№ 2-144/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Александровка                      11 апреля 2014 года
 

    Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Евстафьева В.Г., при секретаре Спиридоновой Л.А., с участием истца прокурора Александровского района Филиппова Р.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александровского района к администрации «Муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области» об обязании сформировать земельные участки под общественными кладбищами и поставить их на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд к администрации «Муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области» (далее к администрации Добринского сельсовета) с вышеназванным иском.
 

    В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Александровского района установлено расположение на территории муниципального образования общественных кладбищ в <адрес> и в <адрес>.
 

    Земельные участки, фактически используемые в качестве кладбищ, являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества. Обязанность по обустройству кладбищ и организации похоронного дела, а также обязанность вести учет, заниматься регистрацией бесхозяйных объектов недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления - администрации поселения. Однако, земельные участки, занятые под кладбища на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии до настоящего времени не поставлены, что нарушает права неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории сельсовета, так как при обустройстве захоронений не ведется соответствующий учет захоронений, не контролируется исполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил при обустройстве захоронений. При данных условиях не выполняются правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемических требований.
 

    В связи с изложенным, просил в срок до 01.10.2014 обязать администрацию Добринского сельсовета сформировать земельные участки под общественными кладбищами, расположенными в 1500 метрах северо-восточнее <адрес>, в <данные изъяты> метрах южнее <адрес> и произвести действия по постановке их на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, как объекты бесхозяйного недвижимого имущества.
 

    В судебном заседании прокурор Александровского района Филиппов Р.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
 

    Представитель ответчика, глава администрации Добринского сельсовета Мозалов П.П., в судебном заседании не участвовал, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. В заявлении указал, что ознакомившись с материалами дела и доводами истца, считает их достаточными для того чтобы заявленный иск признать в полном объеме. Просил суд принять признание иска, предоставить срок для исполнения решения до 31.12.2014.
 

    С учетом мнения истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
 

        Выслушав истца, огласив заявление ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: в соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
 

    В силу п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 16.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
 

    В соответствии с Законом РФ «О погребении и похоронном деле» могут устраиваться кладбища следующего назначения: общественные, вероисповедальные, воинские. Кладбища могут быть по принадлежности: государственными, муниципальными; по типам погребений традиционными, с захоронениями после кремации, смешанными способами погребения; многоэтажные здания-кладбища; по историческому и культурному назначению, историко-мемориальными. Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
 

    В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
 

    Указанный Закон в ч.1 ст. 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом) после сожжения тел (останков) умерших, (далее прах) крематориями, для предания тел (останков) умерших огню, также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
 

    Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения согласно ч.3 указанной статьи, возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
 

    Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч.4 ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003 г., которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03».
 

    Статья 19 Закона Оренбургской области от 06 сентября 2004 года № 1421/223- III-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Оренбургской области» предусматривает, что решение о создании мест погребения принимается органом местного самоуправления. Места погребения могут быть: по принадлежности: государственными, муниципальными; по обычаям: общественными, вероисповедальными, воинскими; по историческому и культурному значению: историко-мемориальными.
 

    В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
 

    В соответствии с п.2 ст. 2 Устава «Муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области» в состав сельсовета в числе других входят <адрес> и <адрес>, следовательно, общественные кладбища расположены в границах населенных пунктов сельсовета.
 

    В соответствии со ст. 5 Устава, администрация Добринского сельсовета решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имущества находящегося в муниципальной собственности поселения: организует и осуществляет мероприятия по защите населения и территории поселения от чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, занимается организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья.
 

    В судебном заседании установлено, что в вышеуказанных селах Добринского сельсовета расположены два сельских кладбища, которые эксплуатируются на протяжении длительного времени без правоустанавливающих документов, земельные участки под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательства не отводились.
 

    В связи с отсутствием собственника общественных кладбищ и бездействием администрации Добринского сельсовета Александровского района по его определению и постановке на учет, контроль за состоянием общественных кладбищ никем не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности не принимаются. При данных условиях не выполняются правила и нормы СанПиН2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (утв. Главным государственным врачом РФ от 06 апреля 203 года). Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемических требований, что нарушает права граждан - жителей территории населенного пункта на обеспечение безопасности и благоприятной окружающей среды.
 

    Ограничения, установленные законом, органом местного самоуправления не отслеживаются и не соблюдаются при осуществлении захоронений. Отсутствие собственника общественного кладбища влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду.
 

    Ответчиком не оспаривается тот факт, что на территории муниципального образования существуют земельные участки, используемые как общественные кладбища, право собственности на которые не зарегистрировано, лицо, фактически использующее указанные земельные участки не установлено, регистрация захоронений, контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием захоронений не ведется в связи с отсутствием собственников земельных участков.
 

    Поскольку земельные участки под размещение мест погребения на территории сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства надлежащим образом не оформлены, следовательно, администрация Добринского сельсовета не выполнила возложенную законодательством обязанность по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
 

    Кладбища являются объектами недвижимого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечают признакам недвижимого имущества, предусмотренным статьей 130 ГК РФ.
 

    Земельные участки, используемые на территории Добринского сельсовета под общественные кладбища, обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи.
 

    Согласно статье 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
 

    Порядок принятия бесхозяйной вещи на учет предусмотрен в «Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580, согласно пункту 5 которого, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
 

    Из изложенного следует, что устранение существующего нарушения порядка организации захоронений и соблюдение безопасности захоронений является обязанностью местной администрации. Для приведения в соответствие с требованиями закона сложившихся правоотношений, администрация Добринского сельсовета обязана сформировать земельные участки под существующими кладбищами и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области по месту нахождения недвижимого имущества с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимого имущества - общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования.
 

    Таким образом, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Следовательно, признание иска судом принимается, а иск подлежит удовлетворению.
 

    Максимальный общий срок государственной регистрации согласно «Методическим рекомендациям о порядке исчисления сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и принятии решений о приостановлении регистрации», утвержденным решением Методического совета Минюста РФ от 18 апреля 2000 года, не должен превышать 4-х месяцев. С учетом вышеизложенного, а так же с учетом необходимости совершения действий по формированию земельного участка, подготовки документов на регистрацию, срок исполнения судебного решения заявленный ответчиком – 31.12.2014, суд считает обоснованным.
 

    В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
 

    Руководствуясь статьями 194- 199, ст. 206 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации «Муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области» удовлетворить.
 

    Обязать администрацию «Муниципального образования Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области» сформировать земельные участки под общественными кладбищами, расположенными в <данные изъяты> метрах северо-восточнее <адрес> и в <данные изъяты> метрах южнее <адрес> и произвести действия по постановке их на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, как объекты бесхозяйного недвижимого имущества.
 

    Установить срок исполнения решения - до 31.12. 2014 года.
 

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течение месяца со дня принятия.
 

    СУДЬЯ: