Дело --
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новокиевский Увал 01 февраля 2014 года
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи: --8
при секретаре: --2,
с участием:
представителя истицы - --5 действующего на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--9 к Администрации Мазановского сельсовета -- о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
Установил:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков.
В августе 2013 г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения, на территории Мазановского сельсовета --, жилой дом по адресу: --, был подтоплен. Принимая во внимание факт порчи имущества, она обращалась в администрацию Мазановского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при утрате имущества.
Однако администрацией Мазановского сельсовета -- в данном праве на компенсацию и включении в список пострадавших было отказано в связи с тем, что она была в отъезде.
Полагает, что имеет право на компенсацию причинённого ущерба, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, произошедшего на территории Мазановского сельсовета -- в августе 2013 года.
Истица просит суд признать её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств областного бюджета и включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории --.
В процессе подготовки материалов гражданского дела, к судебному разбирательству конкретизируя исковые требования, истица просит суд признавать её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Мазановского сельсовета, для оказания материальной помощи в связи с частичной утратой имущества в виде жилого дома. Ответчик – глава администрации Мазановского сельсовета -- --3 по существу заявленных требований возражал, указав, что --4 не является постоянно проживающим жителем села, на момент чрезвычайной ситуации отсутствовала, заявления о включение её в списки пострадавших в августе 2013 года не поступало, основание для удовлетворения исковых требований нет, и просила суд рассмотреть дело без участия стороны ответчика.
Третье лицо – Министерство финансов --, по существу заявленных требований возражало, в удовлетворении искового заявления просило отказать, просило рассмотреть дело без их участия.
С согласия представителя истицы, и на основании ст.167 ГПК РФ, судом рассмотрено дело в отсутствие сторон, просивших рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности --5 подтвердил обстоятельства указанные в исковом заявлении своего доверителя, он настаивал на удовлетворение исковых требований в их полном объеме, и в том виде, как они изложены доверителем в исковом заявлении, с учетом его уточнений и конкретизаций. В процессе обсуждения исковых требований и возражений, --5 пояснил суду, что доверитель --4 приходится ему матерью, при этом местом её постоянного проживания является --, где мать имеет собственный дом. Поскольку мать имеет престарелый возраст, то он забирает её в холодное время года к себе. В период чрезвычайной ситуации на территории Мазановского сельсовета летом 2013 года, действительно по месту его жительства -- матери не было, она вернулась в конце октября. Полагает, что поскольку мать, является членом его семьи, и имеет временную регистрацию, по месту подтопления его жилого дома, в связи, с чем мать следует признать пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, в период августа 2013 года на территории Мазановского сельсовета --, и включить в списки граждан, пострадавших для оказания материальной помощи в связи с частичной утратой имущества в виде подтопленного наводнением жилого дома.
Выслушав пояснение представителя истицы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Установленные выплаты, а именно, единовременная материальная помощь, финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества, компенсации вследствие утраты урожая, являются видами компенсации, указанных в ч. 2 ст. 18 Закона, и формой реализации права граждан на возмещение ущерба имуществу.
Ст. 18 Закона предусматривает право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества.
Исходя из этого право, гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения, бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214.
Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).
В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее - Порядок).
Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно.
Согласно пункту 9.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных 02.11.2010 заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, единовременная материальная помощь имеет целевое назначение и выплачивается на восстановление поврежденного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной п.п. «д» п. 9 Правил, регулируется п. 9.2 Методических рекомендаций.
Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации.
Аналогичные положения содержатся в п. 2.2. Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с которым единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.
Пунктом 2.3 указанных Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с -- на территории Мазановского сельсовета -- было объявлено чрезвычайное положение (далее ЧС).
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а по смыслу приведенной нормы компенсация может быть выплачена только в случае принадлежности гражданину на вещном праве имущества, которому причинен ущерб вследствие чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и оказании единовременной материальной, и финансовой помощи являются обстоятельства постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, при наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома, которые должны подтверждаться соответствующими актами. Помимо этого, обязательным условием является наличие документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, однако, в представленных истицей материалах данные документы отсутствуют.
Однако в представленных истицей материалах дела данные доказательства отсутствуют.
Доводы представителя истицы о том, что его доверитель является членом семьи пострадавшего в результате ЧС собственника жилого помещения, в создавшейся ситуации, по мнению суда не могут быть основаниями для включения --4 в списки граждан пострадавших в результате ЧС, поскольку, согласно имеющимся в материалах дела копии паспорта, истица зарегистрирована и постоянно проживает по адресу -- -- --. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами, и подтверждается пояснениями представителя истицы --5 в судебном заседании. Изложенное исключает возможность признания --4 пострадавшей в результате ЧС на территории Мазановского сельсовета, и включение её в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в августе 2013 года на территории Мазановского сельсовета, для оказания материальной помощи за счет бюджетный средств, поскольку факт постоянного или преимущественного проживания данных лиц на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, не подтвержден. Само же по себе временное нахождение --4 на территории подвергшегося подтоплению населенного пункта, не может служить основанием для включения в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания финансовой помощи за счет бюджетных средств.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду сторонами доказательства, и принимая во внимание, что истицей в нарушение правил ст. ст. 56, 57 ГПК РФ не было суду представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих тот факт, что она обладает правом для признания её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации на территории Мазановского сельсовета -- в период июля- августа 2013 года и быть включенной в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания материальной помощи в связи с частичной утратой имущества в виде жилого дома, находящегося по адресу --, вследствие ЧС в период июля - августа 2013 года на территории Мазановского сельсовета --.
При таких обстоятельствах исковые требования --4 к администрации Мазановского сельсовета --, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований --10 к Администрации Мазановского сельсовета -- о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации на территории Мазановского сельсовета -- в период июля- августа 2013 года и включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества находящегося по адресу --, вследствие чрезвычайной ситуации в период июля - августа 2013 года на территории Мазановского сельсовета --, за счет бюджетных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда --.
--
Судья --11