РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дульдурга 31 марта 2014 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б.,
с участием истца Шароглазова А.В.,
представителя ответчика Цыбикова Б.Б., юриста государственного учреждения здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница», действующего на основании доверенности,
при секретаре Доржиевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 217 / 2014 по иску Шароглазова А.В. к государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части минимального размера оплаты труда),
установил:
Шароглазов А.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» (далее – ГУЗ «ДЦРБ») о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., ссылаясь на то, что он работает в должности <данные изъяты> в ГУЗ «ДЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ. Размер начисленной ему заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> руб. и включал в себя: оплату по табелю – <данные изъяты> руб., надбавку за работу в сельской местности – <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40% – <данные изъяты> руб., северную надбавку – <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> руб. и включал в себя: оплату по табелю – <данные изъяты> руб., надбавку за работу в сельской местности – <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40% – <данные изъяты> руб., северную надбавку – <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ – в сумме <данные изъяты> руб. и включал в себя: оплату по табелю – <данные изъяты> руб., надбавку за работу в сельской местности – <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40% – <данные изъяты> руб., северную надбавку – <данные изъяты> руб..
Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и северной надбавки в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает его трудовые права.
Кроме того, истец заявил требования об обязании ГУЗ «ДЦРБ» в дальнейшем, начиная с января 2014 года производить начисление и выплату заработной платы ему, не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда, а также о возложении на ГУЗ «ДЦРБ» обязанности выплачивать ему, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству привлечены к участию в деле в качестве соответчика – Министерство здравоохранения Забайкальского края и качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края (далее – ТФОМС Забайкальского края).
19 февраля 2014 года от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТФОМС Забайкальского края поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что …. после получения средств обязательного медицинского страхования от страховой медицинской организации медицинская организация вправе расходовать их в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Структура тарифа установлена пунктом 7 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В соответствии с положениями указанной статьи Федерального закона тариф на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.
Распределение полученных средств обязательного медицинского страхования на заработную плату (с учетом всех доплат) работников осуществляется непосредственно руководителем медицинской организации на основании локальных нормативных актов. Ни Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, ни страховые медицинские организации не вправе каким-либо образом вмешиваться в процесс начисления и выплаты заработной платы в медицинской организации.
Полагают, что ТФМОС Забайкальского края не имеет обязательств по финансированию медицинских организаций, в частности, ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ».
В свою очередь, обязательства ТФМОС Забайкальского края перед страховыми медицинским организациями в соответствии с договорами о финансовом обеспечении обязательства медицинского страхования за период с 01 октября по 31 декабря 2013 года выполнены в полном объеме.
В своем возражении представитель третьего лица ТФМОС Забайкальского края просит суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Министерство здравоохранения Забайкальского края и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, не сообщили суду об уважительных причинах их неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Стороны не возражают против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В ходе судебного заседания истец Шароглазов А.В. свои исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы изменил и просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере, согласно расчета предоставленного ответчиком ГУЗ «Дульдургинская ЦРБ», остальной части исковых требований также настаивает.
Представитель ответчика ГУЗ «ДЦРБ» Цыбиков Б.Б. исковые требования признал полностью.
Изучив письменные материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шароглазов А.В. работает в ГУЗ «ДЦРБ» сторожем. При расчете заработной платы на оклад истца начисляется надбавка за работу в сельской местности, районный коэффициент (40%) и надбавка за непрерывный стаж работы (30%).
Конституция РФ гарантирует каждому работнику вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 января 2013 года установлен в размере 5 205 рублей в месяц.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.4 Дополнительного соглашения к Региональному соглашению, заключенного между Правительством Забайкальского края, Федерацией профсоюзов Забайкальского края и Объединением работодателей Забайкальского края от 17 октября 2012 года, размер минимальной заработной платы устанавливается для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края и местных бюджетов Забайкальского края, с 1 июля 2013 года в размере 5 550 рублей.
Таким образом, начисленная заработная плата работников бюджетной сферы должна быть не менее 5 550 рублей в месяц.
В то же время пунктом 2.5 Соглашения к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Забайкальском крае от 17.10.2012 года, предусмотрено, что размер минимальной заработной платы, установленный пунктом 2.4 настоящего Соглашения, не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда, что имеет место по настоящему делу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ) с 1 января 2014 г. МРОТ составляет 5 554 руб. в месяц.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела видно, что размер начисленной и выплаченной Шароглазову А.В. заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (30%) был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заработная плата начислялась истцу в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.
В силу положений, содержащихся в главе 50 Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Применительно к настоящему спору указанное несоответствие является следствием того, что компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях начислялись не на минимальный размер оплаты труда, а на оклад и выплаты.
Таким образом, оценивая обоснованность заявленных истцом требований, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика имеются нарушения прав истца при начислении и выплате ему заработной платы.
В соответствии с расчетом представленным ответчиком ГУЗ «ДЦРБ» сумма задолженности ответчика по недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом НДФЛ, составила <данные изъяты> руб..
Проверив данные расчеты, суд считает их верными.
Поскольку со стороны работодателя по отношению к работнику допущены неправомерные действия, выразившиеся в недоначислении ему заработной платы до установленного законом размера, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика исковые требования признал в полном объеме.
Частью 1 статьи 39 ГПК РФ предусмотрено право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, право ответчика признать иск, право сторон окончить дело мировым соглашением.
Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.22 ТК РФ обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату лежит на работодателе, поэтому суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию с ответчика ГУЗ «ДЦРБ».
Решение суда в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за вышеуказанный период в силу требования ст.211 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.
Истцом также заявлено требование об обязании ответчика начислять заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Указанный способ защиты трудовых прав подлежит применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов работника, требующего их применения.
При рассмотрении возникшего спора истцом представлены суду доказательства нарушения его трудовых прав на оплату труда в полном размере.
Таким образом, нарушение указанных трудовых прав истцов со стороны работодателя по правилам ст. 56 ГПК РФ доказано, при этом избранный способ защиты будет служить целям восстановления этих прав.
С учетом изложенного, суд обязывает ответчика выплачивать истцам при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом того, что периодически вносятся изменения в целях повышения МРОТ, суд считает необходимым не указывать в решении конкретный МРОТ, действующий на момент вынесения решения.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Шароглазова А.В. удовлетворить.
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу Шароглазова А.В. в размере <данные изъяты>
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать государственное учреждение здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» в дальнейшем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ производить начисление и выплату заработной платы истцу Шароглазову А.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» обязанность выплачивать истцу Шароглазову А.В., при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Дульдургинская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального района «Дульдургинский район» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме.
Судья: Д.Б. Эрдынеев