ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2012 года Дело N А53-24542/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Захаровой Л.А., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,

в отсутствие участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2012

по делу N А53-24542/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори"

к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в выдаче градостроительных планов

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" (далее - ООО «ТФ» Донские зори», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону (далее - департамент) в выдаче градостроительных планов.

Заявленные требования мотивированы тем, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка являются безусловной обязанностью департамента.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2012 в удовлетворении требований общества отказано. Решение мотивировано тем, что обществом не представлен полный пакет документов, предусмотренный Стандартом оказания муниципальной услуги N СТ-036-04-3-4, утвержденным постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.06.201 N 360.

Общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило отменить судебный акт, заявленные по делу требования удовлетворить, в обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные заявленным суду первой инстанции.

В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании 28.11.2012 участвующие в деле лица изложили суду правовые позиции по делу, настаивали на доводах апелляционной жалобы и отзыва на нее. В судебное заседание 20.12.2012 участвующие в деле лица явку не обеспечили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ. Распоряжением заместителя председателя суда в составе суда, рассматривающем дело, произведена замена - в связи с назначением судьи Ивановой Н.Н. судьей Федерального арбитражного суда Центрального округа судья Иванова Н.Н. заменена на судью Филимонову С.С.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:01 03 10:11, 61:44:01 03 10:3, данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 61-АЖ N 250533 от 09.08.2011 и серии 61-АЖ N 250532 от 09.08.2011.

Земельный участок с кадастровым номером 61:44:01 03 10:4 принадлежит на праве аренды ООО «ТФ «Донские зори» (арендатор), на основании договора аренды земельного участка и находящихся на нем строений от 01.09.2011, заключенного с Николаевым Геннадием Валентиновичем (арендодатель).

В целях осуществления строительства капитальных строений на перечисленных земельных участках заявитель 14.11.2011 обратился в департамент с заявками о подготовке и выдаче градостроительных планов.

Департамент в письмах от 01.12.2011 N ДА-01-21/30863, от 05.12.2011 N ДА-01-21/30861, от 05.12.2011 N ДА-01-21/30862 указал на невозможность подготовки и выдачи градостроительных планов по причине непредставления ООО «ТФ» Донские зори» заверенных копий действующих технических условий организаций коммунального комплекса города на инженерное обеспечение объекта (водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, телефонизацию и радиофикацию); ситуационной схемы земельного участка; копии технических паспортов и свидетельств о государственной регистрации права на все строения; технических условия эксплуатирующих организаций на вынос транзитных сетей газопровода среднего и низкого давления, теплотрассы, водопровода. Кроме того, заинтересованное лицо в своих ответах пояснило, что при нанесении границ земельного участка на актуализированную топографическую основу выявлено частичное расположение объектов в северных и восточных частях земельного участка за его границами, а также указал, что представленный договор энергоснабжения от 31.07.2007 N 50230 техническими условиями не является.

08.12.2011 заявитель представил в адрес департамента документы, которые указаны в письмах от 01.12.2011 N ДА-01-21/30863, от 05.12.2011 N ДА-01-21/30861, от 05.12.2011 N ДА-01-21/30862.

Департамент в письмах от 30.12.2011 N ДА-01-21/33741, N ДА-01-21/33742, N ДА-01-21/33743 повторно указал на невозможность подготовки и выдачи испрашиваемых градостроительных планов по следующим причинам, а именно ООО «ТФ «Донские зори» не представлены заверенные копии действующих технических условий организаций коммунального комплекса города на инженерное обеспечение объекта; информация, зафиксированная на представленном ситуационном плане не соответствует топографическому плану; заверенные копии технических паспортов и свидетельств о государственной регистрации права на все строения, расположенные на территории земельных участков; технические условия на вынос транзитных сетей; выявлено частичное расположение строений за границами земельных участков; кроме того, на основании Генерального плана г. Ростова-на-Дону разработан проект планировки территории Северного жилого района, в соответствии с которым земельные участки расположены за красной линией.

В обосновании своих требований, заявитель приобщил к материалам дела ответ от 10.05.2011 N 04-02-1018 из ООО «Лукойл - Теплотранспортная компания» о технической возможности выноса участка существующей теплотрассы, письмо от 18.04.2012 N 07-31.8/332 из ОАО «Донэнерго» о заключении договора для выноса кабельных линий напряжением 10кВ, договор энергоснабжения от 31.01.2007 N 50230.

Письмом от 19.06.2012 N ДА-01-21/13313 Департамент отказал заявителю в выдаче градостроительных планов, в связи с непредставлением полного комплекта документов.

Полагая, что действия заинтересованного лица нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО «ТФ «Донские зори» обратилось в суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении дела апелляционная коллегия полагает необходимым исходить из следующих обстоятельств.

Письма департамента правомерно квалифицированы судом первой инстанции как отказ в выдаче градостроительных планов земельных участков, поскольку в письмах содержится как собственно отказ, так и его мотивация с точки зрения нормативного регулирования.

Отказ в выдаче градостроительного плана департамент мотивирует непредставлением полного пакета документов, предусмотренного Стандартом оказания муниципальной услуги N СТ-036-04-3-4, утвержденным постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.06.201 N 360.

В силу ст. 43 - 46, 48, 50, 51, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.

Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Орган местного самоуправления представляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Анализ вышеизложенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о наличии обязанности органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.

Указанные нормы предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план (п. 17 ст. 46 Кодекса).

Перечисленные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя).

Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2012 по делу N А32-278/2012.

Апелляционная коллегия также учитывает следующее.

Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам. По смыслу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопросы о соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и возможности осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства решаются органом местного самоуправления на стадии выдачи разрешения на строительство. Градостроительным планом земельного участка, как и фактом его выдачи, заявителю не подтверждается соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования. Градостроительный план земельного участка относится к документам, необходимым для проведения государственной экспертизы проектной документации и принятия решения о выдаче разрешения на строительство.

Вопрос о возможности осуществления строительства (реконструкции) на данном участке решается при выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) на основе в том числе сопоставления испрашиваемого строительства (реконструкции) с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства. Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости). Поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности строительства (реконструкции) для желаемых заявителем целей обсужден быть не может (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 по делу N А32-899/2011).

Аналогично Верховным Судом Российской Федерации в решении от 14.05.2012 по делу N АКПИ 12-290 сделан вывод о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с удовлетворением требований общества о восстановлении нарушенного права на получение градостроительных планов земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2012 по делу N А53-24542/2012 отменить.

Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону в подготовке и выдаче градостроительных планов земельного участка площадью 200 кв.м., кадастровый номер 61:44:01 03 10:11, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 30е; земельного участка площадью 915 кв.м., кадастровый номер 61:44:001 03 10:3, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 30ж; земельного участка площадью 2906 кв.м., кадастровый номер 61:44:001 03 10:4 расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 30/2.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону в течение 30 (тридцати) дней с момента получения настоящего постановления в порядке, определенном частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвердить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" градостроительные планы земельного участка площадью 200 кв.м., кадастровый номер 61:44:01 03 10:11, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 30е; земельного участка площадью 915 кв.м., кадастровый номер 61:44:001 03 10:3, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 30ж; земельного участка площадью 2906 кв.м., кадастровый номер 61:44:001 03 10:4 расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 30/2.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
О.А.Сулименко
Судьи
Л.А.Захарова
С.С.Филимонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка