РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    23 апреля 2014 года п. Тарасовский Ростовской области
 

    Тарасовский районный суд Ростовской области под председательством судьи Арьяновой Т.М., с участием помощника прокурора Тарасовского района Ростовской области Осадченко А.С., истца ФИО10 представителя ответчика – администрации <данные изъяты> района Ростовской области – ФИО11., действующего на основании доверенности № № ДД.ММ.ГГГГ года, при секретаре судебного заседания Анищенко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарасовского района Ростовской области в интересах ФИО12 к администрации <данные изъяты> района Ростовской области, третьи лица: министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Тарасовского района Ростовской области обратился в интересах ФИО13 в суд с иском к администрации <данные изъяты> района Ростовской области, третьи лица: министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением, утверждая, что ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из категории детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Тарасовского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ года мать ФИО15 – ФИО16 лишена родительских прав в его отношении. Отец ФИО17 – ФИО18 умер. Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии с Постановлением главы администрации <данные изъяты> района № № от ДД.ММ.ГГГГ года над несовершеннолетним ФИО19 была установлена опека, согласно вышеуказанного постановления опекуном несовершеннолетнего назначена ФИО20 В 2009 году по достижению ФИО21 совершеннолетия, опека над ним была прекращена. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Родители ФИО22 собственного жилья не имеют. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», вставшие на льготный жилищный учёт дети-сироты обеспечиваются жильём за счёт средств областного бюджета. В силу положений Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с чем, ФИО23 подлежит обеспечению жильем администрацией <данные изъяты> района. Администрацией <данные изъяты> района в установленном порядке направлены соответствующие документы квартирного учета в адрес администрации Ростовской области на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади ФИО24 ФИО25 состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 18.04.2013 года, однако органами исполнительной власти ФИО26 не обеспечен жилым помещением во внеочередном порядке по независящим от него обстоятельствам по настоящее время. В связи с чем, просит обязать администрацию <данные изъяты> района предоставить ФИО27 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной социальной нормы.
 

    В судебном заседании истец ФИО28 настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нём основаниям, дал суду пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.
 

    Помощник прокурора Тарасовского района Ростовской области Осадченко А.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
 

    Представитель ответчика администрации <данные изъяты> района Ростовской области – ФИО29 просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что ФИО30 поставлен на учет в общеобластном списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в трехлетний период с 2015 по 2017 год будет обеспечен жильем, считают что нарушений прав ФИО31 не допущено.
 

    Представители третьих лиц: министерства общего и профессионального образования Ростовской областииминистерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской областив судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, уважительных причин своей неявки суду не представили, об отложении слушания дела не просили.
 

    На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц.
 

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, оценив и проверив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришёл к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.
 

    Суд находит правомерным обращение прокурора Тарасовского района в суд с иском в интересах ФИО32 к администрации <данные изъяты> района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной социальной нормы.
 

    Как установлено в судебном заседании, ФИО33 родился ФИО34 года, родителями указаны: отец – ФИО35, мать ФИО36 (л.д. 7). Согласно свидетельства о смерти ФИО37 умер ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 11). Решением Тарасовского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО38 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО39 (л.д. 9-10). Опекуном ФИО40 на основании постановления главы администрации <данные изъяты> района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № назначена ФИО41 (л.д. 12). ДД.ММ.ГГГГ года постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения Тарасовского района Ростовской области № № ФИО42 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (л.д. 13). ФИО43 включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в период с 2015 года по 2017 год, под номером № (л.д. 14). ДД.ММ.ГГГГ года ФИО44 обратился в прокуратуру Тарасовского района Ростовской области с заявлением об оказании содействия в получении жилья (л.д. 6).
 

    Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
 

    Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ от 21.12.1996 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    В соответствии с ч.ч. 1-3, 9 ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, за счёт средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), формируется органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции управления в сфере образования. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Орган исполнительной власти Ростовской области, осуществляющий функции управления в сфере образования, формирует список по дате постановки указанных лиц на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно ч. 2 ст. 4 Областного закона Ростовской области от 03.12.2012 года № 988-ЗС «О внесении изменений в отдельные областные законы в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 15 Областного закона от 22.10.2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Областного закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Областного закона.
 

    Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» утверждены Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее – Порядок обеспечения), и Положение о порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее – Порядок расходования).
 

    Согласно п. 1 Порядка обеспечения, детям-сиротам за счёт средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлениям в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    В соответствии с п. 4 Порядка обеспечения, размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения; в случае если оба члена семьи имеют право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим Положением, - не менее 34 кв. м общей площади жилого помещения. Дополнительная площадь сверх установленной общей нормы площади жилого помещения предоставляется детям-сиротам, имеющим на нее право, при наличии медицинских показаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в виде отдельной комнаты. При отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется в размере 10 кв. м..
 

    Министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразование Ростовской области) формирует список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. В целях формирования областного бюджета на трёхлетний период и расчёта объёма субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальное образование), по данным органов местного самоуправления минобразование Ростовской области на основании списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, формирует по дате постановки на учёт общеобластной список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период (далее - общеобластной список на трёхлетний период), и сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счёт средств федерального и (или) областного бюджетов (далее - сводный список), на каждый финансовый год с распределением по муниципальным образованиям по дате постановки на учёт (п. 5 Порядка обеспечения).
 

    Согласно п. 2 Порядка расходования, расходование субвенций осуществляется министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - министерство строительства Ростовской области) путём предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области.
 

    В соответствии с Областным законом от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным (ст. 1).
 

    Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2).
 

    Ответчиками не представлено суду доказательств того, что ФИО45 имеет закреплённое жилое помещение. ФИО46 был принят на учёт с целью предоставления жилого помещения как лицо из категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, из общеобластного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трёхлетний период с 2015-2017 годы, не исключался.
 

    Однако до настоящего времени ФИО50 не обеспечен жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Поскольку государство обязательств в отношении указанной категории лиц по обеспечению жилыми помещениями, не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушений прав указанной категории лиц, так как их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
 

    Учитывая изложенное, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора Тарасовского района в интересах ФИО47
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд    
 

 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Тарасовского района Ростовской области в интересах ФИО48 к администрации <данные изъяты> района Ростовской области, третьи лица: министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обязании обеспечить жилым помещением, удовлетворить.
 

    Обязать администрацию <данные изъяты> района Ростовской области предоставить ФИО49, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
 

    Решение может быть обжаловано или на него внесено представление в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Тарасовский районный суд в течение одного месяца с момента его оглашения.
 

    Судья Т.М. Арьянова