АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 января 2013 года Дело N А51-26337/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 22 января 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Мангер Т.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Широких Э.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ильинского Игоря Александровича (ИНН 253698666984, ОГРН 305253801800048, дата государственной регистрации - 18.01.2005)

к Администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации - 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076 ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации - 20.05.2009) о признании незаконным решения администрации, оформленного письмом N48306/1У от 04.09.2012 об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г.Владивосток, ул.Чапаева,24 для целей не связанных со строительством, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещение павильона для торговли автозапчастями; об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка в десятидневный срок, с момента вступления решения в законную силу, при участии в заседании: от заявителя: представитель Андронова Д.Н. (дов. 25 АА N 0808023 от 27.08.2012);

от администрации: представитель Морошкин А.Н. (дов. N1-3/3769 от 03.12.2012);

от УГА: представитель Морошкин А.Н. (дов. N27/1-1-3587 от 19.12.2012);

установил: ИП Ильинский И.А. (далее - «заявитель», «предприниматель») обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации г.Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока (далее - «ответчик», «администрация», «УГА») о признании незаконным решения администрации, оформленного письмом N48306/1У от 04.09.2012 об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г.Владивосток, ул.Чапаева,24 для целей не связанных со строительством, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещение павильона для торговли автозапчастями; об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка в десятидневный срок, с момента вступления решения в законную силу.

Заявитель поддержал требования в полном объеме, по существу пояснил, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужило нахождение основной части испрашиваемого земельного участка в границах красных линий перспективного расширения автодороги.

Вместе с тем, представитель предпринимателя считает, что ограничений в предоставлении в аренду земельных участков, в границах которых находятся красные линии, земельным законодательством не установлено.

Более того, заявитель считает, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности. Органом, осуществляющим государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.

Таким образом, вопрос о возможности представления спорного земельного участка обществу в силу пункта 1.1.2 Положения о Департаменте, пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ относится к компетенции названного Департамента, а не администрации города Владивостока.

Заявитель считает, что ответчик не правомочен в принятии решения о предоставлении земельного участка, утвержденная схема расположения земельного участка является техническим документом.

Также представитель предпринимателя сослался на тот факт, что заявление, представленное заявителем в администрацию, соответствует требованиям п. 2.8. Регламента предоставления администрацией г.Владивостока муниципальной услуги, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка соответствует территориальному зонированию.

Следовательно, законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка у ответчика не имелось.

Представитель ответчиков с заявленными требованиями не согласен в полном объеме, по существу пояснил, что согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г.Владивостока от 15.09.2008 N119, основная часть земельного участка расположена в границах красных линий перспективного расширения автодороги.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории ВГО, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N462 рассматриваемый земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами: Ж-3.

Как указал ответчик, размещение объектов розничной торговли является основным видом разрешенного использования для данной территориальной зоны, однако для их размещения необходимо соблюдать определенное условие, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 25 ПЗЗ - объекты указанных видов использования могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.

Вместе с тем, согласно графическим материалам видно, что основная часть земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Чапаева, 24, не примыкает к красным линиям улиц и дорог, являющихся территориями общего пользования, а расположена в границах красных линий.

Следовательно, испрашиваемый земельный участок не соответствует требованиям, которые предусмотрены ст. 25 Правил землепользования и застройки на территории ВГО, и соответственно утверждение схемы расположения земельного участка при таких обстоятельствах невозможно.

Кроме того, ответчик указал, что указанный земельный участок в силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ относится к территориям общего пользования, как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Представитель заявителя против доводов ответчика возразил, пояснил, что ответчик, отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, и указывая, что часть земельного участка находится в красных линиях перспективного расширения автодороги, не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о перспективном расширении автодороги.

Также указал, что не имеет значение тот факт, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования, поскольку заявитель испрашивает земельный участок не в собственность, а в аренду.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

18.06.2012 года ИП Ильинский И.А. обратился с заявлением в департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства в Приморском крае вх. N29-18506 от 18.06.2012 о предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет земельного участка ориентировочной площадью 30 кв.м., ориентир: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Чапаева, 24, для целей не связанных со строительством - размещение объектов розничной торговли. Далее площадь испрашиваемого земельного участка была уточнена до 12 кв.м. К заявлению были предоставлены оригиналы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, топографическая съемка, документы о государственной регистрации в качестве предпринимателя.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края 17.08.2012 письмом за номером 29/06/02-13/17790 обратился к главе администрации г.Владивостока с просьбой об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

04.09.2012 администрацией г.Владивостока в письме за номером 48306/1У был дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на основании того, что основная часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий перспективного расширения автодороги.

Кроме того, в отказе администрация сообщила, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г.Владивостока N462 от 07.04.2010 (актуализированная редакция N742 от 14.10.2011), рассматриваемый земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), где размещение объектов розничной торговли относится к основным видам разрешенного использования.

Не согласившись с решением администрации, и полагая, что указанный отказ нарушает права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон в соответствии со статьей 71 АПК РФ, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее по тексту -ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).

В целях повышения качества рассмотрения заявлений, поступающих в администрацию по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N1596 утвержден административный регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» (далее - Регламент).

Согласно пункту 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является: издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или отказ в предоставлении услуги.

Пунктом 2.8 Регламента предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: в заявлении не указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.

Статьями 9, 10 Федерального закона N59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Из приведённых положений Земельного кодекса РФ и материалов дела следует, что орган местного самоуправления обязан рассмотреть по существу и в установленные сроки обращение уполномоченного органа об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ), с учётом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ), в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектов саммита АТЭС 2012 года, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и по результатам такого рассмотрения принять решение.

Как следует из материалов дела, заявитель на основании статьи 34 ЗК РФ обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении предпринимателю в аренду сроком на 10 лет земельного участка ориентировочной площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Чапаева, 24, для целей не связанных со строительством - размещение объектов розничной торговли.

Администрацией г.Владивостока на обращение департамента земельных отношений 17.08.2012 N29/06/02-13/17790 был дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что основная часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий перспективного расширения автодороги.

Вместе с тем, данное обстоятельство, по мнению суда, не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку указанные красные линии отражают перспективное развитие автодороги, а не существующую территорию общего пользования.

При этом, земельный участок испрашивается заявителем в аренду в целях, не связанных со строительством.

Признавая данные обстоятельства не препятствующими утверждению схемы расположения земельного участка, суд исходил из того, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Совершение указанных действий в срок, установленный пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ, является юридической обязанностью соответствующего органа.

Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом данных сведений в последующем решается вопрос о возможности или невозможности предоставления обществу испрашиваемого земельного участка.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления обязан был составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, планов благоустройства территории города, нахождения участка на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования.

Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы в установленном порядке.

При этом суд принимает во внимание возможность корректировки границ и площади земельного участка при его формировании, а также то, что нанесенные на часть земельного участка красные линии отображают перспективное развитие автодороги, а не существующую территорию общего пользования, и то, что земельный участок испрашивается заявителем в аренду для целей, не связанных со строительством.

Кроме того, Градостроительный кодекс РФ разграничивает понятие территории общего пользования и понятие красных линий.

Территориями общего пользования законодатель определил территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 11 статьи 1 кодекса).

Красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты (пункт 12 указанной статьи).

Сам по себе факт наличия красных линий в пределах испрашиваемого участка не указан законодателем в качестве безусловного основания для отказа в его предоставлении. Это объясняется тем, что красные линии обозначают не только расположение существующих линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений, но отражают и планируемое размещение указанных объектов на земельных участках.

Красные линии являются частью проекта планировки территории города (подп. «а» п. 1, 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (п. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ), утверждаемого представительным органом местного самоуправления городского округа (п. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с действующим законодательством отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Вместе с тем, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для целей проектирования и строительства автодороги администрацией в материалы дела не представлено.

Администрация не указала, на основании какой нормы права она относит красные линии развития автодороги к земельным участкам общего пользования.

Также следует отметить, что согласно оспариваемому отказу N48306/1У от 04.09.2012, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г.Владивостока N462 от 07.04.2010 (актуализированная редакция N742 от 14.10.2011), рассматриваемый земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), где размещение объектов розничной торговли относится к основным видам разрешенного использования.