АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2009 года Дело N А56-47943/2007


[Суд удовлетворил требование о взыскании убытков и о возмещении судебных расходов, поскольку факт нарушения таможенным органом сроков таможенного оформления товара по ГТД подтвержден представленными доказательствами]

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель - ООО "Магистральстройсервис"; заинтересованные лица - Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Балтийская таможня, о взыскании убытков, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральной таможенной службе России (далее - ФТС России) и Балтийской таможне (далее - Таможня) о взыскании убытков в сумме 144150,08 руб. и о возмещении судебных расходов. Таможня и Федеральная таможенная служба Российской Федерации возражают, считают требования Общества необоснованными, ссылаясь на то, что бездействие Таможни по задержке выпуска товара по ГТД N 10216080/300107/0010283 было правомерным, поскольку было вызвано требованием предоставления от Общества дополнительных документов и сведений, необходимых для выпуска товара Обществом, заявлено ходатайство об отказе от требований к Балтийской таможне.

Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, суд установил, что:

- Общество представило 30.01.2007 Таможне грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10126080/300107/0010283 для ввоза на территорию Российской Федерации товара - панели ПВХ "KOMMERLING";

- Таможня, досмотрев заявленные в ГТД N 10126080/300107/0010283 товары в период с 01.02.2007 и 03.02.2007, выдала Обществу Требование от 04.02.2007 о внесении изменений в графу 38 ГТД о "весе нетто товара", которое было исполнено в тот же день, что установлено решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2009 по делу N А56-6720/2007;

- 23.02.2007 Таможня выставила Обществу требование о предоставлении дополнительных сведений о материале изделий и о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей. Требование Таможни было направлено без приложения расчета суммы обеспечения. Повторное требование от 01.03.2007 об обеспечении уплаты таможенных платежей Таможня вновь направила Обществу. Письмом от 02.03.2007 Общество просило таможенный орган принять решение о выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей и списать таможенные платежи из сумм денежного залога, внесенных на счет Таможни. Товар был выпущен Таможней в свободное обращение 04.03.2007;

- посчитав, что права Общества нарушены незаконным бездействием таможенного органа, выразившемся в неоформлении товаров в сроки, установленные статьей 152 Таможенного кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в арбитражный суд. Решением суда первой инстанции от 16.05.2007 по делу N А56-6720/2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.10.2007, заявление Общества было удовлетворено, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями Таможни;

- согласно статье 365 Таможенного кодекса Российской Федерации при проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение лицам убытков таможенные органы либо их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- в соответствии с частью второй статьи 413 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации;

- убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества;

- в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования;

- в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наличие состава правонарушения, включающего факт нарушения должностным лицом государственного органа возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер последних;

- в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;

- в соответствии со ст.152 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам;

- таким образом, товар должен был быть выпущен Таможней в свободное обращение 08.02.2007, тогда как фактически был выпущен 04.03.2007;

- доводы Таможни о том, что у Общества запрашивались дополнительные сведения и обеспечение уплаты таможенных платежей, необоснованны, поскольку все действия таможенного органа должны осуществляться с учетом сроков, установленных ст.152 Таможенного кодекса Российской Федерации;

- факт нарушения таможенным органом сроков таможенного оформления товара по ГТД N 10216080/300107/0010283 установлен решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2009 по делу N А56-6720/2007;

- убытки Общества связаны с хранением товаров и использованием контейнеров под товарами, ввозимыми по ГТД N 10126080/300107/0010283 в период с 08.02.2007 по 04.03.2007, размер убытков в сумме 141743 руб. 03 коп. подтвержден актом сверки (подробным расчетом) и обоснован представленными документами;

- при вышеуказанных обстоятельствах заявленные требования Общества обоснованы и подлежат удовлетворению в сумме 141743 руб. 03 коп.;

- согласно ведомственной подчиненности ФТС России является главным распорядителем бюджетных средств для Таможни. Следовательно, в рассматриваемом деле ФТС России является главным распорядителем бюджетных средств, с которого производится взыскание за счет казны Российской Федерации;

- в соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе, до вынесения решения по делу, отказаться от заявленных им требований полностью или в части;

- отказ Общества от требований к Балтийской таможне не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц и принимается судом;

Руководствуясь статьей 167, п.2 ст.176, ст.110, п.4 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Взыскать с Федеральной таможенной службы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета 141743 руб. 03 коп. убытков и 5302 руб. 75 коп. расходов по госпошлине.

В отношении требований к Балтийской таможне производство по делу прекратить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка