ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2012 года Дело N А01-2445/2011

15АП-8982/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2012 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филимоновой С.С. судей Н.Н. Смотровой, Н.Н. Ивановой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.

при участии: от заявителя ООО «Майкопская нерудная компания» представитель Мурашенко П.Д., по доверенности от 03.09.2012 от заинтересованного лица Кабинет Министров Республики Адыгея: представитель не явился, уведомлен от Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея: представитель не явился, извещен надлежащим образом

от ООО «ЮПК Дробильно-сортировочный завод «Ханский» представитель Субботина Е.И. по доверенности от 14.08.2012 от прокурора Республики Адыгея: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея

от 03.07.2012 по делу N А01-2445/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Майкопская нерудная компания" к заинтересованному лицу Кабинету Министров Республики Адыгея, Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея

при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "ЮПК Дробильно-сортировочный завод "Ханский", Прокурора Республики Адыгея о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий принятое в составе судьи Шебзухова З.М.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Адыгея обратился в Арбитражный суд с заявлением к Кабинету Министров Республика Адыгея о признании недействительным ненормативного акта.

Определением суда от 29.03.2011 заявление принято к производству, делу присвоен номер N 01-317/2011.

Общество с ограниченной ответственностью "Майкопская нерудная компания" (далее - ООО «Майкопская нерудная компания», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Кабинету Министров Республики Адыгея, Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея о признании недействительным ненормативного правового акта и незаконным действия органа государственной власти.

Определением суда от 11.08.2011 дела А01-317/2011 и NА01-1196/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением дела N А01-317/2011.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.01.2012 по делу NА01-317/2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 требования прокурора Республики Адыгея удовлетворены, суд признал недействительным решение аукционной комиссии, изложенное в протоколе от 01.04.2010 N 2 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявления победителя аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на 2 участке недр Родниковского месторождения, расположенного на территории г.Майкопа Республики Адыгея (лот N7), ООО «ЮПК Дробильно-сортировочный завод «Ханский» и пункт 4 распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 01.04.2010 N 98-р «О результатах проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащих месторождение общераспространенных полезных ископаемых» об утверждении решения комиссии по проведению аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, согласно протоколу от 01.04.2010 N 2.

Заявление ООО «Майкопская нерудная компания» к Кабинету Министров Республики Адыгея, Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, ООО «ЮПК ДСЗ «Ханский» выделено в отдельное производство с присвоением номера N А01-2445/2011.

До принятия судебного акта в порядке статьи 49 АПК РФ, заявитель уточнил требования в рамках дела N А01-2445/2011 и просил признать ООО «Майкопская нерудная компания» победителем аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на 2 участке недр Родниковского месторождения, расположенного на территории г.Майкопа Республики Адыгея (лот N7) по цене 6 149 976 рублей. Обязать Управление природных ресурсов и окружающей среды Республики Адыгея внести соответствующие изменения в протокол N 1 заседания аукционной комиссии от 19.03.2010. Обязать Кабинет Министров Республики Адыгея утвердить такой результат аукциона.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.07.2012 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд восстановил пропущенный срок на подачу заявления. Решение мотивировано тем, что совокупность действий ООО «ЮПК ДСЗ «Ханский» при проведении аукциона свидетельствуют о том, что целью участия в аукционе являлась не победа, а воспрепятствование признанию победителем добросовестного участника.

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея и ООО «ЮПК ДСЗ «Ханский» обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просили отменить решение суда в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявители указали на то, что при уточнении заявленных требований ООО «Майкопская нерудная компания» изменило одновременно предмет и основания иска. Кроме того, общество не заявляло ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование с указанием причин для обжалования.

Кабинет Министров Республики Адыгея поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ООО «ЮПК Дробильно-сортировочный завод «Ханский» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ООО «Майкопская нерудная компания» с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда законным и обоснованным по причинам, изложенным в письменном отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 05.10.2012.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 19.03.2010 управлением проведен аукцион на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на 2 участке недр Родниковского месторождения, расположенного на территории г.Майкопа Республика Адыгея ( лот 7).Согласно протоколу N 1 заседания аукционной комиссии от 19.03.2010 на участие в открытом аукционе поступили две заявки от ООО «ЮПК Дробильно-сортировочный завод «Ханский» и общества с ограниченной ответственностью «Майкопская нерудная компания».

