РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дульдурга 24 марта 2014 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б.,
с участием истца Потехина С.Б.,
при секретаре Доржиевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 235 / 2014 по иску Потехина С.Б. к государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда),
установил:
Истец Потехтин С.Б. обратился в Дульдургинский районный суд Забайкальского края с вышеназванным иском к ответчику государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» (далее – ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ»).
В обоснование своих исковых требований Потехин С.Б. указал, что он работает в должности <данные изъяты> в ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ.
Размер его начисленной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> рублей и включал в себя: оплата по табелю – <данные изъяты> руб., доплата за ночные часы по табелю – <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40% – <данные изъяты> руб., северная надбавка – <данные изъяты> руб., доплата до МРОТ – <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> руб. и включал в себя: оплата по табелю – <данные изъяты> руб., доплата за ночные часы по табелю – <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40% – <данные изъяты> руб, северная надбавка – <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. и включал в себя: оплата по табелю – <данные изъяты> руб., доплата за ночные часы по табелю – <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40% – <данные изъяты> руб., северная надбавка – <данные изъяты> руб., доплату до МРОТ – <данные изъяты> руб..
Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и северной надбавки в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает его трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и Российскому трудовому законодательству.
Просит суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., а также обязать ответчика ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ» в дальнейшем, начиная с января 2014 года производить ему начисление и выплату заработной платы, не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда, возложить на ответчика ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ» обязанность выплачивать при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Забайкальского края с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06. 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений (т.е. впредь).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству привлечены к участию в деле в качестве соответчика – Министерство здравоохранения Забайкальского края и качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края (далее – ТФОМС Забайкальского края).
28 февраля 2014 года от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТФОМС Забайкальского края поступило отзыв на исковые заявления истцов, из которого следует, что после получения средств обязательного медицинского страхования от страховой медицинской организации медицинская организация вправе расходовать их в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Структура тарифа установлена пунктом 7 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В соответствии с положениями указанной статьи Федерального закона тариф на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Распределение полученных средств обязательного медицинского страхования на заработную плату (с учетом всех доплат) работников осуществляется непосредственно руководителем медицинской организации на основании локальных нормативных актов. Ни Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, ни страховые медицинские организации не вправе каким-либо образом вмешиваться в процесс начисления и выплаты заработной платы в медицинской организации.
Полагают, что ТФМОС Забайкальского края не имеет обязательств по финансированию медицинских организаций, в частности, ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ».
В своем возражении третье лицо ТФМОС Забайкальского края также указало, что просит суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя ответчика, исковые требования признает полностью.
Ответчик Министерство здравоохранения Забайкальского края и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, не сообщили суду об уважительных причинах их неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Истец не возражают против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В ходе судебного заседания истец Потехин С.Б. свои исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы уточнил и просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размерах, согласно расчета предоставленного ответчиком ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ», остальной части исковых требований настаивает.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Потехин С.Б. состоит в трудовых отношениях с ответчиком ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ», работает в должности сторожа с ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных справок о заработной плате, а также расчетных листков усматривается, что начисленная истцам заработная плата меньше МРОТ. Истцу производится доплата до МРОТ, при этом сумма районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включается в состав заработной платы.
В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда включая, как это предусмотрено ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
В соответствии с ч.1 ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 03.12.2012г. № 232-ФЗ), с 1 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 5205 рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ) с 1 января 2014 г. МРОТ составляет 5 554 руб. в месяц.
Частью 3 ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом в ст. 146, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для работников, осуществляющих свою деятельность в местности с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку. В связи с чем, требования ч.3 ст.133 ТК РФ работодателем, осуществляющим свою деятельность на территории с особыми климатическими условиями, подлежат исполнению с обязательным учетом дополнительно к ним требований ст.ст. 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ.
В соответствии со ст.ст. 146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст. 315,316,317 ТК РФ.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, законодатель уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.
В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в т.ч. во всех районах с различными климатическими условиями, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
Кроме того, согласно ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
При этом, как следует из содержания ст.129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что доводы истца о том, что ответчик заработную плату выплачивает не в полном объеме, поскольку в размер минимального размера оплаты труда включает северную надбавку и районный коэффициент, обоснованы.
Суд, проверив расчеты, представленные ответчиком, считает их правильными.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоначисленная и невыплаченная заработная плата составила в сумме <данные изъяты> руб..
С данным расчетом истец согласен.
Следовательно, взысканию в пользу истца подлежит недоначисленная и невыплаченная зарплата в вышеуказанном размере.
В соответствии со ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей – учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей – казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Потехина С.Б. удовлетворить.
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу Потехина С.Б. в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать государственное учреждение здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» в дальнейшем, начиная с февраля 2014 года производить начисление и выплату заработной платы истцу Потехину Сергею Борисовичу не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» обязанность выплачивать истцу Потехину Сергею Борисовичу, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального района «Дульдургинский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме.
Судья: Д.Б. Эрдынеев