Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Завитинск 20 декабря 2013 года
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего ПЕСКОВЕЦ Е.А.
с участием:
истца ВИНЯРСКОЙ Н.Н.
при секретаре ШЕВЕЛЕВОЙ В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винярской Н.Н. к администрации Завитинского района Амурской области и администрации Антоновского сельского совета Завитинского района Амурской области о восстановлении нарушенного права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с ливневыми дождями для получения единовременной материальной помощи за счёт средств областного бюджета,
У С Т А Н О В И Л:
Винярская Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации Завитинского района Амурской области и администрации Антоновского сельского совета Завитинского района Амурской области о восстановлении нарушенного права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с ливневыми дождями для получения единовременной материальной помощи за счёт средств областного бюджета, в обоснование указав, что зарегистрирована по постоянному месту жительства в <адрес>, где постоянно проживает и ведёт хозяйство, высаживает огородную продукцию. Распоряжением главы Антоновского сельсовета от 14.08.2013 года №19 была введена чрезвычайная ситуация в связи с ливневыми дождями в период июля-августа 2013 года, сопровождавшимися паводками на территории с. Антоновка Завитинского района. Поскольку в ходе чрезвычайной ситуации произошло подтопление приусадебного земельного участка по месту её жительства, переувлажнение почвы на нём и частичное уничтожение урожая, 24.08.2013 года она обратилась с заявлениями на имя главы администрации Завитинского района и Губернатора Амурской области через администрацию Антоновского сельсовета Завитинского района о выплате единовременной материальной помощи за счёт средств областного бюджета в размере 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства Амурской области. К данным заявлениям она приложила все требуемые органами местного самоуправления документы, среди которых имелся и акт обследования частного жилого дома, согласно которому в результате ливневых дождей затоплена усадьба с приусадебным участком, из-за чего наступило переувлажнение почвы и урожай частично уничтожен, в связи с чем ей положена выплата единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей. Несмотря на то, что данный акт был утверждён 25.08.2013 года главой администрации Завитинского района, из администрации Завитинского района поступило уведомление от 23.10.2013 года, согласно которому ей отказано во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождающихся паводком на территории населённого пункта, в обоснование которого глава Завитинского района указал, что в администрацию района не был предоставлен протокол комиссии администрации сельсовета по обследованию жилых помещений и приусадебных участков в связи с ЧС, которым должны быть утверждены списки граждан, пострадавших в результате ЧС; её заявления с прилагаемыми документами поступили в администрацию Завитинского района после установленного МЧС России срока приёма заявлений, т.е. после 30.09.2013 года; предоставление единовременной материальной помощи в случаях затопления земельного участка, при котором причинён ущерб только плодоовощным посадкам и урожаю, не производится. С отказом во включении её в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате ливневых дождей, сопровождающимся паводком на территории с. Антоновка Завитинского района, она не согласна. Факт её постоянного проживания в <адрес>, подтверждается штампом в паспорте о регистрации по месту жительства, справкой о составе членов семьи и регистрации по месту жительства. Кроме того, в администрацию сельсовета с заявлениями о выплате единовременной материальной помощи она обратилась своевременно. Кроме того, согласно методических рекомендаций, на которых ссылается глава Завитинского района в своём уведомлении об отказе во включении её в списки пострадавших от ЧС, нет ограничений в сроках подачи заявлений о выплате единовременной материальной помощи. Факт частичного уничтожения сельскохозяйственных культур, высаженных на приусадебном земельном участке, подтверждён актом обследования частного жилого помещения от 24.08.2013 года. Следовательно, законных оснований для отказа во включении её в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождающихся паводком на территории населённого пункта с. Антоновка Завитинского района Амурской области, у администрации Завитинского района не имеется. Просит признать её пострадавшей в результате с\чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Завитинского района Амурской области в период июля-августа 2013 года; обязать администрацию Антоновского сельсовета Завитинского района Амурской области и администрацию Завитинского района Амурской области включить её в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Завитинского района Амурской области в период июля-августа 2013 года для выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на каждого человека, но не более 50 000 рублей на семью, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства Амурской области.
