Дело № №
 

РЕШЕНИЕ
 

именем Российской Федерации
 

    Чукотский районный суд Чукотского автономного округа
 

    в составе председательствующего судьи Красновой В.Ю.,
 

    при секретаре Сергиенко О.В.,
 

    рассмотрев 24 февраля 2014 года в селе Лаврентия Чукотского района Чукотского автономного округа в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
 

установил:
 

    Управление финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (далее в тексте Управление финансов) обратилось в суд с заявлением о признанииправа муниципальной собственности на бесхозяйнуюнедвижимую вещь, указывая, что 29 ноября 2012 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, объект недвижимого имущества, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, назначение нежилое, общественное, общей площадью № кв.м., инвентарный номер № был принят на учет под условным номером № как бесхозяйный. С момента постановки на учет объекта на учет как бесхозяйногов течение года никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует. Просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйныйобъект недвижимого имущества.
 

    Управление финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
 

    Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
 

    Согласно требованиям ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными… Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
 

    Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
 

    Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
 

    Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Конституцией Российской Федерации гарантируются право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (статьи 8 и 35, части 1 и 2).
 

    В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом (глава 33 Кодекса).
 

    В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
 

    Признание имущества бесхозяйным осуществляется в судебном порядке по правилам особого производства. Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую и недвижимую вещь подается лицом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (глава 33 ГПК РФ).
 

    Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество - это имущество, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на которое собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
 

    От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст.215 ГК РФ).
 

    В силу пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
 

    Из изложенного следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом и обязанным подавать заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
 

    Согласно ст. 22 Устава муниципального образования Чукотский муниципальный район, в структуру органов местного самоуправления муниципального района входит управление финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район.
 

    В соответствии с Положением об Управлении финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район от 20 ноября 2010 г. № 171, в рамках решения основных задач Управление осуществляет полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом; ведение реестров и выдачу выписок из реестров муниципального имущества, в том числе земельных участков; ведет учет муниципального имущества, в том числе земельных участков, составляющего муниципальную собственность муниципального образования Чукотский муниципальный район; оформляет документально выбытие и прием имущества в муниципальную собственность муниципального образования Чукотский муниципальный район; осуществляет другие функции в области имущественных отношений в соответствии с законодательством РФ, Чукотского автономного округа и муниципальных правовых актов Чукотского муниципального района.
 

    В соответствии с условиями Соглашения о передаче органами местного самоуправления сельского поселения <адрес> осуществления части своих полномочий органам местного самоуправления Чукотского муниципального района № 09-12 от 14 декабря 2012 года (пункт 2.1.2), администрация Лаврентия передала Управлению финансов полномочия по пользованию и распоряжению имуществом, находящемся в муниципальной собственности поселения; ведения реестра муниципального жилищного фонда, находящегося в казне поселения; подготовки и направлению, от имени сельского поселения, в компетентные органы необходимых документов для осуществления государственной регистрации объектов недвижимого имущества сельского поселения.
 

    В соответствии с пунктом 2.4 Положения о порядке постановки на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории муниципального образования Чукотский муниципальный район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район от 14 ноября 2008 года № 41, Управление финансов в случае выявления объектов направляет обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, на предмет наличия регистрации права на объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия регистрации права собственности на объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управление подает заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки объекта на учёт, как бесхозяйное имущество п. 3.1 вышеуказанного Положения). По истечении года со дня постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного Управление финансов обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данный объект (п. 4.1 вышеуказанного Положения).
 

    Таким образом, Управление финансов, являясь специально уполномоченным органом в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, обладает правом подавать заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного и обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
 

    Следовательно, обращение заявителя в суд с требованием о признанииправа муниципальной собственности на бесхозяйнуюнедвижимую вещь основано на законе.
 

    В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности на имущество возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
 

    Согласно ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав закон относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
 

    В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
 

    В силу ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйнойпризнается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
 

    В соответствии с п.п. 4, 5 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» утвержденного в редакции Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, на учет в качестве бесхозных объектов принимается недвижимое имущество, которое не имеет собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на которое собственник отказался, в порядке предусмотренном законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится указанный объект недвижимости.
 

    Спорное недвижимое имущество представляет собой здание, назначение – нежилое, общественное, расположенное по адресу: Чукотский муниципальный район, <адрес> общей площадью №.
 

    Требование истца направлено на установление права собственности и осуществление государственной регистрации данного права на указанный объект, что является одним из способов защиты указанного вещного права лицом, являющимся субъектом (носителем) спорного права.
 

    Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 19 июля 2012 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о постановке на регистрационный учет здания (сооружение), расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес> отсутствуют.
 

    На основании заявления от 13 ноября 2012 № №, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества, нежилого здания назначение нежилое, общественное, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес> <адрес>. Дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ кадастровый условный номер №
 

    В соответствии с требованиями ст. 292 ГПК РФ судом при подготовке дела к судебному разбирательству приняты исчерпывающие меры для выяснения, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности спорного имущества.
 

    Из сообщения ГП ЧАО «Чукотский центр технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что правообладатель недвижимого имущества, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, нежилое здание, не установлен (не зарегистрирован).
 

    Указанное недвижимое имущество согласно информации Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ № в реестре государственного имущества Чукотского автономного округа не значится.
 

    По данным Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, сведения в реестре федерального имущества на объект недвижимости нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> отсутствуют.
 

    Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание с инвентарным номером № имеет общую площадь № кв.м., общественное, расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, не имеет собственника.
 

    Иных сведений о принадлежности вышеуказанного недвижимого имущества на праве собственности на момент рассмотрения настоящего дела не имеется.
 

    Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (далее ЕГРП) от 11 декабря 2013 г., нежилое здание, назначение общественное, расположенное по адресу: <адрес>, площадь № кв.м., принят на учет 29 ноября 2012 г. в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества с кадастровым условным номером №. Правопритязаний на объект нет, то есть в течение одного года с момента постановки на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, никто с оспариваем права собственности на данный объект бесхозяйного недвижимого имущества не обратился.
 

    Указанный объект бесхозяйного имущества находится на территории села <адрес>, что никем не оспаривается.
 

    Из материалов дела следует, что муниципальное образование сельское поселение <адрес> Чукотского муниципального района правопритязаний на бесхозяйное имущество – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, не имеет.
 

    Таким образом, объект недвижимого имущества – нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью № инвентарный номер № является бесхозяйным.
 

    В соответствии со ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
 

    Судом установлено, что заявителем соблюден предусмотренный порядок обращения в суд с заявлением, недвижимая вещь не имеет собственника, и она принята на учет в установленном порядке, сведений о государственной регистрации права на данное недвижимое имущество в ЕГРП не имеется.
 

    Учитывая изложенное, суд считает, что заявление Управления финансов о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подлежит удовлетворению.
 

    Поскольку государственная регистрация права собственности заявителя на принадлежащий ему спорный объект не представляется возможной без принятия судом решения, то настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности истца на указанное сооружение в установленном порядке.
 

    В соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 293 ГПК РФ суд,
 

р е ш и л:
 

    Заявление Управления финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образований Чукотский муниципальный район о признании права муниципальной собственности на бесхозный объект недвижимого имущества удовлетворить.
 

    Признать за муниципальным образованием Чукотский муниципальный район право муниципальной собственности на бесхозяйную вещь – нежилое здание, назначение общественное, общей площадью № кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Чукотский автономный округ, <адрес>, инвентарный номер № кадастровый условный номер №
 

    Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права на указанный объект в установленном законом порядке.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Чукотского автономного округа через Чукотский районный суд в течение месяца.
 

    Судья В.Ю. Краснова