Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    23 апреля 2014г.          п.Залари
 

    Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А., единолично
 

    при секретаре Карпенко Н.Н.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о прекращении учета в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> бесхозяйного имущества за № № за муниципальным образованием «<адрес>» и возложении обязанности на Администрацию <адрес> муниципального образования в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения -плотины, расположенной в <адрес> муниципального образования
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    В обоснование заявленных доводов истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения на территории <адрес> муниципального образования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
 

    В ходе проведения проверки установлено, что на территории <адрес> муниципального образования расположено гидротехническое сооружение -плотина. Данное ГТС расположено в <адрес> муниципального образования, имеет следующие характеристики: высота 3,40 метров, ширина по гребню 6,85 метров, ширина по подошве 20 метров, протяженность 660,0 метров. На балансе какой-либо организации вышеуказанное ГТС не состоит и эксплуатируется в отсутствие декларации ГТС, правил эксплуатации, при неудовлетворительном техническом состоянии. ГТС является источником повышенной опасности, не имея собственника, обслуживающей организации, может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, нанеся ущерб окружающей среде и жизнедеятельности людей.
 

    В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
 

    Вместе с тем, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанного гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
 

    В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
 

    Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
 

    ГТС, которое является бесхозяйной недвижимостью подлежит постановке на учет в органах государственной регистрации органом местного самоуправления в соответствии с Положением «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 580 от 17 сентября 2003г., что позволит в дальнейшем включить ГТС в реестр муниципальной собственности, обеспечит принятие собственником мер безопасности по его эксплуатации, предотвращению аварий и техногенных катастроф.
 

    Поскольку гидротехническое сооружение-плотина расположена в административных границах <адрес> муниципального образования, а орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать. Не обращение администрации поселения в Управление Федеральной службы кадастра и картографии с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 Гражданского Кодекса РФ. Отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
 

    Статьи 130, 131, 132 Конституции РФ гласят, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
 

    Согласно пункта 3 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах» организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
 

    В соответствии со ст. 52, 53 Закона № 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет (местный бюджет), в котором должны быть предусмотрены расходы по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют расходы местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
 

    В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
 

    Согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
 

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к основным принципам охраны окружающей среды в числе прочих относится и соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.Таким образом, можно сделать вывод о том, что администрацией <адрес> муниципального образования допущены нарушения норм конституционных прав граждан и законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
 

    Несоблюдение администрацией требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на территории <адрес> муниципального образования.
 

    В соответствии со статьями 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав судебной защитой.
 

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что бездействия главы <адрес> муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения, находящегося на территории данного муниципального образования, являются незаконными, поскольку нарушают права, свободы и законные интересы жителей <адрес> муниципального образования, и, следовательно, не обеспечивают безопасность жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
 

    Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
 

    Просит прекратить учет в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> бесхозяйного имущества за № за муниципальным образованием «<адрес>» и возложить обязанность на Администрацию <адрес> муниципального образования в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения -плотины, расположенной в <адрес> муниципального образования.
 

    В судебном заседании участвующий заместитель прокурора Богачева Т.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме и поддержала доводы изложенные в исковом заявлении, дополнительно добавила, что поскольку плотина находится на территории <адрес> муниципального образования соответственно именно это муниципальное образование должно обращаться в регистрационные органы с подобным заявлением, поэтому факт обращения муниципального образования «<адрес>» 30.10.2013г. в регистрационную службу препятствует осуществлению прав в отношении имущества, находящегося на территории <адрес> муниципального образования, исходя из разграничения полномочий, поэтому регистрация по поводу бесхозяйного имущества-плотины за муниципальным образованием «<адрес>» должна быть прекращена.
 

    Представитель ответчика муниципального казенного учреждения Администрация <адрес> муниципального образования, действующая на основании прав по должности Филистович Г.И. требования истца признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление.
 

    Представитель третьего лица муниципального образования «<адрес>» действующий на основании доверенности Лейченко Е.Ф. не возражал против прекращения за ними права по регистрации в отношении бесхозяйного имущества.
 

    Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
 

    Статья 39, 173 ГПК РФ предусматривают, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением, при этом суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    В ходе рассмотрения дела от ответчика поступило заявление о признании иска в полном объеме, при этом ответчику разъяснялись положения ст.39, 173 ГПК РФ и поскольку судом не установлено нарушений закона, а также прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание иска ответчиком в силу чего заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению без исследования представленных доказательств.
 

    В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
 

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
 

        Суд находит разумным срок, указанный в заявленных требованиях прокурором и подлежащим в этой части удовлетворению.
 

        На основании изложенного и руководствуясь ч.4 ст. 198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о прекращении учета в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> бесхозяйного имущества за № за муниципальным образованием «<адрес>» и возложении обязанности на Администрацию <адрес> муниципального образования в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения -плотины, расположенной в <адрес> муниципального образования УДОВЛЕТВОРИТЬ.
 

    Прекратить учет в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> бесхозяйного имущества зарегистрированный 30.10.2013г. за № за муниципальным образованием «<адрес>».
 

    Обязать Администрацию <адрес> муниципального образования в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения -плотины, расположенной в <адрес> муниципального образования.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Судья                                    Е.А. Егорова