Не согласившись с указанными требованиями истца, администрация Завитинского района направила в суд отзыв, в котором указала, что требования истца являются необоснованными, так как для включения в списки на выплату пособия за нанесённый паводком (подтоплением) ущерб необходимо наличие такового (ущерба). Актом обследования частного жилого помещения зафиксировано лишь затопление приусадебного участка и причинение ущерба урожаю. Объективных доказательств того, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Завитинского района в августе 2013 года, пострадало иное имущество граждан, истец суду не предоставила. Между тем, утраченный урожай плодоовощной продукции, выращиваемой на приусадебном земельном участке, имуществом не является. Таким образом, утрата урожая не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях включения их в списки на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества за счёт средств областного бюджета. Просит в иске Винярской Н.Н. отказать.
В судебном заседании истец Винярская Н.Н. поддержала свои исковые требования, сославшись на доводы, указанные в исковом заявлении, а также суду пояснила, что помимо уничтожения урожая у неё было затоплено водой подполье. Проживающие в соседней квартире двухквартирного дома (через стенку) жильцы при равных с ней условиях компенсацию получили. В связи с уничтожением урожая и затоплением подполья считает себя пострадавшей, и поскольку заявление о выплате ей единовременной помощи подала вовремя, просит удовлетворить её исковые требования.
Представитель ответчика, администрации Завитинского района, будучи надлежащим образом извещён о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращался. С учётом мнения участников процесса судом определено рассмотреть дело в его отсутствие.
Привлечённые к участию в деле по инициативе суда определением от 29.11.2013 года в качестве соответчиков Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты населения Амурской области, будучи надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, причину неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства по делу не просили. С учётом мнения лиц, участвующих в деле, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей вышеуказанных соответчиков.
Представитель ответчика - администрации Антоновского сельсовета Завитинского района Амурской области, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причину неявки суду не сообщил, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. С учётом мнения лиц, участвующих в деле, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Заслушав объяснения истца, изучив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Винярской Н.Н.
В силу абз 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23.07.2013 года №123р на территории Амурской области с 22.07.2013 года введён режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением главы Завитинского района от 12.08.2013 года №134 на территории Завитинского района введён режим чрезвычайной ситуации в связи с тем, что в период 9, 10, 13 - 16 августа 2013 года на территории Амурской области сохраняется неустойчивая погода с дождями в виде сильных ливней с грозами, с угрозой подтопления населённых пунктов Завитинского района.
Распоряжением главы Антоновского сельсовета Завитинского района от 14.08.2013 года №19 на территории Антоновского сельсовета Завитинского района с 8 часов 30 минут 12.08.2013 года введён режим чрезвычайной ситуации в связи с тем, что в период 9, 10, 13 - 16 августа 2013 года на территории Антоновского сельсовета сохраняется неустойчивая погода в виде сильных дождей.
Как следует из обзора погодных условий, сложившихся на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, предоставленных Амурским ЦГМС - филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 19.08.2013 года №2128, по данным М-2 Завитая в Завитинском районе осадков за период с 1 июля по 10 августа 2013 года выпало 329 мм, что составляет 55% годовой нормы, из них 136 мм (107% от климатической нормы августа) выпало за 10 дней. В результате частых дождей, достигающих критерия опасного природного явления, значительного количества осадков, произошло сильное увлажнение почвы, достигшее критерия опасного агрометеорологического явления – «переувлажнение», которое согласно «Перечню критериев опасных природных гидрометеорологических явлений», характеризуется липким и текучим состоянием почвы в слое 0-20 см): - в Завитинском районе в период с 04 по 13 августа 2013 года опасное явление продолжается.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утверждённому постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 года №267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 1.03.2000 года №120, различаются природные чрезвычайные ситуации – опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление.
Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений. Переувлажнение – относится к опасному агрометеорологическому явлению.
Таким образом, на территории Завитинского района имело место опасное агрометеорологическое явление - «переувлажнение».
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 года №750 были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 года №214 утверждён Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31.08.2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», во исполнение п. 6 которого Правительством Амурской области принято постановление от 13.09.2013 года №423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения, которой являются средства федерального бюджета», пунктом 2 которого утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения, которой являются средства федерального бюджета.
