АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2009 года Дело N А51-15675/2009

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М. Попова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Березюк, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Оскар» к ИФНС России по г.Находка о признании недействительным решения от 28.05.2009 N07/67 при участии от истца: извещен, не явился от налогового органа: Ихьяева Н.М. установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Оскар» (далее по тексту «заявитель» или «налогоплательщик») обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находка (далее по тексту - «налоговый орган», «инспекция») от 28.05.2009 N07/67 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и о признании правомерным освобождение от уплаты НДС выручки за 2006 год в сумме 10 148 361 руб. в соответствии со ст. 148 НК РФ.

Общество в суд своего представителя не направило, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом. На основании статей 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя заявителя.

Как следует из текста заявления, в обоснование требований о незаконном начислении НДС на выручку от оказания услуг по добыче и переработке морепродуктов Общество указало, что выводы инспекции не согласуются с п.п.1 п.1 ст. 146, п.1 ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что совершенные предприятием операции не относятся к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, поскольку услуги по вылову водных биологических ресурсов оказывались за пределами 12-ти мильной зоны РФ, следовательно, в силу п/п. 5 п.1.1 ст. 148 НК РФ, не подлежат обложению НДС.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласился, представил отзыв на заявление в котором указывает, что поскольку Общество зарегистрировано на территории РФ, следовательно, на основании п/п 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, услуги по вылову водных биоресурсов, оказанные ООО «Оскар» подлежат обложению НДС, поскольку в таком случае место реализации предоставляемых услуг признается территория РФ. Следовательно, такие операции являются объектом обложения НДС.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Оскар» зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС РФ по г. Находка, о чем 28.12.2004 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 1042501619599.

ИФНС России по г. Находка проведена выездная налоговая проверка ООО «Оскар» по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2007. По результатам проверки составлен акт от 29.04.2009 N07-56/18. В ходе проверки Инспекцией установлено, что в нарушение п.п.1 п.1 ст.146, п.2 ст.148, ст.153, п.1 ст.154 НК РФ Общество включило реализацию услуг по сдаче в аренду судна СТР «Стрежевой» в сумме 10 148 361 руб. в состав операций освобождаемых от НДС. По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение от 28.05.2009 N 07/67 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому ООО «Оскар» доначислен НДС за 2006 год в сумме 1 826 705 руб.

Обществом была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 23.07.2009 N 10-02-11/449/18674 жалоба ООО «Оскар» была оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции от 28.05.2009 N 07/67, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав доказательства по делу, заслушав доводы сторон, суд считает требования Заявителя не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «Оскар» предоставило ОГУП «Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов» укомплектованное экипажем рыбопромысловое судно СТР-503 «Стрежевой» во временное владение и пользование по договору тайм-чартера от 01.02.2006 N01/2006 для целей промышленного рыболовства, а именно, для вылова 110 тонн краба стригуна-опилио в Северо-Охотоморской подзоне Охотского моря. Дополнительным соглашением от 29.06.2006 стороны договорились об увеличении количества вылавливаемых биоресурсов до 160 тонн.

Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 67 Конституции Российской Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.12.1998 N191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в статье 148 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации в целях применения гл. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если деятельность организации, выполняющей эти работы (услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполнения работ (услуг), не предусмотренных п.п. 1-4 этой же статьи (п.п. 1- 4.1 данного пункта в редакции, действующей с 01.01.2006).

По правилу, изложенному в абзаце 1 п. 2 ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации место деятельности организации определялось на основе данных ее государственной регистрации.

Абзац 2 этого же пункта ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривает оговорку при применении правил определения места осуществления деятельности организации, по которой в целях гл. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации местом осуществления деятельности организации, которая предоставляет в пользование воздушные суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория РФ, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами РФ.

В рассматриваемой ситуации данная оговорка применению не подлежит, поскольку материалами дела подтверждено, что судно СТР «Стрежевой» передано заявителем во временное пользование для ведения рыбопромысловой деятельности по вылову водных биологических ресурсов, а не перевозки.

Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах», вступившим в силу с 1 января 2006года, внесены изменения в ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации, расширившие содержание п. 1 ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации введением п.п. 4.1 и 4.2 в п.1, п. 1.1.

Однако, расширение Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ содержания п. 1 ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации новыми подпунктами 4.1 и 4.2 не отменяет применение общих правил определения места реализации работ (услуг), не поименованных в подпунктах 1- 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Согласно норме п.п. 5 п. 1.1 ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации в целях исчисления НДС местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ, если услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в п.п. 4.1 и 4.2 п. 1 настоящей статьи.

Оказанные заявителем услуги не отвечают признакам перевозки (транспортировки), а также не являются услугами, непосредственно связанными с транспортировкой или фрахтованием, т.е. по сути, сопутствующими услугами (как например, погрузка, перегрузка, сопровождение, экспедирование, хранение, сортировка и пр.), а представляют собой собственно услуги по передачи судна во фрахт.

Таким образом, основания для применения п.п. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового Кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Понятие «места осуществления деятельности организации» расшифровано в абзаце 1 п. 2 ст. 148 НК РФ - это место государственной регистрации организации. В данном случае, ООО «Оскар» зарегистрировано на территории РФ, следовательно, на основании п/п 5 п. 1 ст. 148 НУК РФ, услуги, оказанные Обществом подлежат обложению НДС.

Поскольку Налогоплательщик не исчислил и не уплатил в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 1826 705 руб. с реализации услуг по сдаче судна в аренду, то суд считает, что Инспекция обоснованно доначислила ООО «Оскар» налог в указанной сумме. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, являются обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождают последнего от налоговой ответственности.

Согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Министерство Финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Из материалов дела следует, что, не исчисляя к неуплате НДС, Заявитель руководствовалось разъяснениями, данными в письмах Министерства Финансов Российской Федерации.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины Заявителя в неуплате налога, что в силу п.8 ст.75, п. 2 ст. 109, п.п. 3 п. 1 п. 2 ст. 111 НК РФ исключает возможность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и начисления пени, но не освобождает от обязанности в уплате законно установленных налогов.

С учетом того, что Заявителю отказано в удовлетворении требований на основании ст. 101,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате госпошлины распределению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ООО «Оскар» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находка от 28.05.2009 N07/67 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.

     Судья
Попов Е.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка