РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Еланцы                                                    17 февраля    2013 года
 

    Суд Ольхонского районного суда Иркутской области в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р., с участием помощника прокурора Ольхонского района Иркутской области Егорашева А.О., представителя администрации Хужирского муниципального образования – сельского поселения Урбахаева Э.Б., действующего на основании доверенности, при секретаре Мардаевой Г.С.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ольхонского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Хужирского муниципального образования о включении в реестр муниципальной собственности лесных участков.
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Хужирского муниципального образования о включении в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах Хужирского муниципального образования и организовать осуществление функций по владению, пользованию, распоряжению лесными участками в конкретный срок. Кроме того, просит обязать администрацию Хужирского муниципального образования принять меры по разработке и утверждению нормативных правовых актов, устанавливающих сроки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, ставки платы за единицу объема древесины, расчет ущерба, причиненного городским лесам, осуществление муниципального лесного контроля.
 

    В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Хужирского муниципального образования лесного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения.
 

    Согласно подп.19 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения поселений относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
 

    В соответствии со ст.8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №201-ФЗ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
 

    Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона №201-ФЗ от 04.12.2006 г. «О введении в действие Лесного кодекса РФ», распоряжение лесными, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным, лесным законодательством.
 

    Статья 11 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. №136-Ф3 предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных правоотношений относятся резервирование земель, изъятие, в гом числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
 

    В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
 

    Согласно подп.1 п.1, подп.15 п.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.
 

    Вместе с тем, установлено, что лесные участки, расположенные на территории Хужирского муниципального образования, на кадастровый учет не поставлены, администрацией Хужирского муниципального образования местоположение, границы и площадь лесных участков на местности не установлены. Имеющиеся лесные участки в черте границ Хужирского муниципального образования, являющиеся городскими лесами, не определены, юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены.
 

    В соответствии с п.6 ст.2 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий издают муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
 

    В силу ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе: установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины, осуществление муниципального лесного контроля.
 

    Статьей 29 Лесного кодекса РФ определены основания использования лесов для заготовки древесины. К таковым относятся договор аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договор купли-продажи лесных насаждений.
 

    В соответствии со ст.94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
 

    Согласно ст.73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются органами местного самоуправления.
 

    В силу ст.76 Лесного кодекса РФ минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы,за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
 

    В соответствии с п. 11 ст. 1 Лесного кодекса РФ, абз.7 ст.З Федерального закона «Об охране окружающей среды» платность использования лесов является одним из основных принципов экологического законодательства.
 

    Кроме того, в силу ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
 

    При этом, ущерб городским лесам в случае их повреждения, уничтожения, устанавливается на основании нормативных правовых актов, утвержденных органами местного самоуправления, в чьем ведении находятся лесные участки или исходя из затрат на лесовосстановление.
 

    Согласно ст.61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Воспроизводство лесов осуществляется, в том числе органами местного самоуправления в пределах их полномочий, предусмотренных ст.84 Лесного кодекса РФ.
 

    Таким образом, непринятие органами местного самоуправления Хужирского муниципального образования мер по разработке и утверждению правовых актов, устанавливающих расчет ущерба причиненного городским лесам, расположенным на территории поселения препятствует осуществлению муниципалитетом полномочий по владению, пользованию, распоряжению такими лесными участками, осуществлению полномочий по взысканию с виновных лиц, ущерба, причиненного муниципальной собственности.
 

    Статьей 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к структуре органов местного самоуправления отнесен представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
 

    Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией Хужирского муниципального образования обязанности в сфере лесопользования, установленные законом не исполняются: нормативные правовые акты, устанавливающие ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, ставки платы за единицу объема древесины, а также устанавливающие расчет ущерба, причиненного лесному фонду, осуществление муниципального лесного контроля, не разработаны и не утверждены.
 

    В соответствии со ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ леса являются объектом охраны окружающей среды от негативного воздействия. Отсутствие правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений влечет невозможность рационального использования лесов, его охраны и восстановления, а также возмещения ущерба, причиненного городским лесам в случае их повреждения, в связи с чем, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан) на возмещение вреда окружающей среде (ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
 

    Таким образом, при бездействии органов местного самоуправления Хужирского муниципального образования по исполнению лесного законодательства, а также по разработке и принятию вышеуказанных нормативных правовых актов, круг граждан, в отношении которых существует угроза причинения вреда, невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, в связи с чем, они относятся к категории «неопределенный круг лиц».
 

    Кроме того, в соответствии с п. 14 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов.
 

    В связи с чем, также нарушаются интересы граждан на осуществление местного самоуправления, рациональное и эффективное использование муниципальных ресурсов, так как неопределенность в деятельности администрации поселения создает почву для коррупционных проявлений, может затруднить реализацию субъективных прав граждан на решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления поселения, а также позволит должностным лицам администрации поселения из корыстной и иной личной заинтересованности сокрыть данные о муниципальных ресурсах.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Егорашев А.О. поддержал заявленные требования, просит обязать ответчика
 

    включить в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах Хужирского муниципального образования и организовать осуществление функций по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, полагает разумным с учетом большого объема работ и финансовых затрат, предоставить срок исполнения до конца первого квартала 2015 года. Для исполнения второго пункта иска просит установить месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
 

    Представитель ответчика администрации Хужирского муниципального образования – сельского поселения Урбаханов Э.Б. исковые требования признал в полном объеме. О чем представил заявление в соответствии со ст. 173 ГПК РФ.
 

               На основании п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    Судом принимается признание иска, поскольку оно не противоречит закону и правовым актам РФ.
 

    В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
 

    Согласно подп.19 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 к вопросам местного значения поселений относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
 

    В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
 

    Согласно ст.73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются органами местного самоуправления.
 

    Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, дают основание для удовлетворения иска в полном объеме.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковое заявление прокурора Ольхонского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Хужирского муниципального образования о включении в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах Хужирского муниципального образования и организовать осуществление функций по владению, пользованию, распоряжению лесными участками в конкретный срок. Об обязании администрации Хужирского муниципального образования принять меры по разработке и утверждению нормативных правовых актов, устанавливающих сроки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, ставки платы за единицу объема древесины, расчет ущерба, причиненного городским лесам, осуществление муниципального лесного контроля, удовлетворить в полном объеме.
 

    Обязать администрацию Хужирского муниципального образования включить в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах Хужирского муниципального образования и организовать осуществление функций по владению, пользованию, распоряжению лесными участками до конца первого квартала 2015 года.
 

    Обязать администрацию Хужирского муниципального образования принять меры по разработке и утверждению нормативных правовых актов, устанавливающих ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, ставки платы за единицу объема древесины, расчет ущерба, причиненного городским лесам, осуществление муниципального лесного контроля в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
 

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд, в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения.
 

    Судья:                                                                                 Р.Р.Сыроватская