РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Дульдурга                                                                          10 апреля 2014 года
 

    Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б.,
 

    с участием помощника прокурора Дульдургинского района Жамьяновой Э.Д.,
 

    при секретаре Доржиевой О.Б.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 262 / 2014 по исковому заявлению прокурора Дульдургинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Алханай» о признании бездействия незаконными,
 

установил:
 

    Прокурор Дульдургинского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Дульдургинский районный суд с вышеуказанным иском к Администрации сельского поселения «Алханай», в обоснование своих требований указав, что прокуратурой Дульдургинского района совместно со старшим дознавателем – государственным инспектором Дульдургинского района Дамдиновым Б.А. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах.
 

    В ходе проверки выявлены следующие нарушения. На территории СП. «Алханай» пожарный гидрант и пожарный водоем (емкости по 50 м3.) находятся в нерабочем замороженном состоянии.
 

    Подъезд пожарной техники к водонапорной башне по ул. Далаева, 19, затруднен близким расположением металлического ограждения. Указатели к водоисточникам противопожарного водоснабжения отсутствуют.
 

    На территории СП. «Алханай» средство оповещения населения о ЧС и пожаре представлено небольшим колоколом, отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре и ЧС.
 

    Улица Огородная, расположенная в северо-западной части с. Алханай, не защищена минерализованной полосой.
 

    В СП. «Алханай» не организована работа по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности (не организован учебный пункт на базе администрации СП «Алханай», приказом, распоряжением руководителя не определен списочный состав обучаемых, не назначены руководители учебных групп, не заведены журналы учета проведения занятий, не разработаны лекции, не заведены оценочные ведомости обучаемых гражданской обороне и защиты от ЧС, не определены места проведения занятий).
 

    Кроме того, по результатам проведенных проверок в 2012, 2013 г.г., начальником ПЧ № 3 Гавриловым В.Д. неоднократно направлялись в адрес главы администрации СП. «Алханай» информационные письма с требованием.
 

    Неисполнение указанных требований закона нарушает право жителей СП. «Алханай» на защиту личности, имущества, общества и государства от пожаров.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.45. гл. 11 ГПК РФ, ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд признать бездействие сельского поселения «Алханай», выразившееся в непринятии мер к подготовке к пожароопасному сезону 2014 года, незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Алханай» принять меры к подготовке к пожароопасному сезону 2014 года:
 

    - осуществить беспрепятственный подъезд пожарной техники к водонапорной башне по ул. Далаева, 19;
 

    -     оборудовать защитные противопожарные минерализованные полосы вокруг населенного пункта с. Алханай со стороны улицы Огородная, расположенной в северо- западной части села Алханай;
 

    - установить звуковую сигнализацию для оповещения людей о пожаре и чрезвычайных ситуациях;
 

    - организовать работу по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности.
 

    Представитель ответчика глава сельского поселения «Алханай» направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
 

    Согласно ч.5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствии и направлении им копии решения суда.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Жамьянова Э.Д. заявленные требования поддержала по основаниям, вышеизложенным и просит суд удовлетворить иск в полном объеме.
 

    Суд, заслушав помощника прокурора Дульдургинского района, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
 

    На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
 

    В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
 

    Согласно части 1 статьи 37 данного Федерального закона полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями, переданными органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования наделяется администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
 

    В соответствии с частью 6.1 статьи 37 этого Федерального закона глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.
 

    Из приведенных норм закона следует, что решение вопросов местного значения, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности, Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, то есть администрации.
 

    Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего закона.
 

    Статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к числу первичных мер относит реализацию полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники и др.
 

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
 

    - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
 

    - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
 

    - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
 

    - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
 

    - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
 

    - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
 

    Согласно п. 16 Правил противопожарного режима N 390 от 25.04.2012 на территории поселений и городских округов обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в соответствии со ст. 6 и 63 Закона о техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
 

    Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
 

    Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
 

    В соответствии со статьей 34 Закона N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
 

    Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила), в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
 

    Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что финансовое обеспечение пожарной безопасности должна обеспечить Администрация сельского поселения «Алханай», при этом отсутствие денежных средств для осуществления финансирования затрат на выполнение противопожарных мероприятий, не освобождает ее от выполнения этой обязанности.
 

    Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    требования прокурора Дульдургинского района удовлетворить.
 

    Признать бездействие сельского поселения «Алханай», выразившееся в непринятии мер к подготовке к пожароопасному сезону 2014 года, незаконным.
 

    Обязать администрацию сельского поселения «Алханай» принять меры к подготовке к пожароопасному сезону 2014 года:
 

    - осуществить беспрепятственный подъезд пожарной техники к водонапорной башне по <адрес>
 

    -     оборудовать защитные противопожарные минерализованные полосы вокруг населенного пункта с. Алханай со стороны улицы Огородная, расположенной в северо-западной части села Алханай;
 

    - установить звуковую сигнализацию для оповещения людей о пожаре и чрезвычайных ситуациях;
 

    - организовать работу по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения.
 

    Судья:                                    Д.Б. Эрдынеев