Согласно данному Порядку под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области, в июле - августе 2013 года.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счёт дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счёт дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждёнными Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 02.11.2010 года №2-4-60-12-22.
Таким образом, условиями признания граждан, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Завитинского района Амурской области, в июле - августе 2013 года, и включения их в вышеуказанные списки является наводнение, затопление или подтопление территории населённого пункта в результате чрезвычайной ситуации, а также причинение ущерба имуществу граждан.
Применительно к исковым требованиям истца Винярской Н.Н. о выплате единовременной материальной помощи такими условиями являются затопление приусадебного участка к жилому дому и повреждение имущества, располагавшегося на земельном участке.
В соответствии с Методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, являющимися приложением к протоколу заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 года №40 единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.
Согласно п. 2.2 указанных Методических рекомендаций, единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества, в связи с чем плодовоовощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинён ущерб только плодовоовощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.
Ка видно из материалов дела, в подтверждение факта утраты в результате ливневых дождей имущества истцом предоставлен акт от 24.08.2013 года обследования земельного участка, повреждённого в результате чрезвычайной ситуации, связанной с ливневыми дождями, повлекшими переувлажнение почвы по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, утрата какого-либо иного имущества, кроме урожая, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, не подтверждается.
Поскольку выплата единовременной материальной помощи в случаях утраты урожая не предусмотрена, то требования истца являются необоснованными.
Вместе с тем, выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах предусмотрена подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31.08.2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
В целях реализации данного подпункта «з» пункта 3 Указа Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 5.10.2013 года №1797-р, а правительством Амурской области постановление от 11.10.2013 года №489 «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов в границах которых подвергшиеся наводнению».
Согласно пункту 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.10.2013 года №1797-р, должны быть сформированы списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтверждённые комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 01.07.2013 года.
По смыслу подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31.08.2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской области, Еврейской автономной области» и пункта 3 распоряжения Правительства РФ от 05.10.2013 года №1797-р право на выплату компенсации имеют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведётся гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретённом для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учёт личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Несмотря на то, что согласно представленному истцом свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ приусадебный земельный участок площадью <***> кв.м. предоставлен Винярской Н.Н.В собственность для ведения подсобного хозяйства, оснований для включения её в списки пострадавших для осуществления выплаты единовременной материальной помощи в связи с утратой урожая не имеется, так как в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по ликвидации последствий, крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» от 31.08.2013 года №693 и распоряжением Правительства РФ от 05.10.2013 года №1797-р выплата компенсации гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, утратившим урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, является самостоятельным видом выплат. Для этого предусмотрено предоставление местным бюджетам иного межбюджетного трансферта.
Что касается доводов истца о том, что её следует признать пострадавшей в связи с тем, что имело место затопление подполья, то суд не может принять их во внимание, поскольку согласно п. 2.3 вышеуказанных Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле – августе 2013 года на территории Амурской области, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 22.08.2013 года №21 (с изменениями от 26.09.2013 года №40), финансовая помощь за полностью или частично утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшим в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой. В целях разграничения утраты имущества со степенью частично или полностью применяется следующий критерий. В случае если жилой дом (жилое помещение) были подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан фиксируется полная утрата имущества, в иных случаях при соблюдении условий пункта 2.3. методических рекомендаций – частичная.
Как видно из представленных суду сторонами доказательств, актом обследования установлено лишь затопление усадьбы с приусадебным участком, вследствие чего произошло переувлажнение почвы. Факт подъёма воды выше уровня пола и полного либо частичного повреждения имущества какими-либо доказательствами не подтверждается, то есть факт причинения ущерба жилому дому и иному имуществу в актах не установлен.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Винярской Н.Н. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Винярской Н.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации Завитинского района Амурской области и администрации Антоновского сельского совета Завитинского района Амурской области о восстановлении нарушенного права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с ливневыми дождями, для получения единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме (25 декабря 2013 года).
Председательствующий (подпись) Е.А. Песковец
Копия верна: судья Е.А.Песковец