АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2009 года Дело N А56-20186/2009
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2009 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Корушовой И.М., при ведении протокола судебного заседания судьей Корушовой И.М. рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ОАО "Российские железные дороги"
ответчик: ОАО "МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" о взыскании 68021,38 руб. при участии
- от истца: Шарунова О.А. (доверенность N11/2-84 от 27.12.2008)
- от ответчика: Кенцис Е.Г. (доверенность N78 ВК N142720)
установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу « Морской порт Санкт-Петербург» (далее - Морской порт СПб) о взыскании 76500,00 руб. штрафа за неочистку вагонов от остатков ранее перевозимого груза.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в период с 01.11.2008 по 16.12.2008 ОАО "РЖД" установили наличие в переданных Морским портом СПб 17 вагонах остатки от ранее перевозимых грузов, что подтверждается записями в имеющихся в материалах дела в памятках приемосдатчика и в актах общей формы.
ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 76500,00 руб. штрафа за неочистку указанных вагонов, ссылаясь на статьи 44 и 103 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 44 УЖТ РФ после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи; с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 8 Правил очистки и промывки вагонов при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Пункт 9 Правил предусматривает обязанность при выгрузке груза средствами грузополучателя в местах общего пользования вывезти оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов, контейнеров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и других материалов грузополучателем. Данное положение соответствует статье 44 Устава, поскольку лицо, обязанное к очистке вагонов, должно вывезти оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов мусор, остатки груза и другие материалы.
Пунктом 2 настоящих Правил предусмотрено, что очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
Довод ответчика о недоказанности ОАО "РЖД" факта неочистки вагонов на основании актов общей формы, которые Порт не подписал, но сделал на них отметку о том, что вагоны выгружены и зачищены, не основан на нормах действующего законодательства.
Имеющиеся в материалах дела акты общей формы, составленные в соответствии со ст. 119 Устава железнодорожного транспорта РФ, в соответствии с полномочиями, предоставленными грузополучателю Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, и по форме, утвержденной Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 года N 45), свидетельствуют о наличии остатков от использованных ЗПУ, а также от остатков ранее перевозимых грузов в вагонах поступивших от грузоотправителя в адрес ответчика.
Поскольку факт нарушения Морским портом СПб требований статьи 44 УЖТ РФ подтвержден надлежащими доказательствами, то ОАО "РЖД" правомерно начислило ответчику штраф, установленный статьей 103 названного Устава.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Взыскать с открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" в пользу ОАО «Российские железные дороги» 76500,00 руб. штрафа, 2795 руб. расходов по госпошлине.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья
Корушова И.М.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка