РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

            с.Еланцы                                                              20 марта 2014 года
 

    Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р., с участием прокурора Ольхонского района Иркутской области Каримова А.А., представителя ответчика главного врача областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольхонская централизованная районная больница» Болдаковой О.Г, при секретаре Мардаевой Г.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
 

    прокурора Ольхонского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница»
 

    об обязании обеспечить установку системы наружного видеонаблюдения по периметру здания стационара, а также кнопки тревожной сигнализации в здании районной поликлиники.
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность, к Министерству здравоохранения Иркутской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности.
 

    Просит обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» обеспечить установку систем наружного видеонаблюдения по периметру здания стационара, а также кнопки тревожной сигнализации в здании районной поликлиники в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Также просит обязать учредителя учреждения – Министерство здравоохранения Иркутской области обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» и его подразделения – районной поликлиники.
 

    В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ольхонского района в ходе проверки по поручению Генерального прокурора РФ по исполнению законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей, произведен осмотр территории областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» и его подразделения – районной поликлиники, по результатам которого установлены факты непринятия учредителем и администрацией учреждения мер по антитеррористической защите учреждения: территория здания учреждения не обеспечена периметральным видеонаблюдением, в здании подразделения отсутствует кнопка тревожной сигнализации.
 

    Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
 

    Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из направлений противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
 

    Согласно "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г., деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
 

    К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.
 

    Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» и его подразделение – районная поликлиника является объектом с массовым пребыванием людей, учреждением здравоохранения, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
 

    Учредителем и администрацией областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница», в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества в Российской Федерации, должны соблюдаться требования Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам эксплуатации, в том числе требования пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями.
 

    Учредителем областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» является Министерство здравоохранения Иркутской области. Деятельность областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» финансируется учредителем в соответствии с законодательством из средств обязательного медицинского страхования.
 

    Министерство здравоохранения Иркутской области является исполнительным органом государственной власти по Иркутской области.
 

        Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» и его подразделение – районная поликлиника является учреждением здравоохранения, круг посещающих его граждан формируется и изменяется ежегодно, в связи с чем, определить лиц, интересы которых нарушены либо будут нарушены в будущем, не представляется возможным. Кроме того, разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности, в том числе, антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации.
 

    В судебном заседании прокурор отказался от иска в части требований к Министерству здравоохранения Иркутской области об обязании обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности. Кроме того, в связи с добровольным урегулированием спора ответчиком в части обеспечения установки кнопки тревожной сигнализации в здании районной поликлиники по адресу: Иркутская область Ольхонский район, с.Еланцы ул.Советская д.18 также отказался от иска в данной части.
 

    Судом отказ от иска в части принят, о чем вынесены определения.
 

    В судебном заседании прокурор Ольхонского района Каримов А.А. уточнил иск в части срока исполнения решения суда по установке системы видеонаблюдения до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Далее иск об установке системы видеонаблюдения действующего стационара поддержал, суду пояснил, что указанное здание по адресу с.Еланцы 70 лет Октября 4, в настоящее время постоянного эксплуатируется, является местом круглосуточного пребывания людей. В настоящее время неизвестны сроки ввода в эксплуатацию нового здания стационара в связи с чем, доводы ответчика об экономической нецелесообразности установки системы видеонаблюдения не состоятельны, поскольку иск заявлен в целях противодействия терроризму, комплексной безопасности имущества, жизни и здоровья граждан.
 

    Представитель ответчика главный врач Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» Болдакова О.Г. исковые требования не признала, считает, что требование прокурора не обоснованно, поскольку установление видеонаблюдения экономически нецелесообразно, требует больших временных затрат и значительных финансовых вложений в то время когда, данное здание оснащено кнопкой тревожной сигнализации. А также по заключению специалиста ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, здание стационара не соответствует техническому состоянию, имеет износ 61%. Кроме того, завершено строительство нового здания стационара, на котором установлены камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения, предполагается его ввод в эксплуатацию в конце 2 квартала 2014 года.
 

    Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
 

    В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35 – ФЗ «О противодействии терроризму» с изменениями и дополнениями, а также п.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
 

    Согласно п.п. »Е» п.21 Концепции, одним из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма является организационно – технические меры: разработка и реализация целевых программ и мероприятия по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.
 

    Согласно п.3.1.Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
 

    На основании п.1.8 Устава областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольхонская централизованная районная больница» в своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом Иркутской области, настоящим уставом и локальными актами Учреждения.
 

    Из п.п. 4 п. 2.4 Устава медицинского учреждения следует, что целями деятельности учреждения является осуществление контроля качества и безопасности медицинской деятельности в установленном Учреждением порядке.
 

    Таким образом, обеспечение целей безопасности медицинской деятельности, медицинское учреждение обязано принимать исчерпывающие меры по охране здоровья и жизни граждан. Из анализа действующего законодательства    приоритетом внутренней политики государства являются меры предупреждения терроризм, куда входит и установка системы видеонаблюдения.
 

    Пунктами «У» и «Ж» методики мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений предусмотрена физическая охрана здания или каждого корпуса, видеонаблюдение территорий и помещений здания (корпуса). Кроме того п.»С» предусмотрено капитальное ограждение территории здания (каждого корпуса при размещении по разным адресам), п.»Т» указывает на наличие металлических входных дверей в здании (корпусе).
 

    Терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, сохранению территориальной целостности государств, их политической, экономической и социальной стабильности, а также осуществлению основных прав и свобод.
 

    Суд приходит к убеждению, что в рамках проведения мероприятий антитеррористической направленности, пожарной безопасности, согласно действующего законодательства, а также Устава учреждения ответчиком не осуществлены в полной мере. Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» является объектом с массовым, круглосуточным пребыванием людей, учреждением здравоохранения, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Доводы представителя ответчика о наличии тревожной кнопки с выводом сигнала на пульт отдела полиции являются недостаточными, с учетом отсутствия капитального ограждения здания, службы охраны в дневное время. А установленная система видеонаблюдения нового здания стационара в настоящее время не действует, поскольку здание не введено в эксплуатацию. Кроме того, установленные камеры не отражают весь периметр «старого» стационара. Также суд не может принять во внимание позицию представителя ответчика об экономической нецелесообразности по установлению системы видеонаблюдения стационара расположенного по адресу: Ольхонский район, с.Еланцы 70 лет Октября 4, так как в настоящее время здание эксплуатируется постоянно, является объектом с круглосуточным пребыванием людей. Допустимых доказательств, введения в эксплуатацию нового здания стационара в 2014 году не представлено. Заключение специалиста ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, о том, что здание стационара не соответствует техническому состоянию, имеет износ 61%, не является безусловным основанием и доказательством невозможности эксплуатации здания и его использования в качестве дополнительного корпуса медицинского учреждения либо его последующего сноса.
 

    Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества должны строго соблюдаться требования Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам эксплуатации, в том числе требования пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями.
 

    Таким образом, требования прокурора законны и обоснованы, поскольку направлены на противодействие терроризму, защиты жизни и здоровья граждан.
 

    Прокурор при обращении в суд освобожден от уплаты госпошлины, следовательно, в соответствии со ст.98 ГПК РФ госпошлина взыскиваются с ответчика не освобожденного от уплаты госпошлины в размере 4000.00руб.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194 -199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Ольхонского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» об обязании обеспечить установку системы наружного видеонаблюдения по периметру здания стационара удовлетворить.
 

    Обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница», установить систему наружного видеонаблюдения по периметру здания стационара расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, с.Еланцы, ул.70 лет Октября, д.4, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Взыскать с Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольхонская центральная районная больница» госпошлину в размере 4000.00руб
 

    Решение суда стороны вправе обжаловать в течение 1 месяца со дня его вынесения в апелляционном порядке в Иркутский областной суд.
 

    Судья:                                                                           Р.Р.Сыроватская