Победителем аукциона было признано ООО «ЮПК Дробильно-сортировочный завод «Ханский», сделавшее последнее предложение о цене аукциона в размере 33 517 369 руб., 20 коп. В дальнейшем ООО «ЮПК Дробильно-сортировочный завод «Ханский» подано заявление об аннулировании результатов аукциона. Аукционная комиссия аннулировала решение по аукциону, данные действия отражены в протоколе N 2 от 01.04.2010.

Решение аукционной комиссии было утверждено пунктом 4 постановления Кабинета от 01.04.2010 N 98-р «О результатах проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

Принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах отнесены статьей 4 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

В силу статьи 10.1 Закона "О недрах" принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, является основанием возникновения права пользования участками недр.

В соответствии со статьей 13.1 Закона "О недрах" принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25.08.2009 N 181 утверждено Положение о порядке проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения (далее - положение).

Согласно пункту 2 положения организационное обеспечение подготовки и проведения аукционов осуществляет Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея.

В соответствии с пунктом 5 раздел IV положения решение Кабинета Министров Республики Адыгея о признании аукциона несостоявшимся принимается Кабинетом Министров Республики Адыгея в одном из следующих случаев:

1) на участие в нем не было подано заявок или подана одна заявка;

2) по результатам рассмотрения заявочных материалов к участию в аукционе не был допущен ни один заявитель или допущен только один;

3)участниками аукциона не предложена величина разового платежа выше стартового размера;

4)в процессе проведения аукциона были допущены грубые нарушения условий аукциона, утверждаемые Кабинетом Министров Республики Адыгея.

Порядок проведения аукциона и решение регламентирован Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.01.2010 N 8 «О проведении аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых».

В соответствии с пунктом 5 раздела 3 Положения для участия в аукционе претендент должен подать в уполномоченный орган заявку и документы согласно приложениям N 1 и N 2 к Положению в срок, указанный в объявлении. К заявке прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя или его представителя на участие в аукционе.

В соответствии с пунктом 4 Приложения N 9 к Постановлению имеется согласие собственника на отвод земельного участка для целей недропользования.

Гарантийным обязательством исх.04-003 от 17.03.2010 единственного участника ООО «ЮПК ДСЗ «Ханский» был установлен максимальный размер разового платежа за право пользования участками недр, в размере 6 000 000 рублей.

Между тем, ООО «Майкопская нерудная компания» предложила цену разового платежа в размере 6 149 976 рублей. Затем, представитель ООО «ЮПК ДСЗ «Ханский» сделал предложение о цене аукциона в нарушении установленных ограничений в размере 33 517 369 руб. 20 коп., а в последствии направил заявление об аннулировании результатов аукциона.

Данное заявление удовлетворено аукционной комиссией в протоколе N 2 от 01.04.2010.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.01.2012 по делу NА01-317/2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 требования прокурора Республики Адыгея удовлетворены, суд признал недействительным решение аукционной комиссии, изложенное в протоколе от 01.04.2010 N 2 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявления победителя аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на 2 участке недр Родниковского месторождения, расположенного на территории г.Майкопа Республики Адыгея (лот N7), ООО «ЮПК Дробильно-сортировочный завод «Ханский» и пункт 4 распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 01.04.2010 N 98-р «О результатах проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащих месторождение общераспространенных полезных ископаемых» об утверждении решения комиссии по проведению аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, согласно протоколу от 01.04.2010 N 2.

Довод заявителя жалобы на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание и предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Уточнение требований в данном случае обусловлено дополнительно принятым ненормативным актом (протокола N 2 от 01.04.2012) в целях исполнения протокола N 1. Изменение предмета спора в части внесения изменений в протокол N 1 произведено заявителем в рамках одного и того же способа защиты. Обстоятельства, на которые заявитель основывает свои требования, являются аналогичными применительно ко всем оспариваемым актам и изменялись.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пропуск срока заявителем на обжалование ненормативного акта является необоснованной ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Исходя из содержания части 4 статьи 198 АПК РФ, законодателем предусмотрены особенности обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, в том числе по сроку подачи заявления, который не может быть неопределенным и в данном случае установлен в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

В Определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).

Таким образом, несоблюдение установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока для обращения в арбитражный суд в силу статьи 129 АПК РФ не является основанием для возвращения заявления.

Статья 150 АПК РФ также не содержит в качестве основания для прекращения производства по делу пропуск срока для обращения в суд или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства, связанные с причинами пропуска срока на обращение в арбитражный суд, признал их уважительными и восстановил срок.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.

Все остальные доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
С.С.Филимонова
Судьи
Н.Н.Смотрова
Н.Н.Иванова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка