и т.д.), соблюдения требований <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – ОЗ «Об организации деятельности пунктов приеме и отгрузки древесины на территории <адрес>» на производственной базе по переработке и складированию древесины у ИП Белозерова Э.Н., проживающего по адресу: <адрес>2. Белозеров Э как индивидуальный предприниматель зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, о чем сделана запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за № от 12.08.2008г.
Белозеров Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся индивидуальным предпринимателем осуществлял деятельность пункта прием и отгрузки древесины по месту нахождения: <адрес>, на удалении 1,2 км юго-восточнее села Кумарейка на основании свидетельства о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ без наличия на последнем в доступном для обозрения месте следующей информации: соответствующего акта (приказа, распоряжения) индивидуального предпринимателя о назначении уполномоченного лица, ответственного за прием и учет принимаемой, перерабатываемой и отгружаемой древесины.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения проверки пункта выявлено отсутствие в доступном для обозрения месте следующей информации: соответствующего акта (приказа, распоряжения) индивидуального предпринимателя о назначении уполномоченного лица, ответственного за прием и учет принимаемой, перерабатываемой и отгружаемой древесины.
В соответствии с ч.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – ОЗ индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием древесины, на каждом пункте приема и отгрузки древесины в доступном для обозрения месте обязан обеспечить наличие следующей информации: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номер контактного телефона; соответствующего акта (приказа, распоряжения) индивидуального предпринимателя о назначении уполномоченного лица, ответственного за прием и учет принимаемой, перерабатываемой и отгружаемой древесины.
Также при визуальном осмотре производственной базы 03.03.2014г., в присутствии ИП Белозерова Э установлено, что территория хозяйства имеет ограждение в виде деревянного забора, на котором расположены 1-этажное деревянное здание сторожки; 1 стационарная пилорамы; здание гаража деревянного исполнения с одними въездными воротами; склад хранения круглого леса. Территория хозяйства имеет грунтовое покрытие.
Установлено, что для осуществления хозяйственной деятельности ИП Белозеров Э эксплуатирует технику: 1 автомобиль КАМАЗ.
В ходе проверки установлено, что основными источниками образования отходов данного предприятия являются: распиловка леса, ремонт техники. В процессе хозяйственной деятельности ИП Белозерова Э.Н. образуются следующие отходы 1-5 класса опасности: отработанные масла отработанные; фильтры масляные загрязненные нефтепродуктами – 4 класса опасности.
Все перечисленные отходы были зафиксированы при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ
Хозяйственная деятельность по переработки лесоматериалов на производственной базе ИП Э должна осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. 96-ФЗ, <адрес> «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в <адрес>» от 11.06.2008г. №23-оз и других нормативно-правовых и подзаконных актах в области охраны окружающей среды и природопользования.
В результате визуального осмотра производственной базы ИП Белозерова Э.Н. в присутствии индивидуального предпринимателя Белозерова Э.Н., установлено, что основными источниками выделения загрязняющих веществ является: пилорама, гараж автотранспорта.
Кроме того, установлено, что в результате хозяйственной деятельности образуются следующие отходы:
- масла отработанные;
- фильтры масляные загрязненные нефтепродуктами – 4 класса опасности;
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а также размещение отходов производства и потребления в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Места временного хранения отходов на территории предприятия не организованы. Отходы хранятся навалом в смеси без контейнеров, что является нарушением п.3 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
В соответствии со ст.23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. За размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата в соответствии с действующим законодательством. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Приказом Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ежеквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду ИП Белозеровым Э.Н. за 2013год, 1 квартал 2014года не выполнены. Копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду отсутствуют, что является нарушением ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Из содержания Приказа Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействия на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.
Согласно письму Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № 14-07/6011, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду распространяется на юридических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате размещения отходов, выбросов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц по исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет МО «Балаганский район» по нормативу 40 процентов.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ИП Белозеровым Э.Н. расчета такой платы и его представления в Прибайкальское управление Ростехнадзора, своим бездействием, выразившемся в том, что ИП Белозеров Э.Н. не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, МО Балаганский район, нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области и МО Балаганский район не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и МО Балаганский район не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя производственную деятельность, ИП Белозеров Э.Н. оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.
Поэтому и.о. прокурора просит суд обязать ИП Белозерова Э.Н. на производственной базе расположенной по адресу: <адрес>, на удалении 1,2 км юго-восточнее села Кумарейка разместить в доступном для обозрения месте следующей информации: акт (приказа, распоряжения) индивидуального предпринимателя о назначении уполномоченного лица, ответственного за прием и учет принимаемой, перерабатываемой и отгружаемой древесины.
Обязать ИП Э, произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов загрязняющих (вредных) веществ за 2013г., 1 квартал 2014г. по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> в срок 20.06.2014г.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> от иска в части требований о понуждении ИП Белозерова Э.Н. на производственной базе расположенной по адресу: <адрес>, на удалении 1,2 км юго-восточнее села Кумарейка разместить в доступном для обозрения месте следующей информации: акт (приказа, распоряжения) индивидуального предпринимателя о назначении уполномоченного лица, ответственного за прием и учет принимаемой, перерабатываемой и отгружаемой древесины, отказалась.
Определением Балаганского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ от иска в указанной части принят и производство по делу в части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Балаганского района оставшиеся исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. По существу заявленных требований представитель истца дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.
Ответчик Белозеров Э.Н. исковые требования признал в полном объеме.
На основании ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. А в соответствии с ч. 4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Ответчик Белозеров Э.Н. требования и.о. прокурора признал в полном объеме, суд принимает признание требований и.о. прокурора Балаганского района ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и полагает возможным положить признание требований в основу решения об удовлетворении исковых требований и.о. прокурора <адрес> об обязании индивидуального предпринимателя Белозерова Э произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов загрязняющих (вредных) веществ за 2013г., 1 квартал 2014г. по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в срок 20.06.2014г.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, поэтому с индивидуального предпринимателя Белозерова Э.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Балаганского района удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Белозерова Э произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов загрязняющих (вредных) веществ за 2013г., 1 квартал 2014г. по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в срок 20.06.2014г.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Белозерова Э государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Балаганский район в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Балаганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>